протоиерей Пётр Яковлев 1893 - 1938
Яковлев Пётр Яковлевич
Яковлев Петр Яковлевич, 1919 г.священник Троицкой церкви д. Курцево.
Родился в1893 в д. Каменка Шегринской волости Боровичского уезда Новгородской губернии. (Потом это - Каменский сельский совет, Любытинский район).
Проживал в селе Чудово, в доме Алёшиных, № 94. Русский. Грамотный, образование неполное среднее. Беспартийный. На воинском учете не состоял.
До революции П.Я.Яковлев «служил псаломщиком при Чудовской церкви село Чудово, после революции - служитель культа. Место службы: служитель культа при церкви деревни Курцево». * (Анкета арестованного от 27.09.1937 г. Дело № 90981 Архив УФСБ). 1914 г. «дьякон-псаломщик Петр Яковлев» (Чудовский ЗАГС. Метрическая книга № 29)
В Характеристике на Яковлева П.Я., выданной председателем Чудовского сельского совета 6 ноября 1937 г. сказано, что он – «служил в Чудовской церкви священником».
Таким образом, Яковлев Петр Яковлевич был священником не в церкви Казанской иконы Божией Матери, как значится в Мартирологе. (Петров М.Н. Крест под молотом. Новгород, 2000., с.375), а Троицкой церкви при д. Курцево и Успенской в селе Чудово, к которой была приписана Троицкая.
Социальное происхождение – из крестьян-бедняков.
В той же Анкете арестованного записано: «Отец мой Яков Федорович (фамилии нет) занимался крестьянством».
- · В1930 г. Яковлев П.Я. был арестован органами ОГПУ, находился под следствием. Во второй раз был арестован 25 сентября1937 г.
Предъявлены обвинения:
«…участвовал в к.-р. организации, группировке будучи враждебно настроен к Сов. Власти и разделяя антисоветские взгляды со священником Волокославским, проводил антисоветскую агитацию среди населения, произносил с амвона контрреволюционные проповеди». (Из Меморандума по делу Чудовского р /отделения НКВД № 90981 6 ноября 1937). «…отказывался от идеи коммунизма, клеветал на Советскую власть и колхозное строительство, высказывал клеветнические измышления о Сталинской конституции и о вождях партии и правительства» «Вину признал ЧАСТИЧНО» (Выписка из протокола заседания Особой Тройки УНКВД № 167 от 15/IX 1937 г.)
По показаниям свидетелей священник Яковлев П.Я. распространял листовки, в которых призывал ходить в церковь, с амвона произносил те же речи, призывал крестить детей, отказался крестить ребенка с неправославным именем, говорил, что колхозы – «пропащее дело», что Сталин «за церковь» и «в конституции записано, что церковь должна работать» и т.п. Всего в Деле 9 протоколов допросов (5 протоколов допросов свидетелей и 4 - обвиняемого)
Допрос 27 сент.1937 - отрицание по всем обвинениям
Допрос 30 сент. 1937 - категоричное отрицание
Допрос 19 окт. 1937 - « …проповедей в антисоветском духе я не говорил…, но в населении поддерживал религиозные убеждения, чтобы народ ходил в церковь и молился богу. Это я Яковлев подтверждаю».
Допрос 19 окт.1937 - о колхозах и Сталинской конституции - подтверждение, о листовках - отрицание.
Приговор: РАССТРЕЛЯТЬ Приведен в исполнение 28 января 1938 г.
Яковлев П.Я. реабилитирован 16 янв.1989 г. согласно ст.I Указа Презид. Верх. Сов. СССР «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имеющих место в период 30-40-х и начала 50-х годов». Заключение подписано прокурором Новг.обл., ст.советником юстиции А.С.Чугуновым 22 марта 1989 г.
Чудово, 1918
г. Семья псаломщика Успенской церкви Яковлева Петра Яковлевича. На руках отца – младшая дочь Люся,
на руках матери Елизаветы Ивановны – дочь Шура (умерла в 1921 г.), стоит старшая дочь Катя.
