протоиерей Пётр Яковлев 1893 - 1938

Яковлев Пётр Яковлевич

 

 Яковлев Петр Яковлевич, 1919 г.священник Троицкой церкви д. Курцево.

Родился в1893 в д. Каменка Шегринской волости Боровичского уезда Новгородской губернии. (Потом это - Каменский сельский совет, Любытинский район).

Проживал в селе Чудово, в доме  Алёшиных, № 94. Русский. Грамотный, образование неполное среднее. Беспартийный. На воинском учете не состоял.

До революции  П.Я.Яковлев «служил псаломщиком при Чудовской церкви село Чудово, после революции - служитель культа. Место службы: служитель культа при церкви деревни Курцево». * (Анкета арестованного от 27.09.1937 г. Дело № 90981 Архив УФСБ). 1914 г. «дьякон-псаломщик Петр Яковлев» (Чудовский ЗАГС. Метрическая книга № 29)

В Характеристике на Яковлева П.Я., выданной председателем Чудовского сельского совета 6 ноября 1937 г. сказано, что он – «служил в Чудовской церкви священником».

Таким образом, Яковлев Петр Яковлевич был священником не в церкви Казанской иконы Божией Матери, как значится в Мартирологе. (Петров М.Н. Крест под молотом. Новгород, 2000., с.375), а Троицкой церкви при д. Курцево и Успенской в селе Чудово,  к которой была приписана Троицкая. 

Социальное происхождение – из крестьян-бедняков.

В той же Анкете арестованного записано: «Отец мой Яков Федорович (фамилии нет) занимался крестьянством».

  • · В1930 г. Яковлев П.Я. был арестован органами ОГПУ, находился под следствием. Во второй раз был арестован 25 сентября1937 г.

Предъявлены обвинения:

 «…участвовал в к.-р. организации, группировке будучи враждебно настроен к Сов. Власти и разделяя антисоветские взгляды со священником Волокославским, проводил антисоветскую агитацию среди населения, произносил с амвона контрреволюционные проповеди». (Из Меморандума по делу Чудовского р /отделения НКВД № 90981 6 ноября 1937). «…отказывался от идеи коммунизма, клеветал на Советскую власть и колхозное строительство, высказывал клеветнические измышления о Сталинской конституции и о вождях партии и правительства»  «Вину признал ЧАСТИЧНО» (Выписка из протокола заседания Особой Тройки УНКВД № 167 от 15/IX  1937 г.)

По показаниям свидетелей священник Яковлев П.Я. распространял листовки, в которых призывал ходить в церковь, с амвона произносил те же речи, призывал крестить детей, отказался крестить ребенка с неправославным именем, говорил, что колхозы – «пропащее дело», что Сталин «за церковь» и «в конституции записано, что церковь должна работать» и т.п. Всего в Деле  9 протоколов допросов (5 протоколов допросов свидетелей и 4 - обвиняемого)

Допрос 27 сент.1937  - отрицание по всем обвинениям

Допрос  30 сент. 1937 -  категоричное отрицание

Допрос 19 окт. 1937 - « …проповедей в антисоветском духе я не говорил…, но в населении поддерживал религиозные убеждения, чтобы народ ходил в церковь и молился богу. Это я Яковлев подтверждаю».

Допрос 19 окт.1937 -  о колхозах и Сталинской конституции - подтверждение, о листовках -  отрицание.

 

 Приговор: РАССТРЕЛЯТЬ Приведен в исполнение 28 января 1938 г.

 Яковлев П.Я. реабилитирован 16 янв.1989 г.  согласно ст.I Указа Презид. Верх. Сов. СССР  «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имеющих место в период 30-40-х и начала 50-х годов». Заключение  подписано  прокурором Новг.обл., ст.советником юстиции А.С.Чугуновым 22 марта 1989 г.

 Чудово, 1918

г. Семья псаломщика Успенской церкви Яковлева Петра Яковлевича. На руках отца – младшая дочь Люся,

на руках матери Елизаветы Ивановны – дочь Шура (умерла в 1921 г.), стоит старшая дочь Катя.

