124
Пастырские встречи. Молитвы перед Причащением

Как готовиться ко Причастию, если человек идет к Чаше впервые? Что делать, если хочется причаститься, но Последование не прочитано? Почему молитва неопустительна?

Готовясь к Причащению, христианин должен соблюдать пост, читать три акафиста, Последование. Но как быть, если человек идет к Чаше впервые и такой объем молитвенного труда для него непривычен? А что делать, если причаститься хотелось бы, но Последование не прочитано?

Иеромонах Лука (Ауле) на одной из Пастырских встреч еще раз акцентировал внимание на подготовке к главному Таинству.

– Отец Лука, а можно сидя читать молитвы, Евангелие?

– Если у вас ноги больные, то можно и сидя. Святые отцы, в частности преподобный Серафим Саровский, говорили, что Священное Писание всегда нужно читать только стоя. Но в то же время преподобный Амвросий Оптинский говорил, что если вы стоите на молитве и у вас болят ноги, то лучше думать о молитве сидя, нежели стоя вместо молитвы думать о ногах. Если человек по болезни немного ослабит свой телесный подвиг, то это вполне допускается. Вообще все, что делается с благословения, с рассуждения, с совета, с молитвы, – это все принимает Бог. Иногда бывает, что не надо многочасовых молитв. Если человек болен, то, бывает, несколько минут его сердечного покаяния Бог тоже приемлет. Вы смотрите по здоровью и, конечно, советуйтесь со своим духовным отцом.

Все, что делается с благословения, с рассуждения, с молитвы, Бог принимает

– Существует ли власть мирянина над батюшкой? Например, если священник не допускает ко Причастию. Жаловаться в вышестоящие органы?

– Не существует никакой власти, никого ни над кем. Не существует! Если священник не допускает мирянина к Причастию, то прежде всего он поясняет, почему он это делает. Как правило, так бывает, когда человек не подготовился, не постился, не молился. Архимандрита Иоанна (Крестьянкина) спрашивали: «Батюшка, как быть насчет подготовки ко Причастию в молитве?» Он отвечал: «Молитва перед Причастием неопустительна». Он говорил, что единственный раз не прочитал молитвы ко Причастию, когда его забрали на допрос и у него просто не было времени. В Учительном известии для священника говорится: если священник всю ночь исповедовал народ и у него не было времени помолиться, то перед службой он обязан вычитать молитвы ко Святому Причастию.

– А если не вычитал Последование, то когда читать? После Причащения?

– Если не вычитали молитвы ко Причастию, надо подойти к священнику и спросить у него, как быть. У меня такие случаи бывают, не часто. И я обычно говорю так: «У вас еще есть почти час впереди, за этот час вы неспешно, спокойно можете прочитать молитвы ко Причастию». Не прошу вычитывать три канона ко Причастию, а Последование, начиная с места: «Хотя ясти, человече, Тело Владычне. Страхом приступи, да не опалишися: огнь бо есть» и заканчивая: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешные спасти». Вы спокойно можете встать где-нибудь в уголочке, у каждого есть телефон, открыть эти молитвы и прочитать, никому не мешая. Но это исключение, на службе человек должен участвовать в молитве, общей молитве.

– Отец Лука, подскажите, если человек только-только пришел в храм, какие ему молитвы перед Причастием читать? Потому что полное правило – для него это убийственно длинные молитвы.

– К нам приходит много прихожан, которые только воцерковляются, и я им не говорю: «Ну-ка давай три канона с акафистом вычитай, еще и Псалтирь почитай». Да он вообще не понимает ничего. Таким людям я говорю прочитать десять молитв. Это даже неспешно минут 15. Этого в принципе достаточно, чтобы человек приобщился к молитвенному труду.

– А какие молитвы утренние и вечерние вычитывать новоначальным?

– Мы все с вами начинающие, просто каждый на определенной ступени находится. Мне самому, когда я первые месяцы или годы ходил в храм, было страшно тяжело вообще понять, что такое молитвослов, что такое Псалтирь, акафисты. Для меня это был темный лес. И когда я первый раз соприкоснулся с утренними и вечерними молитвами, я подумал: «Ну как это? Столько молитв читать? Это нереально». Я начинал сначала одну молитву, потом две молитвы читать, три молитвы, потом уже полный объем. Потом утренние и вечерние молитвы у меня уже были неопустительны, я просто ими жил и, скажу честно, живу ими по сей день, как и все.

Что можно посоветовать новоначальным? Попробуйте, допустим: «Царю Небесный», «Трисвятое» по «Отче наш», 12 раз «Господи помилуй», псалом 50-й, Символ веры и какую-то одну молитву, допустим, в вечерних молитвах последнюю: «Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице…». Новоначальному надо эти молитвы объяснить, и пусть после этой молитвы заканчивает: «Достойно есть» и «Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас», «В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой, Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми. Аминь» и ложится отдыхать.

Утренние молитвы, если человеку тяжело, можно подсократить, но это должен делать все-таки духовник. А если новоначальному нравятся молитвы, то слава Богу. Но что касается Евангелия, то, конечно, надо хотя бы по одной главе в день читать.

А потом человек растет, и в его росте духовном тоже должен быть духовник, который должен его направлять. Знаете, так про монашествующих говорят, но и к мирянам тоже применимо: «Когда брат начинает чрезмерно брать на себя какие-то подвиги, сдерни вовремя его за ноги обратно на землю, рановато ему еще». Иногда подвижники начинают добавлять молитв и этого становится мало, давай еще Псалтирь, а потом и всю Псалтирь давай каждый день читать, и все Евангелие каждый день читать, а еще и 1000 поклонов. А потом знаете, чем заканчивается? – «А теперь все на дискотеку».

