Протоиерей Алексий Тихомиров
Алексей Лаврентьевич Тихомиров 1827-1924
В 1871 году в Гузях, близ Новгорода, в семье настоятеля местной церкви протоиерея Алексея Тихомирова родился сын Георгий – будущий епископ Русской Православной церкви, митрополит Токийский и Японский Сергий.
(с 1912 по 1940 гг.), начальник Российской Духовной Миссии в Японии, талантливый проповедник и богослов, плодовитый духовный писатель, церковный историк, полиглот
Согласно семейному преданию, прапрадед был сыном бедного сельского дьячка, родился в 1827 г.
Бедность подчеркивали фразой, что бегал он до 12-ти лет в одной рубашке (т. е. не было даже штанов). Но, тем не менее, Алексей Лаврентьевич (его дед — Федор) поступил и окончил Новгородскую духовную семинарию.
Именно в духовном учреждении и была присвоена будущему отцу Алексию фамилия Тихомиров, вероятно, характеризовавшая его как человека тихого нрава и мирного устроения, ставшая впоследствии родовой фамилией.
По окончании по первому разряду низшего отделения семинарии в 1852 г. он женился на девице Александре Васильевне, сироте поповского сословия, которая воспитывалась при Свято-Духовом монастыре (?) в Новгороде.
Александру Васильевну выдали замуж и дали за ней приданое. Первые годы служения отца Алексия прошли в стенах этого монастыря .
С 1866 г. его перевели настоятельствовать в приход села Гузи, современного Тесово-Нетыльского района Новгородской области1, где он проживал до своей кончины.
В селе Гузи был каменный храм Покрова Божией Матери 1866 г. постройки, а на кладбище — деревянный во имя Преображения Господня, выстроенный уже тщанием отца Алексия, за что он в 1904 г. получил право ношения второго наперстного креста. Относились храмы к 6-му Новгородскому благочинию.
Отец Алексий прожил всю жизнь в Гузях, был законоучителем, весьма уважаемым пастырем.
Сергий Тихомиров (старший мальчик) со своей матерью Александрой Васильевной, братом и сестрой Татьяной.
Фото из семейного архива
Протоиерей Алексий с матушкой пользовались большим уважением жителей села и окрестных деревень. Даже после революции батюшка приходил в местную школу и со строгостью проверял знания по Закону Божьему.
Во время послереволюционного голода его сильно поддерживали местные крестьяне. А ручей, рядом с которым когда-то стоял их дом, проданный в 70-е годы прошлого столетия на вывоз в соседнюю деревню, до сих пор называют Поповским.
В 1916 г. отца Алексия отправили на покой и прислали нового настоятеля — Ивана Алексеевича Шарецкого, семья которого поселилась в церковном доме, в котором изначально жили Тихомировы, что привело к трагическому конфликту между матушками. Этого искушения Александра Васильевна не вынесла, у нее случился инсульт.
Хорошо то, что новая матушка успела испросить прощения за резкость, и они успели примириться.
Матушка Александра умерла в 1916 г.
Дети к этому времени давно все разлетелись из родного гнезда, и отец Алексий до самой смерти в 1924 г. жил один.
В сенях стоял заготовленный гроб. Стоял он там много лет, поэтому в нем уже стали хранить яблоки. На похороны отца Алексия съехались все сыновья и множество родственников. В селе вспоминали, что это было последнее в селе после революции такое большое собрание духовенства.
В браке с Александрой Васильевной у отца Алексия родилось семеро детей.