* В цитируемых документах сохранены орфография и пунктуация подлинника (Н.Г.)

 

Список материалов, использованных при составлении

исторической справки

 

Архив УФСБ по Новгородской области. Следственное дело № 90981 по обвинению Волокославского А.П., Михайлова С.М., Яковлева П.Я. Начато 21 сентября1937 г. Кончено 6 ноября1937 г.

Архивное дело № 1а/9896

Петров М.Н. Крест под молотом. Науч. Ред. В.Л. Янин / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Новгород, 2000. 446 с.

  1. Список населенных мест Новгородской губернии. Вып.VI. Боровичский уезд. Под ред. В.А.Подобедова. Новгород, Губернская Типография, 1911. 162 с.
  2. Истомина Э.Г. Границы, население, города Новгородской губернии (1727-1917): Очерки по административно-территориальному делению. Под ред. Г.М.Дейча /  Гос. архив Новгородской области. Лениздат, 1972. 184 с.
  3. Загс г. Чудово. Метрическая книга Успенская церковь 1907-1908. Арх. № 29.

Яковлев Петр Яковлевич родился в 1893 году в деревне Каменке Никандровской волости, Боровичского уезда, Новгородской губернии в семье успешного, как и многие жители этой карельской деревни [1], крестьянина Якова Федорова. Мать – Анна Иванова, из деревни Ерзовки той же волости.

У Петра были старшие сестра Ольга и брат Иван и младшие: Акулина, Параскева, Сергей и Василий.

После окончания начальной школы за любознательность, музыкальные способности и усердие был рекомендован местным священником  для поступления во второклассную церковно-приходскую учительскую школу  в Сопинах Кончанской волости, которую окончил в 1909 г. и в следующем году в Боровичах выдержал экзамен на псаломщика. В эту пору получил фамилию «Яковлев» по имени отца [2].

С октября 1910 г. состоял и. д. псаломщика при Иоанно-Богословской церкви Новгородского уезда. Поступив в следующем году на псаломщицкие законоучительские курсы в Новгороде, закончил их в 1913 г. В эту пору Петр Яковлев познакомился с Елизаветой Вишневской на смотре невест в Новгородской учительской семинарии, которую кончала Лиза. Женился на Вишневской Елизавете Ивановне – дочери  чиновника Новгородской Духовной Консистории. Наверно это была хорошая партия для юноши из крестьян, начинающего с нуля карьеру священнослужителя.

1913 г., июнь. Семья поселилась в Чудово, где Петр Яковлевич был назначен на службу псаломщиком в Успенской церкви [3] и, вместе с тем, начал преподавать Закон Божий в Корповской земской школе. Когда началась Германская война, то по существовавшему закону, будучи священнослужителем, в армию не призывался.

1914 г., февраль. Рукоположен в сан диакона Новгородским архиепископом Арсением [4]

Сентябрь 1918 г. После революции перешел из церкви на работу конторщиком 2-го участка строительства железной дороги Гостинополье – Чудово  и  Волхов – Рыбинск [5].

Февраль 1919 г. Во время Гражданской войны  по указанию советского правительства переведен вместе со строительной организацией на строительство железной дороги Уральск – Илецк.

1914 г., ноябрь – родилась первая дочь Екатерина, 1916 г. – родилась дочь Александра.

1917 г., сентябрь – родилась дочь Людмила.  Семья с 3-мя малыми детьми переехала в Уральск (причем для перевозки мебели и коровы было выделено место в товарном вагоне) и поселилась на частной квартире в доме Мишениных.

 Неожиданно эта область оказалась в зоне военных действий Восточного фронта. Прожили в  Уральске 1 год. Заработка не хватало для содержания семьи. Петр Яковлевич, посещая местную церковь и участвуя в службе на общественных началах, получил приглашение на постоянную службу в церковь села Балаши в 100 км от Уральска.