– А можно ли начинающим вместо утреннего или вечернего правила читать Часы?

– Знаете, начинающим все-таки не надо так экспериментировать. Часы – это уже богослужение. Часы читаются уже после того, как утренние и вечерние молитвы вы прочитали. Это для каждого мирянина, монаха обязанность, потому что молитва дает благословение и на день, и на ночь, на сон грядущий. Это очень правильно для каждого из нас – молиться и утром, и вечером.

Молитва дает благословение. Это очень правильно – молиться утром и вечером

– Часы можно только в качестве дополнения?

– Да, в качестве дополнения и обязательно с благословения. Вообще, если у вас будет благословение и на молитвы, и на ваши труды, то вы всегда будете чувствовать себя спокойно и уверенно. И если вас враг начнет искушать в мыслях или смущать, у вас смущения не будет, потому что у вас всегда защита: «А меня батюшка благословил». Это защита и это благословение Божие. Когда мы верим, что именно через священника нам преподается Божие благословение, и священник вразумляет нас и говорит, что делать, – это имеет большую благодатную силу.

– Можно читать Псалтирь по-русски, чтобы понимать?

– Нет, я вам советую Псалтирь читать все-таки на церковнославянском языке, а если вы чего-то не понимаете, вы можете с параллельным переводом читать. Есть такие издания, где столбик на церковнославянском и рядом параллельный перевод. Если что-то не понимаете, постоянно туда подсматривайте. И так вы прочитаете Псалтирь и раз, и два, и три, и в конце концов вы уже туда не будете смотреть, потому что будете знать перевод всего. И, соответственно, потом можно будет оставить издание с параллельным переводом и уже взять обычную Псалтирь. Но читайте на церковнославянском языке. Дело в том, что перевод немножечко искажает суть.

– Как бороться с унынием? После Причастия Святых Таин два дня максимум все хорошо, а потом опять уныние.

– Прежде всего – бороться терпением. Что можно посоветовать тем людям, которым тяжело и которых борет уныние? Не забывайте физический труд. Запомните: как только человек себя преодолевает и подводит себя к физическому труду, любому, – хотите двор подметайте, хотите копайте, хотите снег убирайте, хотите, просто пойдите куда-нибудь сходите, но себя понудьте к движению, к движению своего тела, – уныние ослабевает. Но если вы хотите, чтобы оно полностью искоренилось, для этого труд должен быть многолетним. Эта страсть просто так из человека не выйдет, но частым Причастием, постоянным покаянием, трудом, чтением Псалтири уныние отгоняется.

– В каком мире мы живем и что грядет?

– Нам всем нужно ждать Царства Божия, жить по евангельским заповедям и всегда быть готовыми к встрече с Богом. Не надо циклиться на том, что произойдет и какая бомба куда упадет. У нас есть евангельские заповеди, есть богослужения, Святое Причастие, есть покаяние, есть изучение Святого Писания, по которому мы должны жить, и, как нам говорил батюшка Серафим Саровский, ум должен плавать в евангельских заповедях, плавать в Евангелии. Просто на каждый наш шаг у нас должен быть ответ из Евангелия. А у нас часто не так получается. Спрашиваешь: «Когда вы в последний раз Евангелие читали?», отвечают, что даже не помнят этого. А иногда спрашиваешь: «Вы правило творите каждодневно?» Ответ: «Да». «А вот Евангелие сегодня о чем было?» – Не помнит. Получается, человек, может быть, и исполняет правило, но он не прилагает ума, не прилагает внимания к тому, что он прочитал. А переосмысление и изменение души у человека происходит тогда, когда он прилагает сердце и ум, к тому, что он читает. Вот когда он думает, тогда и происходят изменения. А когда мы ставим только галочку, чтобы нас совесть не осуждала, что мы сегодня помолились...

Нам нужно ждать Царства Божия, жить по евангельским заповедям и всегда быть готовыми к встрече с Богом

Прежде всего, в уме человека рождается мысль. Человеку мысль может вложить ангел от Господа, и человек этими мыслями двигается. Когда поражен ум человека и когда поражен, соответственно, дух, то что к человеку может прийти в такое больное, поврежденное сердце? Конечно, грех.

– Что будет на Страшном Суде с китайцами и индусами, то есть с иноверцами? Или с ними будет по-другому?

– Что будет с ними, нам не открыто. Господь знает Сам, как спасать род человеческий. Отвечу вам словами святителя Феофана Затворника. Когда-то ему задали вопрос: «А католики спасутся?», святитель ответил: «Спасутся католики или не спасутся, я не знаю, но вот я знаю, что, если я не буду в православии, я не спасусь». Обратите внимание, он не стал выносить суд: «Нет, они не спасутся, они еретики». Он сказал: «Я не знаю, этот суд не нам дан. Но знаю однозначно, что, если не буду в православии, не буду в Святых Таинствах участвовать, не буду причащаться, исповедоваться, не спасусь».

– Как выработать в себе самодисциплину и бороться с расслабленностью?

– Начните с малого и самое главное – будьте постоянны в малом. И запомните: любая маленькая добродетель, даже самая маленькая, не замедлит привести сестру. И одна добродетель жить не может, она приведет сестру, а сестра еще приведет сестру, и у вас со временем вся ваша жизнь превратится в добродетельную жизнь, полную таких добродетелей-сестер. То же самое скажу и о страстях. Одну страсть приобретете, она приведет десять страстей, будете в десяти страстях жить. Одну страсть оставите – отойдет и другая страсть. Это закон духовный, который проверен годами.

monastery.ru

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15