* В цитируемых документах сохранены орфография и пунктуация подлинника (Н.Г.)
Список материалов, использованных при составлении
исторической справки
Архив УФСБ по Новгородской области. Следственное дело № 90981 по обвинению Волокославского А.П., Михайлова С.М., Яковлева П.Я. Начато 21 сентября1937 г. Кончено 6 ноября1937 г.
Архивное дело № 1а/9896
Петров М.Н. Крест под молотом. Науч. Ред. В.Л. Янин / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Новгород, 2000. 446 с.
- Список населенных мест Новгородской губернии. Вып.VI. Боровичский уезд. Под ред. В.А.Подобедова. Новгород, Губернская Типография, 1911. 162 с.
- Истомина Э.Г. Границы, население, города Новгородской губернии (1727-1917): Очерки по административно-территориальному делению. Под ред. Г.М.Дейча / Гос. архив Новгородской области. Лениздат, 1972. 184 с.
- Загс г. Чудово. Метрическая книга Успенская церковь 1907-1908. Арх. № 29.
Яковлев Петр Яковлевич родился в 1893 году в деревне Каменке Никандровской волости, Боровичского уезда, Новгородской губернии в семье успешного, как и многие жители этой карельской деревни [1], крестьянина Якова Федорова. Мать – Анна Иванова, из деревни Ерзовки той же волости.
У Петра были старшие сестра Ольга и брат Иван и младшие: Акулина, Параскева, Сергей и Василий.
После окончания начальной школы за любознательность, музыкальные способности и усердие был рекомендован местным священником для поступления во второклассную церковно-приходскую учительскую школу в Сопинах Кончанской волости, которую окончил в 1909 г. и в следующем году в Боровичах выдержал экзамен на псаломщика. В эту пору получил фамилию «Яковлев» по имени отца [2].
С октября 1910 г. состоял и. д. псаломщика при Иоанно-Богословской церкви Новгородского уезда. Поступив в следующем году на псаломщицкие законоучительские курсы в Новгороде, закончил их в 1913 г. В эту пору Петр Яковлев познакомился с Елизаветой Вишневской на смотре невест в Новгородской учительской семинарии, которую кончала Лиза. Женился на Вишневской Елизавете Ивановне – дочери чиновника Новгородской Духовной Консистории. Наверно это была хорошая партия для юноши из крестьян, начинающего с нуля карьеру священнослужителя.
1913 г., июнь. Семья поселилась в Чудово, где Петр Яковлевич был назначен на службу псаломщиком в Успенской церкви [3] и, вместе с тем, начал преподавать Закон Божий в Корповской земской школе. Когда началась Германская война, то по существовавшему закону, будучи священнослужителем, в армию не призывался.
1914 г., февраль. Рукоположен в сан диакона Новгородским архиепископом Арсением [4]
Сентябрь 1918 г. После революции перешел из церкви на работу конторщиком 2-го участка строительства железной дороги Гостинополье – Чудово и Волхов – Рыбинск [5].
Февраль 1919 г. Во время Гражданской войны по указанию советского правительства переведен вместе со строительной организацией на строительство железной дороги Уральск – Илецк.
1914 г., ноябрь – родилась первая дочь Екатерина, 1916 г. – родилась дочь Александра.
1917 г., сентябрь – родилась дочь Людмила. Семья с 3-мя малыми детьми переехала в Уральск (причем для перевозки мебели и коровы было выделено место в товарном вагоне) и поселилась на частной квартире в доме Мишениных.
Неожиданно эта область оказалась в зоне военных действий Восточного фронта. Прожили в Уральске 1 год. Заработка не хватало для содержания семьи. Петр Яковлевич, посещая местную церковь и участвуя в службе на общественных началах, получил приглашение на постоянную службу в церковь села Балаши в 100 км от Уральска.
Весной 1920 г. семья переехала в волостное село Балаши Дергачевского уезда Саратовской губернии, и Петр Яковлевич начал служить дьяконом в Балашовской Покровской православной церкви. Поселились в доме для церковного причта с окнами, выходящими на главную площадь большого села.
