Епископ Трофим (Якобчук)
Якобчук Тимофей Маркович 1869 -1937
Служил в Новгородской епархии 1908 - 1913
«В ИЗГНАНИИ И ЗАТОЧЕНИИ СУЩИЙ»: ЖИЗНЬ И СЛУЖЕНИЕ ЕПИСКОПА ТРОФИМА (ЯКОБЧУКА) (1869-1937)
Родился 3 мая 1869 г. Его родители, простые крестьяне-малороссы, дали сыну лишь «домашнее образование», то есть обучили его чтению по «Псалтири», письму и счету.
Крестьянский юноша с детства занимался сельским трудом, хорошо знал разные ремесла (плотницкое, столярное, сапожное, слесарное).
Он отслужил срок рядовым в царской армии, окончив службу в чине ефрейтора.
Будучи уже вполне сложившимся человеком, Тимофей Якобчук решил посвятить свою жизнь монашескому служению. Путь духовных поисков привел его в стены Воскресенского монастыря Новгородской епархии, более известного как Макарьевская пустынь в пору возрождения обители в конце XIX - начале XX в.
Воскресенский монастырь находился в удалении от мирской суеты на границе Новгородской и Петербургской губерний в 110 верстах к северу от Новгорода и 20 верстах к северо- востоку от железнодорожной станции Любань, на левом берегу реки Лезна среди лесистых болот, так называемых «Макарьевских мхов». Воскресенский монастырь стал школой духовного становления и возмужания для многих, ищущих истинно подвижнической жизни.
В состав братии новооткрытой обители вступил и Тимофей Якобчук, в монашестве принявший имя Трофим.
Он был одним из восьми монахов, которые официально числились в обители к 1908 г. (помимо 38 послушников),
К началу 1910-х гг. имел сан иеромонаха.
Несомненно, в возрождении монастыря есть большая доля труда и монаха Трофима, которому пригодилась крестьянская закваска и профессиональное знание ремесел. Не случайно он постоянно, во все ссылки возил с собой богатый набор инструментов; так, при последнем обыске в 1937 г. у епископа Трофима изъяли 3 стамески, 3 ручные пилы, 3 ножовки, 7 долот, 33 разных напильника, 4 шилья, 10 слесарных пробойников, коловорот, тиски слесарные, клещи, отвертки, гвозди, циркулярные буравчики и проч.
Годы жизни в возрождаемом монастыре стали для иеромонаха Трофима серьезной школой, подготовившей его к последующим церковным трудам.
Он стал деятельным помощником настоятеля иеромонаха Кирилла (Васильева), который подвизался в обители со дня ее возобновления, в 1906 г. возглавил братию, а в 1910 г. был возведен в сан игумена.
По рекомендации отца-настоятеля Указом Святейшего Синода от 13 сентября 1913 г., за № 14518, «иеромонах Макариевской пустыни Трофим» был назначен настоятелем Успенского необщежительного мужского монастыря Уфимской епархии.
Епископ Бирский Трофим, возглавивший Собор уфимских автокефальных викариев в опаснейший период в истории Русской Церкви, участвовал во всех пяти хиротониях, совершенных для Уфимской епархии, и сыграл ведущую роль в сохранении православной иерархии.
Святейший патриарх Тихон подтвердил, что считает Андрея епископом Томским, одобрил все уже совершенные хиротонии для епархии Уфимской и благословил продолжать посвящать епископов, верных православию.
О своем освобождении Преосвященный Андрей немедленно сообщил в Уфу, и не позднее 17 мая для встречи с ним и обсуждения положения дел в Уфимской епархии в столицу прибыли глава Собора автокефальных епископов Преосвященный Трофим (Якобчук) и его викарий Серафим (Афанасьев.
В те же дни к владыке Андрею обратились посланцы временно управляющего Новгородской епархией епископа Крестецкого Серафима (Велицкого) с просьбой о помощи в совершении двух архиерейских хиротоний для Новгородской автокефалии. Вынужденный отбыть к месту ссылки, Преосвященный Андрей поручил находившимся в Москве уфимским викариям совершить хиротонии для Новгородской епархии, а сам выехал в Ташкент.
Епископы Трофим и Серафим отбыли в Новгородскую епархию. 3 июня 1923 г. они рукоположили во епископа Макарьевского архимандрита Кирилла (Васильева), настоятеля Воскресенского мужского монастыря (Макарьевской пустыни), под началом которого епископ Трофим когда-то проходил монашеское послушание.
