42

Убиенный схиепископ МАКАРИЙ (Васильев)

Васильев Кузьма Васильевич 1871 - 1944

             

 

Родился  05.09.1871,д. Губа Тихвинского у. Новгородской губ. — 31.03.1944. в крестьянской семье и с детства тянулся к церковным службам с их неотмирным пением.

В 1894 году поступил в пустынь преподобного Макария Римлянина. С 17 окт. 1894 г. послушник Макриевской пустыни.

25.12.1900 принял монашеский постриг с именем Кирилл.

Монашествовал в Макарьевской пустыни под г. Любанью.

 В 1901г. был рукоположен во иеромонаха

В 1906  году братия единодушно избрала его настоятелем

в 1910 утвержден в должности с возведением в сан игумена.

Известность монастыря, число братии и богомольцев постепенно возрастали. К новому настоятелю из разных мест, особенно из Петербурга, постоянно тянулись люди в поисках духовного утешения. Революция не затронула монастырь, благодаря окружавшим его непроходимым болотам. Он не привлекал внимания большевиков, которые все равно не смогли бы использовать его здания.

В 1919—1920 годы монастырь был преобразован в трудовую сельскохозяйственную артель. Подобные преобразования вводились в монастырях повсеместно с целью недопущения их закрытия. Богослужения в храмах продолжали совершаться, а в корпусах монастыря жили 30-40 насельников. Весной 1922 года с началом кампании по «изъятию церковных ценностей» призвал верующих к защите главной святыни обители — раки с мощами преподобного Макария — «до последней возможности, даже до крови». От изъятия удалось скрыть множество драгоценной церковной утвари и священных предметов.
Резко отрицательно относился к возникшему в мае 1922 года обновленческому расколу. Не признавал обновленческого ВЦУ.

В 1923 году, согласно указу Патриарха Тихона, был хиротонисан во епископа. В это время были хиротонисаны многие новые епископы, чтобы, несмотря на постоянные аресты, остававшиеся на свободе могли управлять паствой.

В 1924 года вместе с пятнадцатью иноками были арестованы за сокрытие монастырских ценностей и приговорен к пяти годам. Отправлен в “Кресты”, а оттуда в концлагерь в Вологодской губернии.

После трех с половиной лет, проведенных в заключении, Владыка освободился по амнистии и вернулся в свой монастырь.

Там, намереваясь посвятить себя молитве и порвать все связи с миром, он был уволен на покой.

 В 1928 году в Александро-Невской Лавре принял схиму с именем своего любимого святого Макария Римлянина – основателя монастыря.

Он жил в келье на втором этаже; его келейником был иеродиакон Вукол. Ежедневно Владыка служил раннюю литургию в боковом алтаре, не архиерейским чином, а как простой священник, только с маленьким омофором поверх фелони. Все остальные службы он проводил стоя на клиросе, одетый в вышитую мантию схимника.

Он всегда был погружен в молитву и казался живущим уже в мире святых. Но, конечно же, он не мог долго избегать встречи с богоненавистной властью коммунистов.

18 февраля 1932 года вновь арестован со всей братией, во время “святой ночи” страданий русского монашества, и это стало концом монастыря преподобного Макария Римлянина, просуществовавшего много столетий.

Все монахи и братия пустыни преподобного Макария Римлянина (около 40 человек) были арестованы и привезены в Ленинград, как опасные преступники, самое присутствие которых угрожает обществу. Владыка вместе со своим келейником - иеродиаконом Вуколом и ризничным иеромонахом Афиногеном (Агаповым) /+24.06.1979/ был приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан.

После окончания срока ссылки поселился в районе города Чудово. Вплоть до начала Великой Отечественной войны и оккупации немцами Новгорода в течении более 10 лет, он не ночевал более двух ночей в одном и том же доме. С большими предосторожностями и постоянной опаской скитался по разным местам в пределах бывших Новгородской и Петроградской губерний.

Работал пастухом у крестьян в колхозах, объезжал города и села, тайно совершая богослужения и требы, готовил своих духовных чад к принятию сана, постригал в монашество и рукополагал.

Шутя говорил, что у него была своя духовная семинария и академия. Имел многочисленных духовных чад — мирян, тайных монахов и тайных священников.

Приход немецких войск застал владыку в Чудове, и он сразу отправился в свой бывший монастырь, желая собрать уцелевших насельников и возродить обитель. Здесь владыка узнал о страшном злодеянии нацистов.

Перед войной в зданиях пустыни располагался инвалидный дом. Пришедшие немецкие оккупанты выгнали в поле 300 больных женщин и детей и расстреляли. Не позволили нацисты и возродить монастырь.
В начале 1942 года схиепископ Макарий и его келейник иеродиакон Вукол (Николаев) были перевезены немцами во Псков.

Схиепископ Макарий, которому было 70 лет, решил навсегда остаться в Псково-Печерской обители, где поселился в здании трапезной, на нижнем этаже. Вел строгую молитвенную жизнь, ежедневно посещал храм и периодически служил, снискав всеобщую любовь насельников монастыря.

