Святой митрополит
Аффоний (Афоний)
на кафедре с 1635 по 1649 гг.
† 1652 г.
Блаженный Аффоний возведен был на Новгородскую святительскую кафедру вскоре после кончины (спустя два месяца) митрополита Киприана. Родом он был великоросс, но о времени и месте его рождения, равно и о первых годах жизни, не сохранилось никаких сведений. По поступлении в монашество, Аффоний за свою блаженную жизнь удостоен был игуменского сана в Переславском Борисоглебском монастыре, откуда, по сказанию летописи, и взят на святительский престол в Новгород. «Лета 7143 (1635), – говорит летописец, – марта в 8-й день, на память преподобного отца нашего Феофилакта, в 4 неделю поста избранием и повелением благочестивого и христолюбивого великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича, всея Руси самодержца, и при его государевой благочестивой царице и великой княгине Евдокии Лукиановне, и при их благородных чадех... поставлен бысть В. Новуграду и В. Лукам преосвященный Аффоний, митрополит, в царствующем граде Москве, во святей соборной и апостольской церкви Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии честнаго и славнаго Ея Успения, рукою великого господина, святейшего Иоасафа, патриарха Московскаго и всея Русии; а взят преосвященный митрополит Аффоний в митрополиты из пречестныя обители святых праведных страстотерпец князей Русских Бориса и Глеба из Переславля Залесскаго со игуменства; а в В. Новград приехал преосвященный Аффоний митрополит того же 7143 (1635) г., марта в 22-й день, в праздник Входа во Иерусалим, на память священномученика Василия Анкирския церкви».
Новгородскою паствою Аффоний управлял 14 лет. По жизни был строгий инок, смиренный и благочестивый. Имя его, как святителя богоугодного, поныне с глубоким благоговением воспоминается после имен Новгородских святителей, просиявших святостию жизни. Но существование его как митрополита мало было заметно в свое время и таким же остается в истории, так как о жизни и трудах его в памятниках письменности сохранились весьма скудные сведения и те, большей частью, отрывочные, о которых мы здесь и упомянем.
В 1639 г. митрополит Аффоний написал небольшое сочинение о духовной силе и благодати. Поводом к написанию сего сочинения послужило то обстоятельство, что вопрос о прилоге «и огнем» в известной молитве на Богоявление, хотя уже решен был собором в начале патриаршества Филарета, но еще не преставал волновать общество и в бытность Аффония на святительской кафедре. Поэтому он счел нужным «поспешением» самого патриарха Иоасафа написать небольшое сочинение «О духовной силе и благодати, невидимо подаваемой свыше действием Святаго Духа в крещении и в день пятидесятный». Здесь автор по преимуществу старался оправдать и защитить решение Московского собора и восточных патриархов об исключении из молитвы слова «и огнем».
В этом же 1639 г. митрополит Аффоний, заботясь об устройстве разоренных шведами монастырей, доносил царю Михаилу Феодоровичу, что «монастырь Николы чудотворца на Липне стоит пуст без пения, а каменное строение из давних лет валится розно, а построить того монастыря некому»; и вместе с тем просил, чтобы позволено было ему устроить монастырь и собрать настоятеля с братиею, а прежний оброк, платимый монастырем за рыбные ловли, сложить и употребить на свечи, ладан, вино церковное и просфоры. Согласно челобитью Аффония, от царя велено ему устроить и возобновить Липенский монастырь на безоброчное владение прежними монастырскими угодьями. На другой год после того, в 1641г., было донесено царю от дьяка Арцыбашева, что «отдан был в В. Новегороде Липецкий Никольский монастырь в строение Новгородскому митрополиту Аффонию», и митрополит-де в том монастыре церковь покрыл и освятил, а службы нет». Вместе с этим дьяк в доносе просил, чтобы монастырь дан был ему в строенье, обещаясь вполне устроить оный. После смерти Арцыбашева, управлявшего монастырем 5 лет, в 1645 г. митрополит Аффоний доносил царю Алексею Михайловичу, что он, митрополит, во время заведования Липенским монастырем «на строение его, на церковные кровли, и на паперти, и на крыльца израсходовал из Софийской казны 97 руб.; а во время пятилетняго владения Арцыбашева строения в том монастыре вновь не оказалось». Таким образом, Липенский монастырь с 1646 г. опять перешел к Софийскому дому в распоряжение митрополита Аффония.