Гражданская война была в разгаре. Голод, продразверстка, всеобщая смута. Село занимали с боем то белые, то красные. Запомнились страшные расправы над пленными в центре села. В такие часы, чтобы уберечься от шальной пули, девочкам не разрешали подходить к окнам. Да и болезни одолевали детей. В 1920 г. родилась 4-я девочка Женя (Евгения) и через 10 месяцев умерла от дизентерии. В следующем году умерла от дифтерии 5-летняя дочь Шура.
С окончанием Гражданской войны стало налаживаться подсобное хозяйство. Держали кое-какую скотину: овец, кур, поросенка. На бахче за речкой Камышлак выращивали овощи и арбузы.
В июне 1922 г. родилась еще одна девочка, которую назвали Александрой (Шура-2) в память умершей. В селе Балаши Саратовской губернии семья прожила 3 года.
В конце лета 1923 г. семья вернулась в Чудово. Поселились вблизи железнодорожного вокзала в деревенском доме у Лосяковых [6].
Петра Яковлевича пригласили работать бухгалтером на спичечной фабрике. Он начал там работать, а потом решил вернуться в священнослужители, мотивируя тем, что заработной платы на фабрике не хватало для содержания многодетной семьи.
Помимо материальных причин служба в церкви была любимым делом Петра Яковлевича. Имея музыкальные способности, он много сил отдавал налаживанию церковного хора. Кроме того, можно думать, что человеку, пробившемуся из крестьянской среды в священнослужители, было лестно осознавать свою значимость и авторитет в традиционном обществе, устои которого еще не были окончательно разрушены советской властью в годы НЭПа [7]. Но эти причины не охватывают главного – силы христианской веры самого Петра Яковлевича, о чем можно только догадываться.
1924 г., сентябрь – родилась дочь Надежда. В это время Петр Яковлевич служил в Казанской церкви дьяконом. Преследование церкви со стороны властей усиливалось. Семьи священнослужителей попадали в разряд «лишенцев»: взрослые были лишены избирательных прав, дети – права учебы в техникумах и институтах.
В 1929 г. старшая дочь Катя закончила 7-летнюю школу в Чудове с похвальной грамотой, девочка любознательная, целеустремленная. Что дальше, как поступить? Для продолжения учебы отец предложил дочери официально отмежеваться от него. Вместе пошли за советом к хорошему знакомому директору школы 7-летки Виноградову Виктору Константиновичу, вместе составили заявление:
«…Не хочу быть на иждивении отца – «чуждого элемента», как служителя религиозного культа. Чтобы продолжить учебу в школе 10-летке, ухожу на иждивение проживающей в Любани тети Вишневской Анны Ивановны и ее мужа Михайлова Василия Михайловича – члена ВКП (б)» [8].
После окончания 8-го класса Катя Яковлева поступила на 2-ой курс «Любанского учебного комбината социалистического овощного хозяйства» по справке, удостоверяющей ее крестьянское происхождение и полученной благодаря дяде Курчину Ивану Яковлевичу, работавшему в сельсовете, к которому относилась деревня Каменка на родине отца.
Во время выдачи паспортов и регистрации прописки в 1930-е годы старшие Яковлевы получили вызов на перерегистрацию брака в ЗАГСе. При обсуждении этого Петр Яковлевич сказал жене:
- Мать, у нас взрослые дочери. Мы венчаны в церкви перед Богом. Зачем нам еще какая-то регистрация?
Таким образом, Елизавета Ивановна получила паспорт со своей девичьей фамилией – Вишневская.
Удалось «улучшить» анкетные данные дочери Александры (Шуры-2). Предъявили свидетельство о смерти ее младшей сестры Шуры в 1921 г. Таким образом, в Чудове дочь Александра не попала на учет НКВД [9], в том числе и как ЧСВН [10].
