Никанор (Клементьевский), митрополит Новгородский

Митрополит
Никанор
(в миру Николай Стефанович Клементьевский)
на кафедре с 1848 по 1856 гг.
† 1856 г.

Высокопреосвященный Никанор был сыном священника и родился 26 ноября 1787 г. в Сергиевом Посаде, близ Москвы. После начального образования в доме родителей он в 1797 г. поступил в Троицкую лавр­скую семинарию, где ему дана была фамилия Клементьевский, по местности Сергиева посада Клементьево, в которой находилась церковь его отца. По окончании курса он с 8 января 1809 г. состоял учителем греческого и еврейского языков в Троицкой семинарии и с 10 января 1812 г. – учителем риторики. 9 апреля 1812 г. он принял пострижение в монашество с именем Никанора, 21-го апреля рукоположен во иеродиакона. При рукоположении московский митрополит Платон (Левшин) сказал ему: «Храни обеты, иди путем смирения и терпения; будешь первенствовать в соборе владык».

В том же году 16 ноября, в день погребения митрополита Платона, иеродиакон Никанор был рукоположен в иеромонаха и произнес надгробное слово. Со следующего года служение его переходит в Московскую академию: в июле 1813 г. он был определен проповедником при академии и причислен к соборным иеромонахам московского Донского монастыря. В 1814 г. обязанности его значительно усложнились: он был уже бакалавром исторических наук, наместником Троице-Cepгиевой лавры, архимандритом Спасо-Вифанского монастыря и членом цензурного комитета. Молодой архимандрит легко справлялся со всеми делами и за успешное ведение их был награждаем от начальства. 18 августа 1818 г. он назначен ректором и профессором богословия в Вифанской семинарии и в то же время состоял членом академической конференции, цензурного комитета и духовной консистории и архимандритом Новоголутвина коломенского монастыря. 17 апреля 1819 г. он был перемещен настоятелем в Высокопетровский монастырь, с оставлением при всех занимаемых должностях, непрестанно проповедовал Слово Божие и нередко по поручению начальства обозревал духовные семинарии (в 1816 г. Московскую, в 1820 г. Рязанскую и Тульскую). Так протекли первые 18 лет его служения. 26 января 1826 г. состоялся Высочайший указ о назначении архимандрита Никанора епископом Ревельским, викарием С.-Петербургской митрополии; 23 марта было наречение и 28 – хиротония; ему же было поручено и управление Сергиевой пустынею. Под непосредственным руководством митрополита Серафима преосвященный Никанор находился более пяти лет. Митрополит же как будто готовил его прямо в преемники себе: преосвященный Никанор рассматривал все консисторские дела, ему особой инструкцией была вверена Петербургская семинария с духовными училищами, он в 1827–1829 гг. ревизовал Петербургскую духовную академию, в 1826 г, за отъездом митрополита в Москву на коронацию, управлял епархией и председательствовал в Петербург­ской синодальной конторе; с мая 1826 г. состоял членом Император­ского человеколюбивого общества; в 1827 г. ездил в Финляндию для освящения собора в Гельсингфорсе и проч. 5 сентября 1831 г. он получил в управление Калужскую епархию; трехлетнее святительство его в Калуге было «кроткое, благоискусное и назидательное», в короткое время он так привязал к себе сердца пасомых, что «они желали бы жить и умереть с ним». Но 5 сентября 1834 г. император Николай в проезд свой через Калугу лично поздравил его архиепископом Минским. На новом месте служения он ждал больших трудностей и столкновений с «лисами», губящими виноград Христов, и с «волками» в овечьих кожах. Но и в Минской епархии он оставил хорошую память о себе: открыл несколько приходов и обратил в православие до 19 000 иноверных. 28 января 1840 г. преосвященный Никанор был назначен архиепископом Волынским и Житомирским и архимандритом Почаев­ской лавры. Для лавры архиепископ Никанор сделал очень многое: пожертвовал туда много книг, устроил в соборе придел во имя св. Николая, в память посещения ее 25 сентября 1842 г. императором Николаем, святыню лавры – икону Почаевской Божией Матери – украсил драгоценною с каменьями ризою, обновил здания монастырские и улучшил хор певчих. По епархии завел при церквах школы и при богослужении – катихизические беседы. «Усердное и отлично полезное служение» архипастыря обратило на него внимание монарха, и 28 марта 1841 г. ему пожалован был орден св. Александра Невского I степени. В 1842 г. ему велено было присутствовать в Св. Синоде, где ему, как человеку с миролюбивым характером, поручено было рассмотрение дела «о переводе Павскаго», из которого не знали как выйти, с просьбою беспристрастно и безобидно закончить его.