Александр митрополит Сергий Виктор Олимпиада Иван
Старший сын — Александр Александр (1864-1916), о нем пока известно очень мало. Предположительно он родился в 1864 г., т. е. еще в Новгороде, окончил Новгородскую духовную семинарию по первому разряду в 1885 г.14 Женат был на Марии, которая умерла в первых родах. Пока документов с упоминанием отца Александра найдено не много. Имеются данные лишь в списке выпускников за 1885 г. и в исследовании Д. С. Сивеня15, где он указан священником Спасско-Ямского с 1904 по 1915 гг. Далее, согласно семейным сведениям, он был уволен за штат за чрезмерное пристрастие к спиртному (родные говорили, что он не смог оправиться после ранней смерти горячо любимой жены) и переведен на исправление в Тихвин в Успенский монастырь, где умер в 1916 г. и был похоронен на братском кладбище. Участь этого кладбища была в советское время печальна — его сравняли с землей и устроили футбольное поле. Помню, когда бывала ребенком у бабушки в гостях — а жили мы у самого монастыря, у Табор, — это поле тянулось от главного входа к церкви «На крылечке».
Следующим ребенком была Мария (†1879), умершая в младенчестве от туберкулеза.
Затем родилась Татьяна, (1868–1884) умерла от туберкулеза, в возрасте 16 лет.
Четвертым ребенком в семье был Георгий (будущий митрополит Сергий)
(1871 — 10.08.1945) Будущий митрополит Сергий в 1892 г. окончил Новгородскую духовную семинарию, в 1895 г. во время учебы в Санкт-Петербургской духовной академии пострижен в монашество и рукоположен в иеромонаха, в 1896 г. окончил академию с присвоением степени кандидата богословия с правом соискания степени магистра без нового устного испытания.
В 1899 г. возведен в сан архимандрита и определен ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии. Вместе с будущим владыкой курс закончил Василий Дмитриевич Быстров, будущий архиепископ Феофан, который был его близким другом. В будущем через младшего брата владыки отца Иоанна они породнились. Последний женился на снохе отца Феофана — Анне Васильевне Преображенской. В 1905 г. он был удостоен степени магистра богословия, а 6 ноября того же года состоялась его хиротония в епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии, после чего он был назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии. В 1908 г. он был отправлен в Японскую духовную миссию.
Вторым другом и однокашником владыки был Дмитрий Львович Тогатов, которого он познакомил со своей младшей сестрой Олимпиадой, моей прабабушкой.
Владыку Сергия любили в семье, он был для всех заботливым старшим братом. У всех детей моей прабабушки он был крестным отцом. Он устроил семейную судьбу своих младших сестры и брата, помогал им материально, а когда уже опасался даже писать на Родину, чтобы не скомпрометировать родных зарубежной перепиской (после 1937 г.), то за всех горячо молился. Молитва митрополита Сергия спасала их во время Великой Отечественной войны. Моя мама вспоминала, что во время тяжелого времени эвакуации из блокадного Ленинграда в прифронтовой Куйбышев, семья часто находилась на грани голодной смерти. Тогда бабушке или прабабушке снился ночью владыка, и утром приходила неожиданная спасающая помощь.
Родные вспоминали, что владыка Сергий был большим постником. Семья прабабушки жила в Тихвине, и, когда на торжества в монастырь приезжал епископ Сергий, то на монастырской праздничной трапезе, будучи человеком деликатным, он лишь делал вид, что вкушает, на самом же деле прятал в салфетку те яства, которые считал для себя скоромными.
Будучи в России по делам Русской духовной миссии, епископ Сергий посетил родной Новгород, где гостил три недели. Приезд Преосвященного Сергия был широко представлен на страницах «Новгородских Епархиальных ведомостей». Он остановился у своего брата Виктора Алексеевича, помощника смотрителя духовной семинарии.
Пребывание в Новгороде Сергий начал с посещения альма-матер – духовной семинарии, где после молебна в Антониевом монастыре отслужил панихиду по почившим учителям и воспитанникам. Собравшихся в храме поразило, что во время поминальной молитвы Сергий ни разу ни заглянул в записки – и все поняли, что человек этот свято хранит благодарную память о своих наставниках и соучениках, помнит о них в далекой Японии.
Повидаться с долгожданным гостем приехали в Новгород брат, старорусский священник Александр Тихомиров, и сестра Олимпиада из Тихвина. На несколько дней Сергий съездил в Гузи, к своему престарелому отцу, помолился в родной Покровской церкви, отслужил панихиду по покойной матери в кладбищенской церкви, построенной его отцом на личные средства при участии купца Прокопия Прохорова.