В августе 1932 г. старшая дочь получила работу в Ленинграде, туда же для продолжения учебы в старших классах переехала дочь Людмила, а в 1935 г. – дочь Александра. На первых порах их приютила родная тетя Вишневская Зинаида Ивановна, которая работала кондуктором трамвая и жила в районе Старой Деревни. Все это время Петр Яковлевич продолжал помогать дочерям материально.
В начале 1930-х годов арестовали священника Казанской церкви, где служил Петр Яковлевич, а саму церковь закрыли (и сорвали кресты с ее глав [11]). В это же время был первый раз арестован и Петр Яковлевич. Просидев несколько недель в доме предварительного заключения в Чудове, был отпущен.
Затем по рекомендации Новгородской епархии он был рукоположен в священники и направлен служить за пределы Чудова: сначала в Успенскую церковь села Коростынь (1932 – 1933 гг.) около Ильмень-озера, а после закрытия этой церкви – в Свято-Троицкую церковь села Медведь Шимского района (1934 – 1936 гг.).
Церковь Успения Божьей Матери (1827 – 1936)
Священнический наперсный крест Яковлева Петра Яковлевича образца 1896 г.
В сентябре 1935 г. в Чудове-селе была закрыта Успенская церковь, в которой в 1913 – 1918 гг. начинал службу Петр Яковлевич.
Сохранилось не так много описаний этой церкви, вот одно из них глазами современников:
«Великолепная каменная церковь Успенья Божьей Матери XIX века и трехъярусная колокольня с высоким шпилем и крестом стояли в центре Чудова-села. В церкви было 3 придела. Над большим приделом было 5 куполов, в середине – высокий, по краям – поменьше. Храм с фасада был украшен колоннами с красивой лепкой вверху. Внутри церковь была расписана фресками, даже на паперти были фрески. Все 3 придела украшала деревянная резьба: виноградные лозы с листьями, покрытые позолотой. Много дорогих икон в серебряных оправах. В большом приделе был пол из чугунных плит с изумительными узорами и богатая большая люстра, собранная из ограненных стеклянных сосулек. При освещении свечами они играли, переливались разноцветным светом. И все это богатство было уничтожено взрывом в 1937 году» (рукописное свидетельство Белавиной Веры Павловны (1917 – 2000), дочери Быстрова Павла Васильевича – псаломщика, а в последние годы, дьякона этой церкви [12]).
После того, как в мае следующего 1936 г. арестовали одновременно трёх священников и дьякона последней действовавшей деревянной Троицкой церкви в деревне Курцево [13], Новгородская епархия вернула Яковлева П. Я. из Шимского района в Чудово для продолжения службы священником в этой Троицкой церкви. Местные жители опасались пустить жильцами немногочисленную к этому времени семью (супруга и младшая дочь Надя) опального священника. Наконец их приютили в ветхом деревянном доме Алёшиных (Чудово-село, д. 94), где жили две немолодые женщины – глухая Катя и тетя Дуня.
Своего жилья у Петра Яковлевича и его семьи никогда не было. С 1914 года жили на частных квартирах и, иногда, в домах церковного причта. Мечтали заиметь собственную крышу над головой и по крохам копили деньги. За многие годы средства, в основном, были скоплены. Хотели купить деревенский дом в Любани и подыскивали там подходящий вариант. Деньги же, из осторожности, хранили не дома, а у свояченицы Вишневской Анны Ивановны, работавшей акушеркой в Любанской больнице.
В августе 1937 года Петр Яковлевич присутствовал на венчании своей дочери Людмилы в Любанской церкви Петра и Павла. Новобрачные приехали венчаться сюда из Ленинграда, подальше от глаз знакомых городских недоброжелателей. И это венчание и свадьба дочери стали последними радостными событиями в жизни отца невесты.
25 сентября 1937 г. Яковлев Петр Яковлевич – священник деревни Курцево Чудовского района был арестован органами НКВД [14].