Весной 1920 г. семья переехала в волостное село Балаши Дергачевского уезда Саратовской губернии, и Петр Яковлевич начал служить дьяконом в Балашовской Покровской православной церкви. Поселились в доме для церковного причта с окнами, выходящими на главную площадь большого села.

Гражданская война была в разгаре. Голод, продразверстка, всеобщая смута. Село занимали с боем то белые, то красные. Запомнились страшные расправы над пленными в центре села. В такие часы, чтобы уберечься от шальной пули, девочкам не разрешали подходить к окнам. Да и болезни одолевали детей. В 1920 г. родилась 4-я девочка Женя (Евгения) и через 10 месяцев умерла от дизентерии. В следующем году умерла от дифтерии 5-летняя дочь Шура.

С окончанием Гражданской войны стало налаживаться подсобное хозяйство. Держали кое-какую скотину: овец, кур, поросенка. На бахче за речкой Камышлак выращивали овощи и арбузы.

В июне 1922 г. родилась еще одна девочка, которую назвали Александрой  (Шура-2) в память умершей. В селе Балаши Саратовской губернии семья прожила 3 года.

В конце лета 1923 г. семья вернулась в Чудово. Поселились вблизи железнодорожного вокзала в деревенском доме у Лосяковых [6].

Петра Яковлевича пригласили работать бухгалтером на спичечной фабрике. Он начал там работать, а потом решил вернуться в священнослужители, мотивируя тем, что заработной платы на фабрике не хватало для содержания многодетной семьи.

 Помимо материальных причин служба в церкви была любимым делом Петра Яковлевича. Имея музыкальные способности, он много сил отдавал налаживанию церковного хора. Кроме того, можно думать, что человеку, пробившемуся из крестьянской среды в священнослужители, было лестно осознавать свою значимость и авторитет в традиционном обществе, устои которого еще не были окончательно разрушены советской властью в годы НЭПа [7]. Но эти причины не охватывают главного – силы христианской веры самого Петра Яковлевича, о чем можно только догадываться.

1924 г., сентябрь – родилась дочь Надежда. В это время Петр Яковлевич служил в Казанской церкви дьяконом. Преследование церкви со стороны властей усиливалось. Семьи священнослужителей попадали в разряд «лишенцев»: взрослые были лишены избирательных прав, дети – права учебы в техникумах и институтах.

В 1929 г. старшая дочь Катя закончила 7-летнюю школу в Чудове с похвальной грамотой, девочка любознательная, целеустремленная. Что дальше, как поступить? Для продолжения учебы отец предложил дочери официально отмежеваться от него. Вместе пошли за советом к хорошему знакомому директору школы 7-летки Виноградову Виктору Константиновичу, вместе составили заявление:

 «…Не хочу быть на иждивении отца – «чуждого элемента», как служителя религиозного культа. Чтобы продолжить учебу в школе 10-летке, ухожу на иждивение проживающей в Любани тети Вишневской Анны Ивановны и ее мужа Михайлова Василия Михайловича – члена ВКП (б)» [8].

После окончания 8-го класса Катя Яковлева поступила на 2-ой курс «Любанского учебного комбината социалистического овощного хозяйства» по справке, удостоверяющей ее крестьянское происхождение и полученной благодаря дяде Курчину Ивану Яковлевичу, работавшему в сельсовете, к которому относилась деревня Каменка на родине отца.

 Во время выдачи паспортов и регистрации прописки в 1930-е годы старшие Яковлевы получили вызов на перерегистрацию брака  в ЗАГСе. При обсуждении этого Петр Яковлевич сказал жене:

-     Мать, у нас взрослые дочери. Мы венчаны в церкви перед Богом. Зачем нам еще какая-то регистрация?

Таким образом, Елизавета Ивановна получила паспорт со своей девичьей фамилией – Вишневская.

Удалось «улучшить» анкетные данные дочери Александры (Шуры-2). Предъявили свидетельство о смерти ее младшей сестры Шуры в 1921 г. Таким образом, в Чудове  дочь Александра не попала на учет НКВД [9], в том числе и как ЧСВН [10].