1940 г. митрополит Сергий вынужден был уйти на покой, передав временное управление делами Церкви мирянину Арсению Ивасава (он пользовался доверием военных и правительственных кругов Японии). Поселился владыка в пригороде Токио, в скромной квартире, где продолжал совершать службы для горстки верующих – русских и японцев. Он собирался вернуться на родину, в Россию: в 1944 г. уже было оформлено советское гражданство. Но не успел…
В мае 1945 г. митрополит Сергий был арестован по подозрению в шпионаже в пользу СССР. И хотя через 40 дней был освобожден, этот арест окончательно подорвал здоровье владыки.
Митрополит Токийский и Японский Сергий скончался 10 августа 1945 года. Отпевание состоялось в Токийском Воскресенском соборе – единственном уцелевшем здании в разбомбленном квартале. Похоронили митрополита Сергия на кладбище Янака в Токио – рядом с Апостолом Японии, святителем Николаем Японским (Касаткиным) – его великим предшественником и наставником.
Пятым ребенком, на два года младше владыки, был Виктор. 22.02.1873 — 23.03.1938
Он также сначала учился в Новгородской духовной семинарии, Санкт-Петербургскую духовную академию закончил со степенью кандидата богословия в 1897 г., через год после старшего брата и будущего зятя Дмитрия Львовича Тогатова. Женился Виктор Алексеевич на двоюродной сестре Валентине Никандровне Сахаровой. По причине брака с близкой родственницей он не был рукоположен, да и детей у них не было. После революции жил на погосте Саблё. Виктор
Валентина Никандровна происходила также из священнической семьи. Она была крестной матерью моей мамы. Виктор Алексеевич служил в Новгородской духовной семинарии до самого ее закрытия, а потом жил на погосте Саблё Батецкого района Новгородской области, где имел хорошее хозяйство. После ареста в 1929 г. младшего брата отца Иоанна, его пятеро младших несовершеннолетних детей сначала были на попечении моей прабабушки и бабушки (они жили тогда все рядом в Ленинграде на Васильевском острове). Но, поскольку семья была бедной и прокормить их не было возможности, то Виктор Алексеевич забрал всех детей к себе. Это не осталось без внимания властей.
Первый раз его арестовали 15 марта 1933 г. по обвинению в том, что он являлся участником контрреволюционной группировки, деятельность которой была направлена против советской власти.
Согласно семейным воспоминаниям, это дело было заведено от зависти соседей. У Виктора Алексеевича был большой яблоневый сад, что им не нравилось. Тогда, 23 мая, его отпустили.
Второй раз он был арестован органами НКВД 3 марта 1938 г. Причиной для его ареста послужили необоснованные обвинения в том, что Виктор Алексеевич был членом контрреволюционной эсеровской повстанческой организации, что он вел активную подготовку к контрреволюционному восстанию, призывал к этому местных жителей и восхвалял фашизм Японии. Виктор Алексеевич подозревался в шпионаже в пользу Японии, поскольку состоял в общении со своим братом митрополитом Японским Сергием (Тихомировым). Между тем сложно поверить в то, что Виктор Тихомиров, будучи уже пенсионером и простым счетоводом в сельском магазине погоста Сабле, занимался шпионской деятельностью. В последний раз владыка Сергий виделся с братом Виктором во время своего полуторамесячного визита в Россию. Больше они не встречались, но при этом поддерживали переписку, при помощи которой владыка Сергий помогал своему брату прокормить многочисленную семью, высылая им посылки и деньги из Японии.
В протоколе допроса Виктор Алексеевич подробно рассказывает о темах, на которые они общались с владыкой Сергием. Согласно показаниям Виктора Алексеевича, письма не содержали «подозрительных» или контрреволюционных тем. Однако несмотря на его показания, по решению Особой Тройки УНКВД Ленинградской области от 20 марта 1938 г. Виктора Алексеевича приговорили к расстрелу с конфискацией имущества,
23 марта 1938г. его расстреляли в подвале Большого дома на Литейном и захоронили в братской могиле на Левашовской пустоши.