Предшествовали этому такие события. В 20-х числах сентября жена Елизавета Ивановна была у старших дочерей в Ленинграде, когда вечером к Петру Яковлевичу зашел встревоженный добрый знакомый и сказал, что в райком Чудова «спущена сверху» разнарядка на арест 40 человек, и вот – вот начнутся аресты. Он посоветовал:
- Петр Яковлевич, уходите из Чудова нынче в ночь. Идите на Волховстрой. Там на стройке нужны работники. Пока разберутся, вы и затеряетесь. А, может, и искать не будут.
Петр Яковлевич вспылил:
- Да я ? Я – честный человек. Меня не тронут.
Во время ареста дома была только младшая дочь Надя 13-ти лет. Начался обыск. Помимо церковных вещей искали еще что-то. По-видимому, прошел слух, что хозяин скопил деньжата на дом. Перерыли весь дом и огород и ничего не нашли. Стали допытываться, бить арестованного и разбили лицо в кровь. Петр Яковлевич только кричал: - Не бейте при дочери!
В один из следующих дней Наде Яковлевой привелось попрощаться с отцом. Вот ее рассказ об этом: «Мама послала меня к отцу с передачей (продукты, зубная щетка,…). Я взяла узелок и пошла в дом предварительного заключения у нас в Чудове. Пошла вместе с подругой Валей Салазкиной. Пришли, видим: стоит большая очередь, аж на улицу. Сентябрь-месяц, идет промозглый дождь. Стоят бабки с узелками, перешептываются, увидели нас – девчонок и пропускают вперед,
- Идите, идите. Сейчас его с допроса поведут, тогда и увидите.
Отца вели с допроса по лестнице со второго этажа, а мы с Валей стояли внизу. Вижу отца: длинные волосы, лицо окровавлено, смотрит вниз под ноги. Сзади конвоир с обмотками на ногах, штык винтовки почти упирается в спину отца. Он глаза поднял, увидел меня, узнал, оживился. Просит начальника,
- Разрешите попрощаться с дочкой.
Конвоир опустил винтовку, кивнул. Отец взял меня на руки, поцеловал и сказал,
- Ну, прощай, дочка !
Я ему сунула в руку узелок, быстро-быстро. Тишина нарушилась, людская очередь зашумела. Это бабки, глядя на нас, заплакали».
В первые месяцы 1938 г. матери Анне Ивановне и супруге, пришедшим с передачей для заключенного, устно сообщили из справочного окна Большого дома на Литейном в Ленинграде, что заключенный Яковлев П.Я. осужден на «10 лет без права переписки». Передачу от них не приняли и сказали, чтобы больше сюда не приходили.
А семья Петра Яковлевича поселилась в Ленинграде в комнате двухэтажного деревянного дома на Охте, на служебной жилплощади старшей дочери Екатерины. Средств к существованию на 4-х человек, двое из которых были школьницами, не хватало. Жили на одну зарплату старшей дочери, работавшей с 1935 г. бухгалтером в отделе Электрофикации Управления Октябрьской железной дороги.
Мать семейства Елизавета Ивановна подрабатывала переборкой овощей в подвалах без трудового договора. И хотя беспартийной Екатерине в ее трудовой список записывали благодарности, например, в 1935 году «за большую работу по составлению техн. и финанс. данных для комиссии НКПС по приемке электрофицированного уч-ка Ленинград – Ораниенбаум» [15], для продвижения по службе надо было вступить хотя бы в комсомол. По рассказу Екатерины Петровны в комсомол ее принимали в 1937 году на многолюдном комсомольском собрании в актовом зале Управления Октябрьской железной дороги на площади Островского около Александринского театра в Ленинграде. Сцена, президиум, полный зрительный зал. Вызвали на сцену и выслушали автобиографию.
Посыпались вопросы, - Почему так поздно в 23 года вступаете ?
- Действительно ли происходите из семьи «служителя религиозного культа ? Ответ: Да.
- Верите ли в Бога ? Ответ: Не верю (и это соответствовало действительности).
Из зала кричали:
- Не принимать ее, не принимать! В комсомоле не место члену семьи врага народа!
- Почему Вы, не верившая в Бога, не пытались переубедить своего отца отойти от церкви ?