В августе 1932 г. старшая дочь получила работу в Ленинграде, туда же для продолжения учебы в старших классах переехала дочь Людмила, а в 1935 г. – дочь Александра. На первых порах их приютила родная тетя Вишневская Зинаида Ивановна, которая работала кондуктором трамвая и жила в районе Старой Деревни. Все это время Петр Яковлевич продолжал помогать дочерям материально.

В начале 1930-х годов арестовали священника Казанской церкви, где служил Петр Яковлевич, а саму церковь закрыли (и сорвали кресты с ее глав [11]). В это же время был первый раз арестован и Петр Яковлевич. Просидев несколько недель в доме предварительного заключения в Чудове, был отпущен.

Затем по рекомендации Новгородской епархии он был рукоположен в священники и направлен служить за пределы Чудова: сначала в Успенскую церковь села Коростынь (1932 – 1933 гг.) около Ильмень-озера, а после закрытия этой церкви – в Свято-Троицкую церковь села Медведь Шимского района (1934 – 1936 гг.).

 

 Церковь Успения Божьей Матери (1827 – 1936)           

Священнический наперсный крест Яковлева Петра Яковлевича образца 1896 г.

 

В сентябре 1935 г. в Чудове-селе была закрыта Успенская церковь, в которой в 1913 – 1918 гг. начинал службу Петр Яковлевич.

Сохранилось не так много описаний этой церкви, вот одно из них глазами современников:

«Великолепная каменная церковь Успенья Божьей Матери XIX века и трехъярусная колокольня с высоким шпилем и крестом стояли в центре Чудова-села. В церкви было 3 придела. Над большим приделом было 5 куполов, в середине – высокий, по краям – поменьше. Храм с фасада был украшен колоннами с красивой лепкой вверху. Внутри церковь была расписана фресками, даже на паперти были фрески. Все 3 придела украшала деревянная резьба: виноградные лозы с листьями, покрытые позолотой. Много дорогих икон в серебряных оправах. В большом приделе был пол из чугунных плит с изумительными узорами и богатая большая люстра, собранная из ограненных стеклянных сосулек. При освещении свечами они играли, переливались разноцветным светом. И все это богатство было уничтожено взрывом в 1937 году» (рукописное свидетельство Белавиной Веры Павловны (1917 – 2000), дочери Быстрова Павла Васильевича – псаломщика, а в последние годы, дьякона этой церкви [12]).

После того, как в мае следующего 1936 г. арестовали одновременно трёх священников и дьякона последней действовавшей деревянной Троицкой церкви в деревне Курцево [13], Новгородская епархия вернула Яковлева П. Я. из Шимского района в Чудово для продолжения службы священником в этой Троицкой церкви. Местные жители опасались пустить жильцами немногочисленную к этому времени семью (супруга и младшая дочь Надя) опального священника. Наконец их приютили в ветхом деревянном доме Алёшиных (Чудово-село, д. 94), где жили две немолодые женщины – глухая Катя и тетя Дуня.

Своего жилья у Петра Яковлевича и его семьи никогда не было. С 1914 года жили на частных квартирах и, иногда, в домах церковного причта. Мечтали заиметь собственную крышу над головой и по крохам копили деньги. За многие годы средства, в основном, были скоплены. Хотели купить деревенский дом в Любани и подыскивали там подходящий вариант. Деньги же, из осторожности, хранили не дома, а у свояченицы Вишневской Анны Ивановны, работавшей акушеркой в Любанской больнице.

В августе 1937 года Петр Яковлевич присутствовал на венчании своей дочери Людмилы в Любанской церкви Петра и Павла. Новобрачные приехали венчаться сюда из Ленинграда, подальше от глаз знакомых городских недоброжелателей. И это венчание и свадьба дочери стали последними радостными событиями в жизни отца невесты.

25 сентября 1937 г. Яковлев Петр Яковлевич – священник деревни Курцево Чудовского района был арестован органами НКВД [14].

