Архиепископ
Амвросий I (Юшкевич)
на кафедре с 1740 по 1745 гг.
† 1745 г.

Преосвященный Амвросий родился в 1690 г. в Польше, но в какой именно местности – неизвестно. Нет также сведений о родителях его и о том, какое имя носил до пострижения в монашество. Первоначальное образование он получил в польских школах, а продолжал и окончил его в Киевской духовной академии. По окончании курса, около 1720 г., он постригся в одном из Киевских монастырей в монашество с именем Амвросия и некоторое время был в Киевской академии учителем «синтаксимы». Затем около 1730 г. был назначен старшим иеромонахом в виленский Свято-Духов монастырь, где ему пришлось вынести много неприятностей. 27 июля 1732 г. поляки разгромили монастырь, а 20 августа того же года добрались и до настоятеля его. Они схватили о. Амвросия, разорвали на нем одежду, избили и затем за волосы тащили по грязи, так что он едва остался в живых. Испытанные мучения и неприятная возможность новых истязаний заставили о. Амвросия проситься в Россию. 10 июня 1734 г. он «за утеснением от Польши» вызван в Петербург и 4 июня произведен в архимандрита московского Симонова монастыря, а 27 июля того же года назначен членом Св. Синода (вместо Ипатского архимандрита Платона). Это добавление об Ипатском архимандрите, вероятно, послужило поводом к тому, что весьма многие ошибочно называют о. Амвросия архимандритом Ипат­ского монастыря. Сам о себе преосвященный Амвросий говорит так: «В 1730 и 1731 годах и потом немалое время житие я препровождал за Российским рубежом в Полще, откуду имянным Е. И. В. указом прибыл я в 1734 г. в июне месяце 8 числа в Россию, и по прибытии в С.-Петербург по имянным же Е. И. В. указам, первому – 4 июля 1734 г., произведен 8 июля в Симонов монастырь во архимандрита, второму – 27 того же июля, определен быть в Св. Синоде членом и третьему – 17 сентября 1735 года, хиротонисован 2 февраля 1736 г. в епископа Вологодскаго». Такое достоверное свидетельство не оставляет места сомнениям. Симоновский архимандрит и член Св. Синода, о. Амвросий 28 мая 1735 г. получил от Св. Синода поручение участвовать в исправлении славянского текста Библии; а 17 сентября того же года последовал высочайший указ о назначении его епископом Вологодским и Бело­зерским. 2 февраля 1736 г. состоялась его хиротония, и преосвященный Амвросий был отвлечен от исполнения данного ему Св. Синодом поручения, так как должен был ехать в Вологду. Он возобновил и украсил вологод­ский Софийский собор и другие церкви, не прошла мимо забот его и Вологод­ская духовная семинария, в которую он вызвал из Киева учителей. За смертию преосвященного Феофана (Прокоповича) епископ Амвросий занял в Св. Синоде первое место.

9 февраля 1737 г. Св. Синод подал государыне следующий доклад: «Понеже в Новгородской епархии правительствующаго ею архиерея ныне не имеется, а та епархия состоит весьма не малая, и Синод, предостерегая того, чтобы по оной епархии междо-архиерейства не могло последовать каких-либо нестроений, имея довольное разсуждение, усмотрел к тому достойных: Киев­скаго архиепископа Рафаила, Вологодскаго епископа Амвросия и Троицкаго Александроневскаго монастыря архимандрита Стефана; но собою Синод учинить ничего не может, а полагается на превысочайшее Е. И. В. благоволение». Однако, несмотря на такой своевременный доклад, преосвященный Амвросий был назначен в Новгород только 29 мая 1740 г.; ему же по наследству после преосвященного Феофана пожалован и дом на Карповке в Петербурге, и богатая ризница. Прибыв в том же 1740 г. в Новгород, преосвященный Амвросий был завален требующими движения нерешенными делами и был сильно озабочен устройством новоучреждаемой семинарии. Основатель, покровитель и благодетель семинарии, преосвященный Амвросий 30 октября 1740 г. открыл ее в новгородском Антониевом монастыре, а в декабре 1741 г. исключил ее из ведомства архиерейского разряда и казенного приказа и принял под свое непосредственное наблюдение: он вызывал в нее учителей, назначал ректоров и распределял жалованье учителям. Обязанности первенствующего члена Св. Синода вызывали его в Петербург, а частые поездки двора в Москву влекли туда за собой и преосвященного Амвросия со всем Св. Синодом. 3 августа 1740 г. он произведен был во архиепископа; в 1743 г. с 17 мая до сентября преосвященный Амвросий провел в Новгороде; в 1744 г. со всем Св. Синодом был в Москве, откуда 12 октября отправился в Новгород и ожидал там прибытия Ея Величества, затем снова должен был ехать в Петербург и т. д. Отвлекался он от епархиальных дел и различными поручениями – исправлением Библии, сочинением «предик» по случаю каких-либо торжеств; и сам добровольно принимал на себя заботы, о переводе, например, с греческого языка на русский катехизиса. Однако насколько только хватало его сил, он трудился и для епархии. Заслуги его по устройству семинарии и всей Новгородской епархии очень велики. Если бы не горькая жизнь в Польше, расстроившая его здоровье и преждевременно состарившая его, то Новгород долго бы имел у себя этого мудрого и деятельного архипастыря. 21 мая 1744 г. преосвященному Амвросию дан был 4-недельный отпуск «для пользования от болезней», но он бодрился до конца года. В начале же 1745 г., находясь в Петербурге, он слег в постель и просил бывшего Киевского архиепископа Варлаама рукополагать имеющихся по Новгородской епархии ставленников. Скончался преосвященный Амвросий в 1745 г. 17 мая в 8 часу пополудни, 55 лет от рождения. Погребен он, согласно его духовному завещанию, в паперти новгородского Антониева монастыря, куда провожал тело из Петербурга упомянутый архиепископ Варлаам, которому и велено было оставаться в Новгороде для рукоположения ставленников до будущего архиерея (преосвященный Варлаам 11 сентября того же года уволен на покой в Тихвин монастырь). Память преосвященного Амвросия свято чтится в Новгородской семинарии и каждогодно 7 декабря доселе служатся панихиды. Из трудов его известно в печати несколько «предик» и в рукописи – «Основательное показание разностей между греческою и папскою церковью».