Все это было мерзко и унизительно. Хоть бы на месте провалиться. Девушка еле сдерживалась от слез и какого-либо резкого поступка. И тут выручил возглавлявший президиум молодой человек, секретарь комсомола. Выручил, в том числе и по той причине, что девушка, стоявшая на сцене, ему нравилась. Он успокоил собрание, прекратил прения, и прием в комсомол состоялся.
Прошли тяжелые для всех военные и послевоенные годы. Автору помнится, что после 1948 г., когда прошло 10 лет с момента ареста, время от времени в семье шли разговоры, что может быть жив Петр Яковлевич. Идти узнавать в Большой дом тогда боялись. Может быть, он сам объявится? А, может быть, он в заключении умер? Ведь в последние годы перед арестом у него была болезнь горла, и он лечился у врача в Ленинграде. Или, может быть, все-таки он вышел из заключения и где-нибудь живет и пока еще не объявился?
Но с годами эти разговоры стихли, ведь прошло много времени, и знали по слухам, что никого из осужденных на «10 лет без права переписки» никогда после этого не видели живым.
И только через 52 года (в пору массовой реабилитации жертв политических репрессий) по заявлению дочери осужденного Леоновой Екатерины Петровны ее отец Яковлев Петр Яковлевич был посмертно реабилитирован в октябре 1989 г. [16], и выяснилось следующее.
После ареста 25 сентября 1937 г. Яковлев П.Я. «обвинялся в том, что, якобы, «проводил антисоветскую деятельность среди населения, произносил с амвона контрреволюционные проповеди, клеветал на советскую власть и колхозное строительство», т. е. по политическим мотивам без указания статьи, как «контрреволюционный элемент».
По решению Особой тройки УНКВД Ленобласти от 15 ноября 1937 года (протокол № 167) Яковлев П.Я. был осужден к ВМН – расстрелу.
Приговор приведен в исполнение 28 января 1938 года в г. Новгороде» [17].
Несмотря на запрос родственников в 1992 г. о месте захоронения Яковлева П.Я., официальные органы ничего конкретного не сообщили. Вот что сказано в ответном письме [17]: «Точных сведений о месте захоронения в материалах дела не имеется, т.к. в годы массовых репрессий эти обстоятельства документально не регистрировались».
И опять же остается только догадываться об этом, например, из рассказа, услышанного автором в 1998 г. от жителя Новгорода, служившего в 1970-е годы в Новгородской тюрьме. Начальник тюрьмы, пытаясь высвободить для хозяйственных нужд хоть какое-нибудь подходящее помещение, приказал расчистить один из подвалов тюрьмы, заваленный землей и мусором. Когда стали копать, то обнаружили внизу множество человеческих останков: черепа, кости, скелеты с обрывками истлевшей одежды. После чего начальник приказал, от греха подальше, вновь засыпать этот подвал, как было.
Автору очерка не пришлось увидеться со своим дедом Яковлевым Петром Яковлевичем, поскольку родился 5 лет спустя после трагических событий 1937 года. Очерк составлен по записанным воспоминаниям старших родственников. Фотографий деда, кроме одной потрепанной семейной с 3-мя маленькими детьми, тоже видеть не приходилось. Казалось, остальные пропали и после обысков и в лихолетье Великой Отечественной войны. И лишь после смерти в 1991 г. его вдовы Вишневской Елизаветы Ивановны, разбирая её заветные документы, нашли спрятанное в глубине истертой старинной сумочки удостоверение личности Петра Яковлевича 1919 г. с маленькой сломанной пополам его фотографией, которая и приведена в начале очерка.
Живой образ его личности во внеслужебной обстановке вырисовывается со слов близких и современников. Будучи выходцем из крестьян, из далекой от города деревни, Петр Яковлевич в свободное от службы время много занимался домашним хозяйством, огородом, домашней скотиной, подчас более сноровисто, чем жена. В те годы, когда держали ульи, он умело управлялся с пчелами.