9 июля 1956 г. он был реабилитирован. Валентина Никандровна одна продолжала воспитывать детей отца Иоанна. Зная о бедственном положении семьи, Патриарх Алексий I (Симанский) назначил ей пенсию от патриархии, поскольку близко знал Виктора Алексеевича, когда тот служил под его началом в Новгородской семинарии.
Умерла Валентина Никандровна в Москве, уже после войны, у одного из детей отца Иоанна.
Дмитриий Львович, Олимпиада Алексеевна Тогатовы и их дети: Ольга (в замужестве Уланова), Екатерина (в замужестве Растопчина), Мария (в замужестве Устинова), Сергей
Шестым ребенком в семье была моя прабабушка Олимпиада Алексеевна 07.08.1875 — 06.1959, в семье ее звали Липочкой. Она училась в первом женском училище для девиц духовного сословия. Это было образцовое учебное учреждение. Задача училища была выпускать «образованных матушек», которым преподавали как общеобразовательные предметы, так и учили вести хозяйство, давали необходимые медицинские и гигиенические знания, следили за дисциплиной и воспитанием. У нас сохранилась фотография директора училища княгини Софьи Нарышкиной, которая подарила ее Липочке с благопожелательной надписью. В училище внимательно следили за осанкой и тем, кто сутулился, привязывали доску к спине. В результате моя прабабушка даже в старости имела величавый силуэт.
Прабабушку с будущим супругом Дмитрием Львовичем Тогатовым (1871 (?) — 1939) познакомил старший брат, будущий владыка Сергий. Повенчались они в 1896 г., после окончания учебы Дмитрия в Санкт-Петербургской духовной академии. После этого его отправили служить преподавателем в Архангельское духовное училище и семинарию. Затем он был определен инспектором Тихвинского духовного училища, где долгое время и жила вся семья.
В семье моего прадеда Дмитрия Львовича с Олимпиадой Алексеевной было четверо детей.
Ольга (в замужестве Уланова), Екатерина (в замужестве Растопчина), Мария (в замужестве Устинова, моя бабушка), Сергей Дмитриевич.
Все дети были крестниками митрополита Сергия (Тихомирова), а сын и назван был в его честь. Последние годы жизни Дмитрий Львович жил в Петрозаводске вместе с сыном, где последний работал журналистом. Там и похоронен на городском кладбище.
На сегодняшний день в четвертом поколении по родственной связи Тихомировых-Тогатовых жива правнучатая племянница митрополита Сергия Тихомирова Вера Борисовна Казарина, носительница исторического предания двух семейств, мать пятерых детей и бабушка двоих внуков.
Вера Борисовна оказала неоценимую помощь в написании этой статьи. Именно она рассказала об истории своих предков, и подкрепила семейное предание архивными документами
Младший сын Иван родился : 01.01.1880 Новг. губ., Новг. уезд, с. Гузи
Закончил Новгородское духовное училище окончил 1901, Санкт-Петербургская духовная семинария окончил по 1-му разряду, 29.10.1900 посвящен в стихарь
1905 Санкт-Петербургская духовная академия окончил со степенью кандидата богословия. По окончании духовной семинарии женился на Анне Васильевне Преображенской.(4.1.1883–1922) . Венчание состоялось ок. 1905.
Его тесть — Преображенский Василий Георгиевич (19.4.1848–1.3.1908), псаломщик Воскресенской церкви Волковского православного кладбища г. Санкт-Петербурга (с 8.6.1872).
Местом его священнического служения стала Благовещенская церковь Васильевского острова города Санкт-Петербурга, г.Санкт-Петербург, Крестовоздвиженская Ямская церковь, псаломщик г. Ленинград, Собор Владимирской иконы Божией Матери, протоиерей
Впоследствии органы советской власти выдвигали обвинения против отца Иоанна, обвиняя его в том, что он, являясь священником Петроградской епархии, проводил контрреволюционные выступления среди своих прихожан, главный призыв которых состоял в выражении общенародного сопротивления кампании по изъятию церковных ценностей.