Предшествовали этому такие события. В 20-х числах сентября жена Елизавета Ивановна была у старших дочерей в Ленинграде, когда вечером к Петру Яковлевичу зашел встревоженный добрый знакомый и сказал, что в райком Чудова «спущена сверху» разнарядка на арест 40 человек, и вот – вот начнутся аресты. Он посоветовал:

 - Петр Яковлевич, уходите из Чудова нынче в ночь. Идите на Волховстрой. Там на стройке нужны работники. Пока разберутся, вы и затеряетесь. А, может, и искать не будут.

Петр Яковлевич вспылил:

- Да я ? Я – честный человек. Меня не тронут.

Во время ареста дома была только младшая дочь Надя 13-ти лет. Начался обыск. Помимо церковных вещей искали еще что-то. По-видимому, прошел слух, что хозяин скопил деньжата на дом. Перерыли весь дом и огород и ничего не нашли. Стали допытываться, бить арестованного и разбили лицо в кровь. Петр Яковлевич только кричал: - Не бейте при дочери!

В один из следующих дней Наде Яковлевой привелось попрощаться с отцом. Вот ее рассказ об этом: «Мама послала меня к отцу с передачей (продукты, зубная щетка,…). Я взяла узелок и пошла в дом предварительного заключения у нас в Чудове. Пошла вместе с подругой Валей Салазкиной. Пришли, видим: стоит большая очередь, аж на улицу. Сентябрь-месяц, идет промозглый дождь. Стоят бабки с узелками, перешептываются, увидели нас – девчонок и пропускают вперед,

- Идите, идите. Сейчас его с допроса поведут, тогда и увидите.

Отца вели с допроса по лестнице со второго этажа, а мы с Валей стояли внизу. Вижу отца: длинные волосы, лицо окровавлено, смотрит вниз под ноги. Сзади конвоир с обмотками на ногах, штык винтовки почти упирается в спину отца. Он глаза поднял, увидел меня, узнал, оживился. Просит начальника,

- Разрешите попрощаться с дочкой.

Конвоир опустил винтовку, кивнул. Отец взял меня на руки, поцеловал и сказал,

- Ну, прощай, дочка !

Я ему сунула в руку узелок, быстро-быстро. Тишина нарушилась, людская очередь зашумела. Это бабки, глядя на нас, заплакали».

В первые месяцы 1938 г. матери Анне Ивановне и супруге, пришедшим с передачей для заключенного, устно сообщили из справочного окна Большого дома на Литейном в Ленинграде, что заключенный Яковлев П.Я. осужден на «10 лет без права переписки». Передачу от них не приняли и сказали, чтобы больше сюда не приходили.

А семья Петра Яковлевича поселилась в Ленинграде в комнате двухэтажного деревянного дома на Охте, на служебной жилплощади старшей дочери Екатерины. Средств к существованию на 4-х человек, двое из которых были школьницами, не хватало. Жили на одну зарплату старшей дочери, работавшей с 1935 г. бухгалтером в отделе Электрофикации Управления Октябрьской железной дороги.

Мать семейства Елизавета Ивановна подрабатывала переборкой овощей в подвалах без трудового договора. И хотя беспартийной Екатерине в ее трудовой список записывали благодарности, например, в 1935 году «за большую работу по составлению техн. и финанс. данных для комиссии НКПС по приемке электрофицированного уч-ка Ленинград – Ораниенбаум» [15], для продвижения по службе надо было вступить хотя бы в комсомол. По рассказу Екатерины Петровны в комсомол ее принимали в 1937 году на многолюдном комсомольском собрании в актовом зале Управления Октябрьской железной дороги на площади Островского около Александринского театра в Ленинграде. Сцена, президиум, полный зрительный зал. Вызвали на сцену и выслушали автобиографию.

Посыпались вопросы, - Почему так поздно в 23 года вступаете ?

- Действительно ли происходите из семьи «служителя религиозного культа ?  Ответ: Да.

- Верите ли в Бога ? Ответ: Не верю (и это соответствовало действительности).

Из зала кричали:

 - Не принимать ее, не принимать! В комсомоле не место члену семьи врага народа!