Был заботливый отец семейства. Очень хотел, чтобы у него родился сын, но рождались все дочери, одна – за одной. Из-за этого он, по рассказам близких, подчас, обижался на жену.
В 1930-е годы Петр Яковлевич нередко приезжал в Ленинград в Новую Деревню, где на первых порах жили у своей тети Вишневской Зинаиды Ивановны его старшие дочери Катя и Людмила.
В этом сравнительно безлюдном пригороде его замечали издалека. Высокий бородатый человек в шляпе, в темном длиннополом пальто и в русских сапогах (а в иной раз и с портфелем в руках) быстро шагал по мосткам Сабировской улицы, приближаясь к дому.
Привозил продукты: картофель, молоко и т. п., а в портфеле носил отчеты для своего церковного начальства.
Характер у него был нелегкий, подчас вспыльчивый. Сидя за чаем, разговорится с Зинаидой Ивановной о положении в стране, о политике. Иной раз заспорит с ней, рассорится. Говорит в сердцах:
- Больше я сюда никогда не приеду, ни ногой!
Но со временем отходил. Потом снова приедет в Новую Деревню, как ни в чем, ни бывало [18].
В пору преследования церкви советской властью сам он, оставаясь в лоне церкви, не призывал своих дочерей следовать его примеру. Говорил им:
- Будьте, кем хотите. Хоть в комсомол вступайте, хоть куда. Работайте на советской службе, где хотите. Но я останусь в церкви. И вы меня не отговаривайте.
Поразительны его бесстрашие и стойкость служителя христианской церкви в годы массовых репрессий 1930-х годов. Одного за другим арестовывают священнослужителей, закрывают и разрушают церкви. Он переходит в оставшиеся. Не поддается на уговоры близких и продолжает служить в церкви.
Этим Петр Яковлевич похож на непреклонно верующих ранних христиан в пору их гонений в Римской Империи в первые века после РХ. И он не отступил и принял мученическую смерть, как и многие священнослужители нашей страны в те годы.
Заключение
В 2013 г. в Чудове в ограде церкви Казанской иконы Божьей Матери был открыт мемориал репрессированным священнослужителям Чудовского района [13]. На одной из 30-ти памятных плит увековечено имя Яковлева Петра Яковлевича (1893 – 1938).
Потомки Петра Яковлевича сердечно благодарят устроителей мемориала за это доброе и нужное дело, способствующее укреплению духовных скреп уже наших следующих потомков и всего нашего общества в целом.
Примечания
1. Жители Каменки и окружающих деревень – потомки православных карел, переселившихся на Новгородскую землю из Приладожской Карелии в ХVII веке. «Пустоши Каменка и Колоколошна были заселены «карельскими выходцами» в 1706 году» – такое упоминание есть в «Описи вотчин, что перешли в собственность» и в Постановлении Сената от 26 октября 1825 г.
2. Дети крестьян, не имевших официальных фамилий, в начале XX века порой получали разные даже в одной семье. Если Петр был записан по фамилии Яковлев, то его старший брат Иван одно время носил фамилию Федоров, а потом взял фамилию Курчин (деревенское прозвище); брат Сергей – фамилию Яковлев; а младший Василий – фамилию Кудряшов.
3. Месячная зарплата младшего псаломщика в этой церкви в самом конце XIX века была около 30 рублей, главным образом, из доходов за требоисправление и церковную службу. Доля казенного жалования составляла лишь 10% от общей суммы. Интересно знать, что старший священник церкви по статусу имел в 4 раза больший личный доход по сравнению с младшим псаломщиком. См. в отделе рукописей РНБ "Введение в церковную летопись Успенской церкви в селе Чудове", составитель священник Петр Бобров, 1896 г. [Электронный ресурс] papeschiny.ucoz.ru› uspenskaja_cerkov_v_s_chudovo
4. Послужной список диакона-псаломщика Чудовской Успенской церкви Новгородского уезда и епархии Петра Яковлевича Яковлева за 1918 г. // ГАНО. Ф. 481. Оп. 1. д. 853
5. Удостоверение личности № 2396 Яковлева П.Я., 1919 г., (титульный лист) В.С.Н.Х. Управление построек железнодорожных линий Гостинополье-Чудово и Волхов-Рыбинск
6. В деревенском доме Лосяковых на привокзальной улице две многодетные семьи (хозяева и жильцы) много лет жили очень дружно. И впоследствии, подружившиеся детьми и давно жившие в разных городах, испытывали теплые почти родственные чувства и до старости (до начала 1990-х годов) общались по телефону и поддерживали переписку.