В 1640 г. митрополит Аффоний предпринимал поновить чудотворную икону Знамения Божией Матери, что можно видеть из грамоты к нему царя Михаила Феодоровича, 9-го сентября 1641 г.:
«От царя и великаго князя Михаила Феодоровича всеа Русии в нашу отчину в В. Новгород богомольцу нашему Афонию, митрополиту Новгородскому и Великолуцкому: в нынешнем 7149 г., сентября в 5 день писал еси к нам ты, богомолец наш: в нашей де отчине в В. Новегороде у чудотворнаго образа Пречистые Богородицы честнаго и славнаго Ея знамения, на образе Ея, у Пречистыя Богородицы и у Предвечнаго Младенца на лицах и в ризах попортилося, и которые святые на той же чудотворной иконе приписаны, и те святые также попортились; а без нашего де указу того чудотворнаго образа починить не смеешь; а к Софейском Дому у тебя, богомольца нашего, есть приказной Леонтей Черной, что был преж сего у нас иконописец; и нам бы указати тот чудотворный образ Знамения Пречистые Богородицы починить ему Леонтию. И мы указали тот чудотворный образ Пречистые Богородицы Знамения, которые попорченные места, починить иконнику Леонтию Черному. И как к тебе ся наша грамота придет, и ты б, богомолец наш, чудотворный образ Пречистые Богородицы Знамения и святые, которые приписаны на той чудотворной иконе в лицах и в ризах, порченые места велел починити иконнику Леонтию Черному. А как тот чудотворный образ починит, и ты б о том отписал к нам в Москве, а отписку велел подати в Приказе Большаго Дворца Боярину нашему князю Алексею Михайловичу Львову да дьякам нашим Григорию Нечаеву да Максиму Чиркову. Писан на Москве лета 7149 г. сентября в 9 день».
Состоялось ли тогда это предприятие, неизвестно, потому что отписки Аффония к царю о поновлении иконы не найдено. Подлинная же грамота, хранившаяся в Новгородском консисторском архиве старых дел, имеет историческую важность: во-первых, потому, что до этой грамоты известно было по летописям об одном только поновлении иконы Знамения Божией Матери в 1527 г. Новгородским архиепископом Макарием; во-вторых, грамота показывает, что возобновление чудотворных икон в период патриаршества происходило у нас не иначе, как по указу государеву; и, в-третьих, из грамоты видно, что иконы чудотворные были возобновляемы иконописцами, известными самому государю, из числа которых при Новгородском Софийском доме в 1641 г. был московский дворцовый иконописец Леонтий Черный, упоминаемый в грамоте.
В 1641 г. по указу царя Михаила Феодоровича митрополит Аффоний с тремя настоятелями новгородских монастырей и всем своим соборным духовенством свидетельствовал 30 августа мощи преподобного Александра Свирского. А в 1643 г. по указу того же государя перенес 5 декабря нетленные останки угодника Божия из Николаевской церкви Свирского монастыря в церковь Преображения Господня и здесь переложил в новую сребропозлащенную раку, которая устроена была самим государем и прислана из Москвы.