- Почему Вы, не верившая в Бога, не пытались переубедить своего отца отойти от церкви ?

Все это было мерзко и унизительно. Хоть бы на месте провалиться. Девушка еле сдерживалась от слез  и какого-либо резкого поступка. И тут выручил возглавлявший президиум молодой человек, секретарь комсомола. Выручил, в том числе и по той причине, что девушка, стоявшая на сцене, ему нравилась. Он успокоил собрание, прекратил прения, и прием в комсомол состоялся.

Прошли тяжелые для всех военные и послевоенные годы. Автору помнится, что после 1948 г., когда прошло 10 лет с момента ареста, время от времени в семье шли разговоры, что может быть жив Петр Яковлевич. Идти узнавать в Большой дом тогда боялись. Может быть, он сам объявится? А, может быть, он в заключении умер? Ведь в последние годы перед арестом у него была болезнь горла, и он лечился у врача в Ленинграде. Или, может быть, все-таки он вышел из заключения и где-нибудь живет и пока еще не объявился?

Но с годами эти разговоры стихли, ведь прошло много времени, и знали по слухам, что никого из осужденных на «10 лет без права переписки» никогда после этого не видели живым.

И только через 52 года (в пору массовой реабилитации жертв политических репрессий) по заявлению дочери осужденного Леоновой Екатерины Петровны ее отец Яковлев Петр Яковлевич был посмертно реабилитирован в октябре 1989 г. [16], и выяснилось следующее.

После ареста 25 сентября 1937 г. Яковлев П.Я. «обвинялся в том, что, якобы, «проводил антисоветскую деятельность среди населения, произносил с амвона контрреволюционные проповеди, клеветал на советскую власть и колхозное строительство», т. е. по политическим мотивам без указания статьи, как «контрреволюционный элемент».

По решению Особой тройки УНКВД Ленобласти от 15 ноября 1937 года (протокол № 167) Яковлев П.Я. был осужден к ВМН – расстрелу.

Приговор приведен в исполнение 28 января 1938 года в г. Новгороде» [17].

Несмотря на запрос родственников в 1992 г. о месте захоронения Яковлева П.Я., официальные органы ничего конкретного не сообщили. Вот что сказано в ответном письме [17]: «Точных сведений о месте захоронения в материалах дела не имеется, т.к. в годы массовых репрессий эти обстоятельства документально не регистрировались».

И опять же остается только догадываться об этом, например, из рассказа, услышанного автором в 1998 г. от жителя Новгорода, служившего в 1970-е годы в Новгородской тюрьме. Начальник тюрьмы, пытаясь высвободить для хозяйственных нужд хоть какое-нибудь подходящее помещение, приказал расчистить один из подвалов тюрьмы, заваленный землей и мусором. Когда стали копать, то обнаружили внизу множество человеческих останков: черепа, кости, скелеты с обрывками истлевшей одежды. После чего начальник приказал, от греха подальше, вновь засыпать этот подвал, как было.

Автору очерка не пришлось увидеться со своим дедом Яковлевым Петром Яковлевичем, поскольку родился 5 лет спустя после трагических событий 1937 года. Очерк составлен по записанным воспоминаниям старших родственников. Фотографий деда, кроме одной потрепанной семейной с 3-мя маленькими детьми, тоже видеть не приходилось. Казалось, остальные пропали и после обысков и в  лихолетье Великой Отечественной войны. И лишь после смерти в 1991 г. его вдовы Вишневской Елизаветы Ивановны, разбирая её заветные документы, нашли спрятанное в глубине истертой старинной сумочки удостоверение личности Петра Яковлевича 1919 г. с маленькой сломанной пополам его фотографией, которая и приведена в начале очерка.

 

Живой образ его личности во внеслужебной обстановке вырисовывается со слов близких и современников. Будучи выходцем из крестьян, из далекой от города деревни, Петр Яковлевич в свободное от службы время много занимался домашним хозяйством, огородом, домашней скотиной, подчас более сноровисто, чем жена. В те годы, когда держали ульи, он умело управлялся с пчелами.