В дальнейшем своем служении преосвященный Никанор следовал за митрополитом Антонием, получая от него постепенно Варшавскую, Новгородскую и С.-Петербургскую епархии. 17 января 1843 г. (когда в Петербурге ждали его в преемники митрополиту Серафиму) состоялся Высочайший указ о назначении преосвященного Никанора архиепископом Варшавским и Новогеоргиевским, управляющим Волынской епархией, архимандритом Почаевской лавры и членом Св. Синода; словом сказать, обязанности его сразу больше чем удвоились. Неутомимым священнодействием, ревностным преподаванием, кротким обращением и подвигами благотворительности он и на новом месте служения приобрел всеобщее уважение и привязанность. Недавно учрежденная епархия Варшавская в преемнике преосвященного Антония нашла ревностного продолжателя трудов его. Утешением для него были частые посещения Варшавы монархом и членами царской фамилии; в это же время преосвященный Никанор удостоился получить и алмазный крест на клобук, и алмазные знаки ордена св. Александра Невского. При выборе преемника митрополиту Антонию не могло быть и речи о ком-либо другом, кроме преосвященного Никанора. Еще при жизни митрополита Антония 4 ноября 1848 г. преосвященный Никанор был назначен митрополитом в Новгород с поручением управления и Петербургской епархией на время болезни митрополита Антония. Но пока митрополит Никанор ехал из Варшавы, митрополит Антоний скончался, и митрополиту Новгородскому Никанору 20 ноября 1848 г. велено быть и митрополитом С.-Петербург­ским. Вот Высочайшие рескрипты об этом:

«Преосвященный митрополит новгородский Никанор!

С сердечным соболезнованием видя угасающия силы митрополита Антония, в тяжком и долговременном недуге лишеннаго возможности править своими паствами, и побуждаемый их неотложными нуждами, Я решился уволить его от епархии новгородской, которую, вверяя вам, с возведением вас в сан митрополита, с тем вместе вам поручаю и управление с.-петербургскою епархиею во время его болезни. – При известных ваших заслугах и отличных качествах, Мне приятно быть уверену, что на сем высшем открывающемся пред вами поприще, найду и в вас твердого блюстителя того древнего учения святыя церкви, на коем зиждется вечное спасение душ и благоденствие нашей любезной православной России. – Препровождаю к вам белый клобук с крестом из драгоценных камней и, поручая Себя молитвам вашим, пребываю всегда к вам благосклонный.
НИКОЛАЙ.
В С.-Петербурге 4 ноября 1848 года».

«Митрополиту новгородскому Никанору Всемилостивейше повелеваем быть вместе и митрополитом с.-петербургским, эстляндским и финляндским и Свято-Троицкия Александро-Невския лавры священноархимандритом.
НИКОЛАЙ.
В Царском Селе 20 ноября 1848 года».

