202
Образ Святой Троицы возвращается домой

"В ней черпают вдохновение богословы, в ней бьется сердце истории..." Решением Президента "Троица" Андрея Рублева, созданная для молитвы, возвращается Церкви.

Икона Святой Троицы письма преподобного Андрея Рублева возвращается Церкви. Историческое событие! Согласно решению Президента Российской Федерации Владимира Путина, в течение года образ будет находиться в Храме Христа Спасителя, а затем вернется на свое исконное место: в Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В списках с ризных книг конца XVI века мы читаем, что «Троица» находилась здесь в местном (нижнем) ряду иконостаса – там, где обычно располагается храмовая икона. «Сказание о святых иконописцах» XVII века рассказывает, что икона была написана Андреем Рублевым по просьбе игумена Никона «в похвалу отцу своему Сергию Радонежскому».

Фото 1.=первью.jpeg
Если Библия – это слово Божие, то икона – Его слово в красках. Что мы можем открыть, к чему прикоснуться через икону Святой Троицы? Глубина и красота – сердце наше в ней. И не только наше: здесь бьется сердце истории. Здесь черпают вдохновение богословы. В ней – радость и отражение общения любви внутри Святой Троицы и с нами, окунающимся в нее!

Икона кисти преподобного Андрея являет настоящее, живое отражение святого человека, делателя Иисусовой молитвы. Быть может, об этом молитвенном молчании сказал преподобный Исаак Сирин: «Молчание есть тайна будущего века». По сравнению с сюжетом «Гостеприимство Авраама», здесь все сосредоточено на главном: только Святая Троица и символы, связанные с Ней. Ни одной лишней детали, ни намека на суету. Икона преподобного Андрея утонченная и цветная. Не цветастая, прикрывающая яркой краской внутреннюю пустоту, чем зачастую занимается реклама и современное искусство, а пронизанная чувством гармонии цвета, отражающей Небеса. Ее колорит сравним с тонким дыханием ветра, в котором открывается Дух Божий. В ее Ликах, жестах, линиях особая точность, скромность и сила, как в действиях Бога в нашей жизни. Искусство преподобного Андрея рождено дыханием Духа, запечатленного во внутренней динамике образа.

В ее Ликах, жестах, линиях особая точность, скромность и сила, как в действиях Бога в нашей жизни

Декан иконописного факультета Московской духовной академии архимандрит Лука (Головков) рассказывал, как кисть преподобного Андрея не смогла оставить равнодушным князя Евгения Николаевича Трубецкого. Вначале «он восхищался живописью Васнецова и его "Шествием праведных в рай", а когда увидел росписи преподобного Андрея Рублева, его пронзило. И поразило: во фресках почти отсутствует движение, но движение жестами, движение взглядов настолько глубокое, настолько в них видна целеустремленность праведных». Вот истинное «Шествие праведных в рай». Вместе с преподобным Андреем.

Можно долго стоять перед иконой: то молиться, то любоваться, потом снова молиться и снова любоваться ей. Мы с друзьями, студентами и выпускниками художественного и иконописного факультета, приходили в Третьяковскую галерею посмотреть лучшее, что нам дает история живописи. И начав с залов иконописи, проводили в них почти всё время.

Святая Троица – вдохновение богословов. Святитель Николай Сербский пишет: «Как любовь Бог открылся роду человеческому в откровении о единстве Святой Троицы». Это Сын Божий засвидетельствовал словами: «Я во Отце и Отец во Мне» (Ин. 14: 10)».

«И так из вечности в вечность, без начала и конца, без перемен, без уменьшений и увеличений, без каких-либо внешних событий, вне времени и пространства».

«Особенность любви… состоит в том, что любящий желает раствориться в возлюбленном. Так горяча любовь... Но непостижимым образом Каждый остается тем, что Он есть, потому и говорится о Святой Троице: нераздельна – неслитна». «Любовь в одном лице – не любовь, а самолюбие и себялюбие, потому Мухамед и не упоминает о любви в связи с богом-Аллахом, но только о праведности и милосердии. Любовь между двумя людьми охладевает и превращается в печаль. Потому бездетность в Ветхом Завете считалась проклятием… Любовь становится полной при появлении третьего. И на земле это так, ибо так это и на Небе».

Одни ходят по храму, как по музею, другие – по музею, как по храму. Сегодня икона Святой Троицы, созданная для молитвы перед ней, возвращается на свое место: в храм, о котором сказал Господь: Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов (Мк. 11: 17).

Сердечная благодарность сотрудникам Государственной Третьяковской галереи, сохранившим икону в годы советской власти (она была передана музею в 1929 году). Видя взволнованное, бережное, благоговейное отношение к древнему образу, невольно думаешь: дай Бог трепет, который имеют музейные работники перед святой древностью, иметь каждому из нас перед святыней. В чем его корни? Работники музеев понимают, что есть жизнь шедевра и есть его смерть. А ведь и у души есть жизнь и есть смерть. Господь все устраивает так, чтобы оживали наши души. Сохранение древних святынь всегда и в руках человеческих, и в руках Господа, сохранившего и даже обновившего некоторые иконы и фрески и охраняющего и обновляющего от греховной черствости наши души.

Сохранение древних святынь всегда и в руках человеческих, и в руках Господа

Во времена народных бед победы, маленькие и большие, случаются не на пустом месте. За покаяние, любовь к святости, горячую молитву милует Господь.

Дай Бог нам, грешным, милости Божией! Не будем забывать, что «не численность войск решает исход войны, а Бог. Бог помогает смиренным и верующим против гордых и неверующих».  «Победит тот народ, который, будучи призван на войну Божиим Промыслом, покается раньше других и, воззвав к Богу, исправит свои грехи» (святитель Николай Сербский).

«Будем и мы и догматы… содержать со всею точностию и привлекать к себе любовь Божию. Ибо Он прежде возлюбил нас, когда мы еще ненавидели Его; и примирил с Собою, когда мы еще были врагами Его» (святитель Феофан Затворник).

Праздник и образ Святой Троицы – особая высота, дверь в тайны и радость Царства Небесного. Из Священного Писания мы многое узнаём о земной жизни Спасителя, но о жизни будущего века и тайнах Святой Троицы оно говорит прикровенно. По словам преподобного Силуана Афонского, «люди не знают этой тайны, но Иоанн Богослов ясно сказал: Будем подобны Ему, – и это не только после смерти, но еще и теперь, ибо Милостивый Господь дал на землю Духа Святого и Дух Святой живет в Церкви нашей; Он живет в непорочных пастырях; Он живет в сердцах верующих; Он учит душу подвигу; Он дает силы исполнять заповеди Господни; Он наставляет нас на всякую истину; Он так украсил человека, что человек стал похож на Господа».

Фото 4.jpeg (1).png

Неслучайно центр иконы – символ Чаши Евхаристии, в которой Господь объединяет нас – таких разных по национальностям, характерам, условиям жизни – в Самом Себе. Может ли любое счастье этого мира быть совершеннее этого счастья? Именно к ней ведет «Путь к счастью». И именно об этом небесном счастье преподобный Андрей оставил свидетельство, «богословие в красках», икону Святой Троицы.

Тропарь Святой Троице

Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш, И́же прему́дры ловцы́ явле́й, низпосла́в им Ду́ха Свята́го, и те́ми уловле́й вселе́нную, Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.

Татьяна Карп

monastery.ru