Преосвященный Амвросий ходатайствовал пред государынею и добился высочайшего указа 1 октября 1742 г. о разрешении всем архимандритам в Великороссии носить кресты для отличия от игуменов и иеромонахов. Он хлопотал о возвращении Иверскому монастырю старорусских вотчин и соляных заводов. Он требовал в Св. Синоде 301 антиминса для своей епархии, сообщая, что данные в 1733 г. 301 антиминс уже все разосланы в новопостроенные церкви (отсюда можно судить о числе новых церквей). При нем подтверждены особенности архимандричьего богослужения в Антониевом монастыре, разрешенные патриаршими грамотами. При нем в 1741 г. шведы разгромили Николаевскую церковь в Сердобольском погосте Кексгольмского уезда, 27 апреля 1742 г. был в г. Торжке «великой, несносной и скоропостижной пожар», сгорело до 20 церквей; а в пожар в Новгороде в июне 1745 г. погорело до 15 церквей. Известна его деятельность и по искоренению раскола и суеверий в Новгородской епархии: раскольников ловили, увещевали и рассылали по монастырям. Архиерейский дом при преосвященном Амвросии имел в своих вотчинах до 16648 душ крестьян, до 10983 руб. получал денежного доходу, на 3164 р. рыбы и др. запасов, до 6418 четвертей ржи (т. е. 7702 р.) и до 6418 четвертей овса (т. е. 2888 р.); расход же сводился к 10385 руб., 2716 четвертям ржи и 1626 четвертям овса.

При преосвященном Амвросии доканчивал свое служение в Новгороде викарный архиепископ Иосиф (из Грузии); затем викарием у него был в 1742 г. последний епископ Корельский и Ладожский Маркелл (в миру – Николай Романович Родышевский), известный своим длинным судным процессом с архиепископом Феофаном (Прокоповичем). Родышевский родился около 1695 г. и образование получил в киевских школах. В 1718 г. был учителем Киевской академии, а в ноябре 1721 г. назначен на остров Котлин «первым над подчинениями» флотским иеромонахом. 22 января 1722 г. Маркелл был определен обер-иеромонахом при Рижском корпусе, где занимался церковными делами и «предикою слова Божия». В июне 1724 г. он выехал из Риги и преосвященным Феофаном взят был к себе в епархию судьею архиерейского дома, а затем произведен в архимандрита Псково-Печерского монастыря. В начале 1725 г. он был обвинен в расхищении монастырской казны, но дело замялось, и преосвященный Фео­фан в сентябре того же года перевел Маркелла в настоятели новгородского Юрьева монастыря и назначил его судьею Новгородского архиерейского дома. В 1726 г. дело Маркелла возобновилось, но он сделал донос на преосвященного Фео­фана, и потянулся длинный процесс, во время которого Маркелл насиделся и в Петропавловской крепости, и в тайной канцелярии, и в Симоновом, и в Белозерском монастырях! По собственному его признанию, он содержался под караулом 15 лет и только через четыре года после смерти преосвященного Феофана, с восшествием на престол императрицы Елизаветы Петровны, получил свободу. 16 января 1741 г. отдан был преосвященному Амвросию (Юшкевичу) для определения в какой-либо монастырь. Преосвященный Амвросий 24 января того же года дал Маркеллу прежнее его место архимандрита Юрьевского монастыря и назначил его первым ректором в новоучрежденную Новгородскую духовную семинарию. Милости архиепископа Амвросия к страдальцу архимандриту Маркеллу этим не ограничивались. В 1742 г. преосвященный Амвросий просил у Св. Синода себе викария и указал на архимандрита Маркелла, достойного к производству в епископа. Св. Синод согласился с предложением своего первенствующего члена: 8 января 1742 г. состоялся высочайший указ об определении архимандрита Маркелла в епископа Корельского и Ладожского, викария Новгородского; 9 января было наречение во епископа, а 10 и хиротония. Однако пытки тайной канцелярии, заключение в крепости и монастырях сделали свое дело. Изнуренный страданиями, преосвященный Маркелл святительствовал недолго: в том же 1742 г. 29 ноября он скончался в Новгороде и погребен был в Юрьевском монастыре. Он последний из новгородских викариев именовался епископом Корельскнм и Ладожским, после же него новгородские викарии назывались епископами Кексгольмскими и Ладожскими. Да и викариев-то после него не было 16 лет, по 1758 год.