17 декабря митрополит Никанор прибыл в Петербург, где 17 лет назад викариатствовал. Выше было показано, с какой отеческой заботливостью митрополит Серафим посвящал своего викария во все дела и нужды епархии. Как раз кстати пригодились теперь ему все полученные тогда сведения и святительские наставления. Сейчас же, по приезде, митрополит Никанор был назначен главным попечителем Императорского человеколюбивого общества, а через несколько дней на него возложены были обязанности члена секретного совещательного комитета по делам о раскольниках. Духовно-учебные заведения и епархиальная жизнь видели в новом митрополите своего старого и хорошего знакомого. Его величественная осанка, особенный дар проповедования, приводящий слушателей в восторг и умиление, приятная наружность, его мягкий характер и чрезвычайно доброе сердце – все это было очень памятно и заставляло ожидать от архипастыря одного только добра.

Новгородская епархия пользовалась особым попечением митрополита. По официальным данным, он ездил в Новгород в июле 1849 г. на месяц, в 1851 г. пробыл там с 30 июня до 20 августа, в 1852 г. – с 21 июня до 20 августа; провел там лето 1856 г., но очень может быть, что были и другие его поездки туда. В одном письме к Новгородскому викарию преосвященному Антонию (Шокотову) он писал: «Приближается время отдыха наших занятий; я и ваше преосвященство можем воспользоваться этим временем для посещений по делам службы (для обозрения некоторых монастырей и церквей)». К епархиальным делам он относился со строгим вниманием. «Слышу, – писал он тому же викарию, – что венчиковая сумма уменьшилась противу прежних лет. Ясно, что дело по сему предмету ведено было без должнаго внимания. Члены консистории, особенно секретарь, будут ответствовать за опущение своей обязанности». Или в другом письме: «Где ваш иеромонах Никон, некогда состоящий под следствием по случаю открытия им якобы мощей Нила Сорскаго? Слышно, что он большой фанатик. Обратите на него внимание и прикажите секретарю прислать ко мне справку об означенном Никоне». Щедрая благотворительность митрополита оставила себе памятники и в Новгороде; им на собственные средства устроена в 1852 г. сень над престолом главного алтаря Софийского собора (1266 р. 95 к. серебром); в 1854 г. им пожертвовано 2200 руб. на имя правления Новгородской семинарии для содержания на проценты одного ученика из сирот или детей бедных родителей; на имя женских монастырей – Свято-Духова, Покровского-Зверина, Десятинского, Сыркова и Воскресенского Горицкого – им тоже внесено в опекунский совет по 500 руб. на каждый. Когда он бывал в Новгороде, то неистощим был в ласках со всеми многочисленными просителями и посетителями его. Даже в последнюю свою поездку в Новгород, несмотря на недуги, он был бодр, весел и деятелен, посетил все тамошние обители, совершил шесть священнослужений, занимался делами, и паства новгородская провожала его со слезами любви и благодарности...

Из деятельности митрополита Никанора по С.-Петербург­ской епархии нужно отметить заботы его об Александро-Невской лавре, где он завел библиотеку, основанием которой были пожертвованные им книги; по воле и под руководством его составлено в 1853 г. жизнеописание св. благоверного князя Александра Невского, акафист ему и описание достопримечательностей лавры; приступлено к собиранию материалов для истории лавры и учреждена комиссия для описания древностей новгородских, ходом дел которой митрополит особенно интересовался. Духовная академия видела у себя митрополита Никанора через каждые два года ревизором, ревностно заботившимся о процветании науки, принесшим много пользы этому учебному заведению и в благодарность за труды 6 июля 1854 г. возведенным на степень почетного доктора богословия. Императорское человеколюбивое общество хранит о митрополите Никаноре добрую память как о строителе церкви Св. апостола Никанора при доме воспитания бедных детей и школы при нем же; дела общества пришли в цветущее состояние: капитал возрос на 400 тысяч, строились богадельни, лечебницы и больницы, открывались попечительные комитеты и проч. Много раз митрополит получал Высочайшую благодарность за свои труды по обществу, а за представление отчета по обществу за 1825–1855 гг. удостоен особого Высочайшего рескрипта. Щедрую руку архипастыря хорошо знали и человеколюбивое общество, и Александро-Невская лавра, и петербургские духовно-учебные заведения, и монастыри Петербургской епархии; бедные толпою окружали его при каждом выезде и въезде в лавру. Высокопреосвященный был великий благотворитель. При множестве дел и обязанностей митрополит Никанор постоянно священнодействовал: за 8 лет служения в Петербурге он совершил 13 освящений церквей и 10 рукоположений в епископа.