9 июня епископы Трофим Бирский и Кирилл Макарьевский совершили вторую хиротонию для Новгородской автокефалии - рукоположили настоятеля Антониева монастыря архимандрита Иоанникия (Сперанского) во епископа Старорусского.
Об этих хиротониях Святейшему Тихону сообщил сам управляющий Новгородской епархией епископ Крестецкий Серафим (Велицкий).
В июле 1923 г., поздравляя Патриарха с освобождением из-под ареста, он написал ему, что «через православных епископов Уфимской епархии - Трофима Бирского и Серафима» - архиерейской хиротонии удостоились архимандрит Макарьевской пустыни Кирилл (Васильев), «достойный и ревностный муж», пользующийся уважением всего окрестного населения и всего монашества, «молитвенник и поборник за веру Христову», - во епископа Макарьевского; и архимандрит Антониева монастыря Иоанникий (Сперанский), член Поместного Церковного Собора 1917-1918 гг., «муж ученый, ревностный защитник Церкви Божией и славный борец за веру Христову - для горожан Старой Руссы, которые лишились своего стойкого и мудрого архипастыря Димитрия [Сперовского]»
Даты и некоторые подробности произведенных хиротониях Святейшему в рапорте от 24 июля 1923 г. изложил уполномоченный духовенства и мирян г. Новгорода игумен Сергий, наместник Новгородского Юрьева монастыря; он подтвердил, что «21-го мая 1923 г. состоялась в Макарьевской пустыни хиротония местного игумена Кирилла во епископа Макарьевского, совершенная викарием Уфимской епархии Трофимом с участием какого-то другого епископа, а 27-го того же мая в Юрьевском монастыре тайно, за ранней литургией состоялась хиротония бывшего архимандрита Антониева монастыря Иоанникия во епископа Старорусского, совершенная названными двумя епископами - Трофимом и Кириллом - по благословению Преосвященного Серафима, епископа Крестецкого»
В1923 г. после заявления о лояльности советской власти Патриарх Тихон был освобожден из-под ареста. Первым посланием Первосвятителю из Уфы стало приветственное письмо, подписанное епископом Трофимом (Якобчуком) как главой малого Собора автокефальных викариев. Именно Бирский Преосвященный сообщил Патриарху о сохранивших ему верность православных Уфимской епархии, «объединившихся в особое объединение, чуждое каких-либо обновленческих тенденций». Он свидетельствовал полную солидарность с «законным главою» Российской Церкви в деле устроения вверенной ему Богом паствы православной, и выразил уверенность, что Патриархом «будут приняты самые неотложные меры к прекращению раздоров и нестроений, раздирающих Св. Церковь». Епископ Трофим обратился к Святейшему Тихону от имени автокефалистов-староцерковников епархии с усерднейшей просьбой «о немедленном возобновлении. официального и фактического общения, прерванного. в силу обстоятельств». Это письмо, датируемое периодом между 25 июня и 14 июля 1923 года, свидетельствовало о завершении периода временной автокефалии Уфимской православной епархии.
За этот период епископ Бирский Трофим (Якобчук) возглавил семь епископских хиротоний, в их числе пять - для епархии Уфимской и две - для епархии Новгородской. Все хиротонии, совершенные в этот период епископом Андреем (Ухтомским) и его викариями, были признаны Святейшим Патриархом Тихоном.
liveinternet.ru›community/rss_prav_vest/…
Биография
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Указом Св. Синода от 13 сентября 1913 года за № 14518 иеромонах Макариевской пустыни Новгородской епархии Трофим был назначен настоятелем Уфимского Успенского мужского монастыря. В 1915 году награждён саном игумена.
За патриотическую и благотворительную деятельность Успенского монастыря в годы войны указом Святейшего Синода от 29 июня 1917 года игумен Трофим был награждён саном архимандрита.
Возведение в сан совершил епископ Андрей 20 июля 1917 года при служении в Троице-Сергиевой лавре[1].
Весной 1918 года монастырь был закрыт советской властью, однако после перехода губернии под власть чехословацких войск и частей Народной армии, обитель вновь открылась.
С приходом в июне 1919 года большевиков Успенская обитель была окончательно закрыта. Архимандрит Трофим служил в уфимских храмах.