7. НЭП – новая экономическая политика (1921 –1927).
8. В первые дни немецкой оккупации Любани в августе 1941 г. Михайлов Василий Михайлович, работавший мастером на шпалопропиточном предприятии, был задержан по доносу местных жителей, как коммунист, и зверски убит в расположении немецкой танковой части на Селецкой дороге.
9. Это следует из текста ответного письма из МБ РФ, Управление по Новгородской области, исх. № Ш-219 от 26.02.1993 г., где записано: «Состав семьи Яковлева П.Я. на момент ареста: Елизавета Ивановна Вишневская, дочери Надежда, Екатерина, Людмила».
10. ЧСВН – член семьи врага народа.
11. Надя Яковлева, младшая дочь Петра Яковлевича была свидетельницей того, как в начале 1930-х годов, в присутствии толпы народа, группа активистов (возможно, из «Союза воинствующих безбожников», созданного в 1929 г. под патронатом властей) с помощью крепкой веревки поочередно срывала кресты с куполов Казанской церкви. В последующие годы эта церковь была занята под дом Обороны.
12. Быстров Павел Васильевич (1871 - 1938) служил в Успенской церкви Чудова-села с 1907 г. до ее закрытия. До 1918 г. служил вместе с Яковлевым П. Я. и, к тому же, они были свояками (были женаты на сестрах Зое и Елизавете Вишневских). Когда церковь окончательно закрыли, пожилой Павел Васильевич оказался для церковной службы не востребован. Ходил между домами по Чудову; в письмах дочерям, уехавшим в Волховстрой, умолял их взять его к себе. В 1937 г., давно не служивший в церкви старый 66-летний человек, был арестован с мотивацией, как «не имеющий определённых занятий», и был осужден к ВМН – расстрелу. И не было принято во внимание то, что его старший сын Быстров Николай Павлович (1897 – 1921) погиб в Гражданскую войну в Крыму, сражаясь в рядах Красной Армии.
К этому можно добавить, что еще и младший сын этого чудовского священнослужителя Быстров Владимир Павлович (1903 – 1942) погиб на фронте в Великую Отечественную войну.
13. Н. Б. Григорьева. Православное духовенство Чудовского района в тридцатые годы XX века // Научно-популярный журнал «Чудовский краевед» № 9, 2014, сс. 70 – 82.
14. Основанием для массовых арестов был «Оперативный приказ народного комиссара внутренних дел Союза С.С.Р. № 0047» от 30 июля 1937 г., подписанный Н. Ежовым. Название приказа – «об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и др. антисоветских элементов», см. Е. Альбац «Мина замедленного действия (политический портрет КГБ)», М., «Русслит», 1992, приложение с. 318 – 332.
15. Трудовой список Яковлевой Екатерины Петровны. Запись 27 июня 1935 г. – распоряжение № 89 по Отделу Электрофикации.
16. Справка о реабилитации Яковлева Петра Яковлевича на имя Леоновой Екатерины Петровны. Прокуратура Новгородской области, исх. № 13/89 от 17 октября 1989 г.
17. Письмо из МБ РФ, Управление по Новгородской области, исх. № Ш-219 от 26.02.1993 г.
18. Устное свидетельство Коробковой Веры Васильевны (1915 – 2012), дочери его свояченицы Вишневской Зинаиды Ивановны.
Шварев Николай Михайлович – родной внук Яковлева Петра Яковлевича
2016 г.
Автор Н.А.Григорьева