В 1855 г. митрополит Никанор совершил погребение Императора Николая, а затем и сам стал заметно ослабевать в силах, хотя до последнего времени по-прежнему продолжал заниматься делами, священнодействовать и присутствовать в Св. Синоде с прежней аккуратностью и точностью и с постоянным благодушием. В декабре 1855 г. в своем духовном завещании он писал: «Чувствуя со дня на день более и более возрастающия немощи и недуги старости, а с ними упадок в силах телесных, вижу, сколько можно видеть омраченному грехом внутреннему оку души, яко смерть не умедлит». В июне 1856 г. митрополит поехал в Новгород, возвратился в Петербург довольно бодрым и сразу же должен был ехать в Москву на коронацию. 26 августа удостоен последней Монаршей милости – ордена св. Владимира I степени большого креста. 5 сентября он, совершенно больной, приехал в Петербург и уже 12 числа слег в постель. Его петербургский викарий, епископ Ревельский Платон (Фивейский), писал Св. Синоду: «Прибыв на 16 число сентября из Новгорода в Петербург, я нашел преосвященного Никанора в таком трудном болезненном состоянии, что он решительно не может заниматься делами, а между тем дел, требующих движения, накопилось не малое количество...» Св. Синод сейчас же сделал распоряжение, чтобы делами Петербургской епархии заведовал викарий – епископ Ревельский Платон, «заведывание же новгородскою епархиею оставлено было пока на обязанности новгородской консистории (так как викаpия там в то время не было), с тем, чтобы по делам ставленническим и другим, требующим архиерейского рассмотрения и решения, относились к преосвященному Платону, епископу Ревельскому, представляя к нему как дела со своими мнениями, так и ставленников для рукоположения с обыкновенным о них производством». 17 сентября 1856 г. в три часа и пять минут дня митрополит скончался и погребен в лаврской Духовской церкви, а 1 октября был уже назначен ему преемник.

Высокопреосвященный митрополит Никанор был известен как проповедник. «Слова и речи» его с биографическим очерком и портретом митрополита изданы в Петербурге в 3 томах на другой год после его смерти в 1857 г.

Новгородскими викариями при митрополите Никаноре были шесть епископов Старорусских, а именно: продолжал до 1850 г. служение преосвященный Леонид (Зарецкий), избранный в викарии еще при митрополите Серафиме; в 1850 г. – преосвященный Нафанаил (Савченко), в 1851—1853 гг. – преосвященный Антоний (Шокотов), в 1853—1854 гг. – преосвященный Антоний (Павлинский), в 1855—1856 гг. – преосвященный Иоанникий (Горский) и в 1856 г. с 24 мая по 31 июля – преосвященный Платон (Фивейский).

О преосвященном епископе Старорусском Леониде (Зарецком) речь шла раньше.