17 ноября 1922 года в Златоусте хиротонисан епископом Андреем (Ухтомским) и епископом Златоустовским Николаем (Ипатовым) во епископа Бирского, викария Уфимской епархии. Будучи деятелем «Уфимской автокефалии», участвовал в пяти тайных архиерейских хиротониях. Активно боролся против обновленчества.
11 августа 1923 года Патриархом Тихоном назначен временным управляющим Оренбургской епархией[2]. Управлял кафедрой до 13 декабря того же года.
30 октября 1923 года Патриархом Тихоном командирован в г. Царицын «для удовлетворения религиозных нужд православных людей»[3].
С 14 декабря 1923 до 18 мая 1924 года — епископ Сызранский. В Прошении приходских советов г. Сызрани Патриарху Тихону от 6 мая 1924 года значилось: его возвращение в Сызрань «… по неоднократным и настойчивым заявлениям уполномоченного местного ОГПУ, чревато как для него печальными последствиями, так и для паствы, которая вновь останется без епископа и без всякого руководящего органа»[4].
С 18 мая 1924 года временно управлял Ярославской епархией. Приблизительно с того же времени являлся епископом Ростовским, викарием Ярославской епархии.
С конца ноября 1924 года — на покое. Проживал в Москве.
Согласно «Списку православных епископов, подвергшихся гонениям до 1-го марта 1930 г.»
в 1924 - 1927 годах отбывал ссылку в Хабаровске.
По данным же Михаила Губонина, епископ Трофим в 1925 году занимал Хабаровскую, затем Ижевскую, Воткинскую (в. у.), Ковровскую (в. у.) кафедры. В 1926 году — Краснодарскую и Кубанскую кафедры.
В 1926 году органами ОГПУ был «административно выслан из Москвы за религиозную деятельность» на Север. С июня 1927 года он находился в ссылке в деревне Масельская Гора Толвуйского сельсовета Заонежского района Карельской АССР.
Возможно он был одним из 72 архиереев, которые осенью 1926 года приняли участие в попытке заочного, через сбор подписей, избрания на Патриарший Престол митрополита Кирилла (Смирнова), что и стало причиной бессрочной ссылки.
Указание на то, что он в 1930—1931 годах временно управлял Благовещенской епархией недостоверно.
27 июля 1937 года — арестован. Епископа Трофима, которому в мае 1937 года исполнилось 68 лет, обвинили в руководстве повстанческой организацией, якобы созданной им и действовавшей с 1927 года.
2 ноября 1937 года Тройкой при УНКВД СССР Карельской АССР приговорён приговорен к расстрелу и конфискации личного имущества по статье 58-10, 58-11 УК РСФСР.
4 ноября 1937 года — расстрелян.
Реабилитирован 16 марта 1989 года на основании указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года.
Примечания
Епископ Трофим (Якобчук) | Слово дилетанта. Дата обращения: 20 февраля 2016. Архивировано 25 августа 2017 года.
[1] Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine: 11 августа 1923 г.: "Временное управление православными приходами Оренбургской епархии поручается Преосвященному Трофиму, епископу Бирскому. Преподать благословение всем верным чадам святой Церкви и особенно духовенству и мирянам 3 благочиннического округа Орского уезда. — Патриарх Тихон, архиепископ Серафим Тверской, Тихон, архиепископ Уральский, епископ Илларион. (218/68-69)
[2] Архивная копия от 25 августа 2017 на Wayback Machine: «Прошение Святейшему Патриарху от православной общины г. Царицына — храма Вознесения — от 9/22 октября 1923 г.»
- Архивированная копия. Дата обращения: 6 июля 2017. Архивировано из оригинала 25 августа 2017 года.
Литература
- Зимина Н. П. Новые материалы к жизнеописанию священномученика епископа Трофима (Якобчука), бывшего викария Бирского, Уфимской епархии (1869—1937) // XV Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы 2005 г. — М., 2005. — Т. 1. — С. 312—318.
- Зимина Н. П. «В изгнании и заточении сущий…»: Жизнь и служение епископа Трофима (Якобчука) (1869—1937) // Мученики и исповедники Оренбургской епархии. Кн. 5. — Саракташ, 2014. — С. 195—236.
Ссылки
- Трофим (Якобчук) на сайте «Русское православие»
- Трофим (Якобчук Тимофей Маркович) в базе данных ПСТГУ
- Репрессии против заонежских священников в 1937 г.