По этому обвинению 30 марта 1923 г. он был приговорен к ссылке в Тюмень на три года. После возвращения из ссылки отец Иоанн Тихомиров стал клириком Князь-Владимирского собора Ленинграда, однако 19 августа 1929 г. он был повторно арестован по обвинению в антисоветской пропаганде. Вернувшись из ссылки, отец Иоанн не только не прекратил отстаивать свои убеждения, но взялся за них с удвоенной силой, за что был сослан в повторную ссылку в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) на три года.
Однако протоиерей Иоанн Тихомиров не дожил до окончания своего срока, скончавшись через год после заключения, в 1930 г.
Дата рождения взята из Протокола допроса. Дата смерти условная, после осуждения за контрреволюционную деятельность отец Иоанн на место ссылки в Соловецкий лагерь не прибыл, по всей видимости, умер по дороге.
Алексий Лаврентьевич с сыном Иоанном Алексеевичем и его сыном Виктором,. Александра Васильевна Иоанном Алексеевичем и его сыном Виктором
Иван Алексеевич с матерью, своей женой Анной Васильевной и детьми.
Виктор Алексеевич и Валентина Никандровна на погосте Саблё с детьми протоиерея Иоанна Алексеевича
Фото из семейного архива Веры Борисовны Казариной, праправнучки о. Алексия Тихомирова и
из семейного альбома Владимира Михайловича Дядищева (внука отца Иоанна).
Литература
Автор: Казарина В. Б.
- Митрополит Японский Сергий (Тихомиров) : К 75-летию со дня его смерти и окончания Второй мировой войны // Казанский собор : [газета]. СПб., 2020. Вып. № 8(176). С. 8 Автор: Казарина В. Б.
Покровская церковь
Снято: 28.12. 1941 = Снято: 2 11.1941 Добавил: Михаил Мещанинов
- = с т а р а я ф о т о г р а ф и я (https://vk.com/club12011186).
- На фото, размещенном в Павлом Глинским: церковь Покрова Божьей Матери в Гузях, 1942 год (немецкий снимок).
- Краткая сопроводительная информация о Гузской Покровской церкви: каменная, построена в 1866 году, усердием следующих лиц – Степанова Ивана Ивановича (купца 2 гильдии), Клементьева Данилы Никитича, Игнатьева Василия (купца), Мельникова А.И.; длина церкви 24,5 м, ширина 11,5 м, колокольня 30 м высотой, в шесть колоколов (самый большой весил 52 пуда); с 1907 г. священником Покровской церкви был Алексей Тихонов, сын дьячка. Церковь была разрушена во время В.О. войны
- #Деревня_Гузи_Новгородского_района #История_деревни_Гузи_Новгородского_района #Село_Гузи_Селогорской_волости_Новгородского_уезда #Материалы_к_истории_деревень_Новгородского_района
#Краеведение_Новгородского_района
В СНМ за 1907 г. большое село Гузи (Гузы) входило в Гузское сельское общество Селогорской волости, в селе отмечено 340 дворовых мест и 93 жилых строения, в тогдашних Гузях проживало 536 жителей обоего пола. С селом Гузи был смежен одноимённый церковный погост, в селе было 2 церкви, церковно-приходская школа, хлебозапасный магазин, 4 мелочных лавки, маслозавод, 4 ветряные мельницы. Кроме земледелия жители Гузей занимались кустарными промыслами, выпойкой телят, отхожими промыслами.
Гузи — деревня в Новгородском районе Новгородской области России. Входит в состав Тёсово-Нетыльского сельского поселения.
Деревня находится в северо-западной части Новгородской области, в подзоне южной тайги[2], при автодороге 49К-10, на расстоянии примерно 33 километров (по прямой) к северо-западу от города Великий Новгород, административного центра области и района.
Материалы собрала и работу оформила м. Галина Слукина