Был заботливый отец семейства. Очень хотел, чтобы у него родился сын, но рождались все дочери, одна – за одной. Из-за этого он, по рассказам близких, подчас, обижался на жену. 

В 1930-е годы Петр Яковлевич нередко приезжал в Ленинград в Новую Деревню, где на первых порах жили у своей тети Вишневской Зинаиды Ивановны его старшие дочери Катя и Людмила.

В этом сравнительно безлюдном пригороде его замечали издалека. Высокий бородатый человек в шляпе, в темном длиннополом пальто и в русских сапогах (а в иной раз и с портфелем в руках) быстро шагал по мосткам Сабировской улицы, приближаясь к дому.

Привозил продукты: картофель,  молоко и т. п., а в портфеле носил отчеты для своего церковного начальства.

Характер у него был нелегкий, подчас вспыльчивый. Сидя за чаем, разговорится с Зинаидой Ивановной о положении в стране, о политике.  Иной раз заспорит с ней, рассорится. Говорит в сердцах:

- Больше я сюда никогда не приеду, ни ногой!

Но со временем отходил. Потом снова приедет в Новую Деревню, как ни в чем, ни бывало [18].

В пору преследования церкви советской властью сам он, оставаясь в лоне церкви, не призывал своих дочерей следовать его примеру. Говорил им:

- Будьте, кем хотите. Хоть в комсомол вступайте, хоть куда. Работайте на советской службе, где хотите. Но я останусь в церкви. И вы меня не отговаривайте.

Поразительны его бесстрашие и стойкость служителя христианской церкви в годы массовых репрессий 1930-х годов. Одного за другим арестовывают священнослужителей, закрывают и разрушают церкви. Он переходит в оставшиеся. Не поддается на уговоры близких и продолжает служить в церкви.

Этим Петр Яковлевич похож на непреклонно верующих ранних христиан в пору их гонений в Римской Империи в первые века после РХ. И он не отступил и принял мученическую смерть, как и многие священнослужители нашей страны в те годы.

 

Заключение

В 2013 г. в Чудове в ограде церкви Казанской иконы Божьей Матери был открыт мемориал репрессированным священнослужителям Чудовского района [13]. На одной из 30-ти памятных плит увековечено имя Яковлева Петра Яковлевича (1893 – 1938).

Потомки Петра Яковлевича сердечно благодарят устроителей мемориала за это доброе и нужное дело, способствующее укреплению духовных скреп уже наших следующих потомков и всего нашего общества в целом.

 

 

Примечания

1. Жители Каменки и окружающих деревень – потомки православных карел, переселившихся  на Новгородскую землю из Приладожской Карелии в ХVII  веке. «Пустоши Каменка и Колоколошна были заселены «карельскими выходцами» в 1706 году» – такое упоминание есть в «Описи вотчин, что перешли в собственность» и в Постановлении Сената от 26 октября 1825 г.

2. Дети крестьян, не имевших официальных фамилий, в начале XX века порой получали разные даже в одной семье. Если Петр был записан по фамилии Яковлев, то его старший брат Иван одно время носил фамилию Федоров, а потом взял фамилию Курчин (деревенское прозвище); брат Сергей – фамилию Яковлев; а младший Василий – фамилию Кудряшов.

3. Месячная зарплата младшего псаломщика в этой церкви в самом конце XIX века была около 30 рублей, главным образом, из доходов за требоисправление и церковную службу. Доля казенного жалования составляла лишь 10% от общей суммы. Интересно знать, что старший священник церкви по статусу имел в 4 раза больший личный доход по сравнению с младшим псаломщиком. См. в отделе рукописей РНБ "Введение в церковную летопись Успенской церкви в селе Чудове", составитель священник Петр Бобров, 1896 г. [Электронный ресурс] papeschiny.ucoz.ruuspenskaja_cerkov_v_s_chudovo

4. Послужной список диакона-псаломщика Чудовской Успенской церкви Новгородского уезда и епархии Петра Яковлевича Яковлева за 1918 г. // ГАНО. Ф. 481. Оп. 1. д. 853

5. Удостоверение личности № 2396 Яковлева П.Я., 1919 г., (титульный лист) В.С.Н.Х. Управление построек железнодорожных линий Гостинополье-Чудово и Волхов-Рыбинск

6. В деревенском доме Лосяковых на привокзальной улице две многодетные семьи (хозяева и жильцы) много лет жили очень дружно. И впоследствии, подружившиеся детьми и давно жившие в разных городах, испытывали теплые почти родственные чувства и до старости (до начала 1990-х годов) общались по телефону и поддерживали переписку.