Нафанаил (в миру – Николай Иванович Савченко или Савченков) родился 18 февраля 1802 г. в г. Белгороде Курской губернии, был сыном кафедрального протоиерея и ректора Курской семинарии. После семинарского образования под кровом родительским Савченко поступил в Киевскую духовную академию. По окончании курса 4 декабря 1825 г. оставлен при академии бакалавром по классу немецкого языка и в 1827 г. удостоен степени магистра. В том же году 8 июля он перешел в родную Курскую семинарию преподавателем философских наук, а потом и членом правления семинарии. 15 октября 1832 г. он был назначен инспектором Тверской семинарии, где он 27 марта 1833 г. постригся в монашество с именем Нафанаила; 4 июля рукоположен в иеродиакона, а 11 – в иеромонаха. Затем о. Нафанаил был ректором двух семинарий: с 15 июля 1834 г. – Каменец-Подольской, где 9 сентября возведен в сан архимандрита каменецкого Троицкого монастыря и назначен членом консистории, и с 5 мая 1839 г. – Костромской и настоятелем костромского Богоявленского монастыря. На 1843 г. он вызван был в Петербург для исполнения чреды священнослужения и проповеди Слова Божия и участвовал в комитете, который был учрежден для исполнения Высочайшего повеления о строгом сообразовании воспитания духовного юношества с началами православия. 15 августа 1845 г. он был избран в епископа Ревельского, викария С.-Петербургского, 24 августа было наречение и 26 – хиротония. Во время болезни митрополита Антония заведовал всеми делами епархии. В 1850 г. 25 февраля на недолго был перемещен викарием в Новгород, откуда в том же году 15 декабря назначен епископом Полтавским и Переяслав­ским. Через 10 лет, 13 сентября 1860 г., перемещен в Архангельск, где проявил особенную заботливость о благосостоянии духовно-учебных заведений. 17 августа 1871 г. преосвященный Нафанаил был переведен в Чернигов, куда прибыл с надломленным уже здоровьем (от вредного влияния климата в Архангельске). На последнем году своей жизни, 31 марта 1874 г., он возведен был в сан архиепископа, и в ночь с 3 на 4 марта 1875 г. после тяжкой и продолжительной болезни скончался.

Антоний (в миру – Алексей Андреевич Шокотов), родился 10 января 1800 г., был сыном диакона Богородичной слободы Изюмского уезда Харьковской губернии. Первоначальное образование получил в Харьковском духовном коллегиуме и закончил его в 1819–1823 гг. в Киевской духовной академии со степенью магистра. 28 августа 1823 г. он был назначен профессором математики и немецкого языка в Полтавскую семинарию, там же исполнял сначала обязанности секретаря, а затем – эконома семинарии. С 22 января 1826 г. он состоял в Киевской академии бакалавром по классу философских наук; 30 ноября 1829 г. принял священный сан, поступив священником в киево-подольской Цареконстантиновской церкви; в 1831 г. сделан экстраординарным профессором и членом академической конференции. 7 апреля 1834 г. он постригся в монашество с именем Антония и 30 августа был назначен инспектором академии, состоял членом цензурного комитета, а 14 июня 1836 г. возведен в сан архимандрита. 23 июня в 1836 г. он был перемещен ректором в Полтавскую семинарию, членом консистории и цензором проповедей. В 1841 г. 23 июня архимандрит Антоний был переведен в Псковскую семинарию, где ему было поручено управление Спасо-Елеазаровым монастырем, а 24 января 1845 г. к ректорской должности было присоединено и настоятельство в Псково-Печерском монастыре. В 1850 г. 4 февраля он был избран в епископа Волгского, викария Саратовского и 2 апреля хиротонисан; в том же году 19 декабря перемещен в Новгород епископом Старорусским. 27 августа 1853 г. он был назначен епископом Оренбург­ским и Уфимским, а 17 марта 1858 г. – епископом Кишиневским и Хотинским. В 1860 г. 30 апреля он вызван был на один год в С.-Петербург для присутствования в Св. Синоде и 23 апреля 1861 г. возведен в сан архиепископа. Везде особым попечением преосвященного Антония пользовались духовно-учебные заведения, немало он жертвовал в попечительства о бедных духовного звания и много прилагал трудов к увеличению свечных доходов во вверенных ему епархиях. Он состоял действительным и почетным членом многих обществ и братств. 13 марта 1871 г. он неожиданно скончался от апоплексического удара. Из сочинений его известны «Слова и речи на разные случаи».