Погиб во время бомбардировки обители советской авиацией в ночь с 31 марта на 1 апреля 1944 года. Бомбили город в продолжение всей ночи, в четыре приема, с перерывами в 40 - 50 минут.

По изволению Всемогущего Бога нашего Иисуса Христа и по молитвам к Нему братии, огромные двухтонные бомбы падали в стороне от обители. На монастырь упал десяток бомб меньшего калибра. В обители объявили тревогу, но Владыка Макарий отказался идти с братией в пещеры, чтобы укрыться от опасности и остался на молитве. Недалеко от окна его кельи взорвалась бомба, которая вырвала с корнем росший на площади против трапезной многолетний дуб.

Осколками пробило оконное стекло, и один из них убил Владыку на месте, во время коленопреклоненной молитвы перед иконами, попав прямо в сонную артерию. Развернутое на аналое Евангелие и молитвослов были залиты кровью. Находившийся в двух метрах келейник отделался испугом. Остановившиеся часы показывали 9.47 вечера.

Владыку чтили множество православных людей за его молитвы, помощь и за служение ближним. Многие рисковали своей свободой и жизнью, чтобы облегчить страдания Владыки во время его многочисленных ссылок и гонений. В лице его русские люди потеряли истинного ревнителя Православия, который оберегал заветы Церкви, несмотря ни на какие личные страдания.

Чин погребения был совершен 2 апреля 1944 года в монастырских пещерах. Похоронен в Богом зданных пещерах неподалеку от креста, где обычно служатся панихиды.

vk.com›wall-170988113_116113 ОТЧИЗНА МОЯ, ПРАВОСЛАВНАЯ

 

 

 

Схиепископ Макарий (миру Кузьма Васильевич Васильев) родился в 1871 г. в Новгородской губернии в крестьянской семье, отец святителя был русским, мать украинкой. Мальчик окончил земскую школу, подрабатывал водовозом в монастыре св. Антония Дымского и пел в хоре. В 1900 г. Кузьма был пострижен в монашество с именем Кирилл в Макарьевском монастыре (ныне Тосненский район), в 1901 г. был рукоположен во иеромонаха и спустя несколько лет избран настоятелем обители.

В 1917 г. для монастыря наступили тяжелые времена. Чтобы спасти обитель ее пришлось зарегистрировать в качестве сельскохозяйственной артели.

Игумен Кирилл (Васильев) резко отрицательно отнесся к обновленческому расколу. Поминовение патриарха Тихона в то время могло стоить свободы, поскольку пребывание в лоне Православной Церкви считалось преступлением. В 1923 г. отец Кирилл был тайно рукоположен тихоновскими епископами во епископа Любанского викария Новгородской епархии. Архипастырь при этом остался настоятелем своего монастыря. В 1924 г. святитель был арестован с 15 иноками и получил пять лет тюрьмы.

Компромиссную политику митрополита Сергия (Страгородского) владыка не принял, удалился на покой и принял великую схиму с именем Макарий. Подвижник продолжал жить в Макарьевском монастыре, где в 1932 г. был снова арестован. На этот раз он получил три года ссылки в Казахстан. После освобождения схиепископ Макарий жил под Новгородом, работал пастухом, тайно совершал богослужения и окормлял многочисленных духовных детей.

После прихода немецких войск схиепископ Макарий получил возможность служить открыто. Он начал собирать монахов и возрождать родную обитель. Однако планы осуществить не удалось. В конце 1941 г. оккупанты, не обращая внимания на протесты архипастыря, устроили в монастыре мощный опорный пункт. В результате боев пустынь была полностью разрушена.

Схиепископу и его келейнику пришлось скитаться, скрываясь как от немцев, так и от советских партизан. Однажды схиепископ Макарий и его келейник остановились в доме одной старушки. В одну из ночей она увидела сон: около ее жилища остановилась золотая колесница. Сидевшая в ней величественная Царица сказала: «У Меня здесь есть старец, он очень устал. Ему нужно дать отдохнуть». На следующий день к старушке зашел католический священник: «Я слышал, что у вас живет православный епископ и его келейник». Услышав это, владыка Макарий вышел к нему, и ксендз помог подвижникам добраться до Псково-Печерского монастыря.

Схиепископ Макарий решил остаться здесь. Он вел строгую монашескую жизнь, снискал всеобщую любовь братии. Святитель помогал Псковской миссии, созданной для возрождения христианства на северо-западе России.

В ночь на 14 апреля 1944 г. Печоры бомбила советская авиация. Бомбардировка продолжалась всю ночь с интервалами 40-50 минут. В городе было немало жертв. Внутри самого монастыря взорвалось около десятка бомб. Осколок одной из них влетел через окно в келью, где в тот момент молился схиепископ Макарий. Святитель погиб сразу. На аналое перед ним остались лежать раскрытое Евангелие и часослов - они были залиты кровью страдальца.

Схиепископ Макарий был погребен в пещерах Псково-Печерского монастыря. В 1999 г. его имя было внесено в список Новомучеников Русской Зарубежной Церковью.