7. НЭП – новая экономическая политика (1921 –1927).

8. В первые дни немецкой оккупации Любани в августе 1941 г. Михайлов Василий Михайлович, работавший мастером на шпалопропиточном предприятии, был задержан по доносу местных жителей, как коммунист, и зверски убит в расположении немецкой танковой части на Селецкой дороге.

9. Это следует из текста ответного письма из МБ РФ, Управление по Новгородской области, исх. № Ш-219 от 26.02.1993 г., где записано: «Состав семьи Яковлева П.Я. на момент ареста: Елизавета Ивановна Вишневская, дочери Надежда, Екатерина, Людмила».

10. ЧСВН – член семьи врага народа.

11. Надя Яковлева, младшая дочь Петра Яковлевича была свидетельницей того, как в начале 1930-х годов, в присутствии толпы народа, группа активистов (возможно, из «Союза воинствующих безбожников», созданного в 1929 г. под патронатом властей) с помощью крепкой веревки поочередно срывала кресты с куполов Казанской церкви. В последующие годы эта церковь была занята под дом Обороны.

12. Быстров Павел Васильевич (1871 - 1938) служил в Успенской церкви Чудова-села с 1907 г. до ее закрытия. До 1918 г. служил вместе с Яковлевым П. Я. и, к тому же, они были свояками (были женаты на сестрах Зое и Елизавете Вишневских). Когда церковь окончательно закрыли, пожилой Павел Васильевич оказался для церковной службы не востребован. Ходил между домами по Чудову; в письмах дочерям, уехавшим в Волховстрой, умолял их взять его к себе.   В 1937 г., давно не служивший в церкви старый 66-летний человек, был арестован с мотивацией, как «не имеющий определённых занятий», и был осужден к ВМН – расстрелу. И не было принято во внимание то, что его старший сын Быстров Николай Павлович (1897 – 1921) погиб в Гражданскую войну в Крыму, сражаясь в рядах Красной Армии.

К этому можно добавить, что еще и младший сын этого чудовского священнослужителя Быстров Владимир Павлович (1903 – 1942) погиб на фронте в Великую Отечественную войну.

13. Н. Б. Григорьева. Православное духовенство Чудовского района в тридцатые годы XX века // Научно-популярный журнал «Чудовский краевед» № 9, 2014, сс. 70 – 82.

14. Основанием для массовых арестов был «Оперативный приказ народного комиссара внутренних дел Союза С.С.Р. № 0047» от 30 июля 1937 г., подписанный Н. Ежовым. Название приказа – «об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и др. антисоветских элементов», см. Е. Альбац «Мина замедленного действия (политический портрет КГБ)», М., «Русслит», 1992, приложение с. 318 – 332.

15. Трудовой список Яковлевой Екатерины Петровны. Запись 27 июня 1935 г. –  распоряжение № 89 по Отделу Электрофикации.

16. Справка о реабилитации Яковлева Петра Яковлевича на имя Леоновой Екатерины Петровны. Прокуратура Новгородской области, исх. № 13/89 от 17 октября 1989 г.

17. Письмо из МБ РФ, Управление по Новгородской области, исх. № Ш-219 от 26.02.1993 г. 

18. Устное свидетельство Коробковой Веры Васильевны (1915 – 2012), дочери его свояченицы Вишневской Зинаиды Ивановны.

Шварев Николай Михайлович – родной внук Яковлева Петра Яковлевича

           2016 г.      

 

 

Автор Н.А.Григорьева