Антоний (в миру – Александр Иванович Павлинский) родился в ночь с 28 на 29 ноября 1804 г. в селе Макарьев­ском-Притыке Варнавинского уезда Костромской губернии, был сыном священника. Образование получил в Макарьев­ском духовном училище в Костромской семинарии, а с 1827 г. в С.-Петербургской академии, где 14 сентября 1829 г. постригся в монашество с именем Антония, 26 сентября рукоположен в иеродиакона, 6 июля 1831 г. – в иеромонаха и кончил курс со степенью магистра. Службу свою он начал 30 сентября 1831 г. в должности инспектора Калужской семинарии и менее чем через год, 10 мая 1832 г., перемещен на ту же должность в Петербургскую семинарию. 5 сентября 1838 г. он возведен в сан архимандрита и 17 сентября 1840 г. назначен ректором Новгородской семинарии и настоятелем Антониева монастыря, где прослужил немного менее 12 лет. В 1852 г. 21 июня состоялось его избрание, а 8 июля – хиротония в епископа Острогожского, викария Воронежского. Преосвященный Антоний выбыл из Новгорода, но через год с небольшим, 3 октября 1853 г., был назначен епископом Старорусским и возвратился в Новгород. 28 декабря 1854 г. он получил в управление самостоятельную Архангельскую епархию, где проявил свою деятельность постройкою церквей в корельских и лопарских приходах и борьбою с расколом. Затем преосвященный Антоний с 20 июля 1857 г. был епископом Нижегородским, с 29 августа 1860 г. – Волынским и 8 апреля 1862 г. возведен в сан архиепископа. Последним местом служения его была Владимирская епархия, где он с 17 июня 1866 г. святительствовал почти двенадцать лет. Время служения его на Владимирской кафедре представляет прекрасную страницу в истории Владимирской епархии: он обновил соборный храм, не нарушив его древнего величия; расширил теплый соборный храм и открыл при нем странноприимный дом; при нем спокойно и благоплодно принято и выборное для епархии начало, и реформа училищная и церковно-приходская; им же призвано духовенство к усилению своей священно-учительской деятельности; при нем открыто в 1870 г. и викариатство Владимирское. Скончался преосвященный Антоний 29 апреля 1878 г. в пятом часу утра, на 74 году жизни.

Иоанникий (в миру – Иван Семенович Горский), сын священника, родился в 1810 г. в селе Малом Богородском Даниловского уезда Ярославской губернии. Образование получил в Ярославской семинарии и С.-Петербургской академии, где окончил в 1837 г. курс со степенью магистра и в том же году 3 июля постригся в монашество с именем Иоанникия; 27 июля рукоположен в иеродиакона и 6 августа – в иеромонаха. 6 сентября 1837 г. он назначен был профессором богословия в Нижегородскую семинарию; 29 августа 1838 г. перемещен на должность инспектора в Киевскую семинарию; 24 мая 1839 г. причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры; 19 июля 1841 г. определен инспектором и бакалавром богословских наук в Киевскую академию и 28 июня 1842 г. возведен в сан архимандрита. В Киеве же он состоял членом духовноцензурного комитета, цензором проповедей и командировался для ревизии семинарий. 10-го октября 1846 г. архимандрит Иоанникий был назначен ректором Ярославской семинарии и с 29 июня 1847 г. – настоятелем ростовского Богоявленского Аврамиева монастыря и благочинным ярослав­ских монастырей; 2 апреля 1850 г. он был перемещен ректором в Петербургскую ceминарию, где в 1852 г. ему поручено было исправление книги прот. Дебольского «О христианском богослужении», за что была объявлена благодарность от Св. Синода. 30 декабря 1854 г. он был избран и 16 января 1855 г. хиротонисован в епископа Старорусского, викария Новгородского. В июле 1855 г. ему была объявлена Высочайшая благодарность за радушное напутствование новгородской дружины. В 1856 г. 16 апреля он был перемещен на самостоятельную епископскую кафедру в Саратов и 17 июля 1860 г. переведен в Варшаву, причем возведен был в сан архиепископа. 1 мая 1875 г. преосвященный Иоанникий был переименован в архиепископа Холмского и Варшавского и в том же году 16 ноября назначен архиепископом Херсонским и Одесским. Скончался он в ночь на 1-е марта 1877 г.

Платон (в миру – Павел Семенович Фивейский) родился в 1809 г. в селе Введенском Бронницкой округи Московской губернии, сын священника. Образование получил в Вифанской семинарии и в Московской духовной академии, где в 1834 г. окончил курс со степенью магистра. Сразу же, 14 августа, оставлен был при академии бакалавром по классу церковной словесности и 8 сентября постригся в монашество с именем Платона. В прошении своем 29 июня 1834 г. он писал: «Вполне убежденный в высоком достоинстве и великой важности монашеского звания для преспеяния в духовной жизни и желая удостоиться духа и силы мужественно подвизавшихся и подвизающихся в оном, при помощи Божией и с благословения родительского решился я вступить в cиe звание».

14 сентября рукоположен в иеродиакона и 16 – в иеромонаха. Во время службы своей в Московской академии о. Платон состоял сначала помощником библиотекаря, а с 1838 г. и библиотекарем, был членом академической конференции; с 1836 г. преподавал пастырское богословие, не раз ревизовал ближайшие семинарии и училища. В апреле 1836 г. он причислен был к соборным иеромонахам московского Донского монастыря, а в 1841 г. 9 ноября возведен в сан архимандрита. В 1842 г. 26 января архимандрит Платон был назначен ректором Казанской духовной семинарии, присутствующим в консистории и цензором проповедей. 28 апреля 1843 г. он был избран в члены королевского копенгагенского общества северных антиквариев, а 9 мая перемещен на должность ректора в Орловскую семинарию. В 1844 г. 30 апреля по совершенно расстроенному здоровью он был уволен от должности ректора и перемещен в Виленский Свято-Духов монастырь; в 1846 г. для поправления здоровья переселился в Подольскую епархию, откуда ездил в Киев для пользования минеральными водами. В 1847 г. 30 марта архимандрит Платон был назначен ректором Тамбовской семинарии и настоятелем Троицкого Козловского монастыря. По званию ректора обозревал подведомые училища, присутствовал в консистории и был цензором проповедей. В 1852 г. 3 декабря перемещен к тем же должностям во Владимир. В 1854 г. отправлял в Петербурге чреду священнослужения и проповеди Слова Бoжия. В 1856 г. трижды командирован был Св. Синодом в г. Кишинев по особому секретному делу. В том же году 30 апреля он был определен викарием Новгородским, епископом Старорусским; хиротония была 24 мая. Но не успел он приехать в Новгород, как в том же 1856 г. 31 июля был назначен епископом Ревельским, викарием С.-Петербургским. Переезд его 16 сентября в Петербург был прибытием на похороны митрополита Никанора. По случаю кончины митрополита Никанора преосвященному Платону поручено было управление С.-Петербургской епархией и Александро-Невской лаврой и вместе заведование Новгородской епархией (викария в то время не было) по делам, требующим архиерейского рассмотрения и утверждения. В 1857 г. 15 февраля он был назначен епископом Костромским и Галичским, каковою епархией и управлял более 20 лет. В том же году был командирован Св. Синодом в Нижний Новгород по секретному делу; 31 марта 1868 г. возведен в сан архиепископа; скончался 12 мая 1877 г. Костромская епархия видела в преосвященном Платоне великого ревнителя народного образования, благодетеля и попечителя духовно-учебных заведений. Из ученых литературных трудов преосвященного известны: «Нравственное богословие»; «Сокращенное изложение догматов веры по учению православной церкви, с прибавлением сведений об отступлении от православной церкви церквей армяно-григорианской, римско-католической, вероисповедания лютеранского, англиканского, реформаторского и русских раскольников»; «Собрание слов, поучений и речей»; «Напоминание священнику об обязанностях его при совершении таинства покаяния», в 2 частях; «Памятная книжка для священника». В 50 годах киевская конференция удостоила его докторской степени, «но в Петербурге, по обстоятельствам, не уважили этого мнения».