В 1642 г. Аффоний участвовал и первенствовал между иерархами при избрании патриарха на место умершего в 1640 г. 20 ноября Иоасафа. Считаем не лишним упомянуть здесь о необычайном тогда избрании нового патриарха. Когда по вызову государя прибыли в Москву Аффоний и прочие святители и когда они со множеством архимандритов, игуменов, протопопов и священников представились государю, он просил их прежде всего вознести усердные молитвы к Богу, да дарует Он Церкви своей нового верховного пастыря и учителя. А когда они удалились, велел приготовить шесть жребиев и написать на них имена, на каждом жребии по одному имени тех шести лиц, которых сам же предварительно избрал. Запечатал все эти жребии своею царскою печатью и отослал через боярина своего Алексея Михайловича Львова в соборную церковь к находившимся там святителям с тем, чтобы они помолились Богу и Пречистой Богородице, вынули пред Ее чудотворною иконою Владимирскою один из присланных жребиев, «кого Бог изволит и Пречистая Богородица изберет быти патриархом», и тот жребий прислали нераспечатанным к государю. Святители взяли сначала три жребия, положили их в драгоценную панагию, которую носили прежние патриархи, поставили панагию в киоте на пелене пред чудотворною иконою Владимирской Богоматери и начали молебствие. По окончании молебна старейший из архиереев, Новгородский митрополит Аффоний, велел Ростовскому митрополиту Варлааму вынуть один из трех находившихся в панагии жребиев и держать в руках, а два остальные отложить. Потом положили в ту же панагию другие три жребия из шести, присланных царем, поставили ее пред тою же чудотворною иконою на пелене, вновь совершили молебствие, и из панагии вынут был еще один жребий митрополитом Сарским Серапионом, а два остальные отложены. Наконец, в ту же панагию положили два прежде вынутых из нее жребия и поставили ее пред чудотворною иконою Богоматери. По окончании третьего молебствия один из этих двух жребиев вынул архиепископ Суздальский Серапион и поднес митрополиту Аффонию и всему собору. Аффоний, не распечатывая жребия, отдал его князю Львову для доставления государю. Царь распечатал жребий пред всем своим царским синклитом и объявил, что «благоволи Бог и Пречистая Богородица быти патриархом Иосифу, архимандриту Симонова монастыря», и тотчас же послал князя Львова в соборную церковь возвестить о том самому архимандриту Иосифу пред всем освященным собором. Такое необычайное избрание Иосифа на патриаршество совершилось 20 марта 1642 г. На следующий день под председательством Аффония происходило наречение, а 27 марта – и самое посвящение Иосифа в патриарха в присутствии царя.
В 1643 г. Аффоний возвел в сан игумена Белозерской Кожеозерской пустыни инока Никона, впоследствии знаменитого патриарха. Никон первоначально подвизался на Анзерском острове, где провел около четырех лет, а оттуда для уединенных подвигов переселился в Кожеозерскую пустынь. Здешняя братия, видя суровые иноческие подвиги Никона, избрала его себе настоятелем. Достойно замечания, что Аффоний, возводя Никона в сан игумена, тогда же пророчески предрек ему, что он будет преемником его на кафедре Новгородской.
В 1645 г. Новгородский владыка Аффоний присутствовал при венчании на царство шестнадцатилетнего юноши Алексея Михайловича. В этом же году юный царь подтвердил митрополиту Аффонию право самому ему «ведать и судить своих архиерейских людей и дьяков, и детей боярских, и крестьян, и всяких домовых служебников во всяких исцовых исках». Это право, при тогдашнем ограничении духовной власти, составляло особенную царскую милость, которою пользовались очень немногие святители. В 1648 г. пожалованы были Аффонию от царя два дворцовых села.
В генваре 7-го дня 1649 г. (лета 7157) Аффоний, по повелению царя Алексея Михайловича, был вызван в Москву. В бытность свою здесь он «бил челом великому государю царю, чтоб государь пожаловал отпустил его в келию, занеже ему святителю сущу в древней старости». Просьба была уважена: царь пожаловал, отпустил его с Москвы и в келью. По прибытии в В. Новгород митрополит Аффоний «февраля в 21-й день удалился на покой в обитель Всемилостиваго Спаса великаго чудотворца Варлаама. И бысть в В. Новеграде во святительстве 14 лет без дву недель, а в обители Всемилостиваго Спаса и чудотворца Варлаама, как сведен с митрополии, был три лета без полутора месяца, ту и преставися 6-го апреля в лето 7160 (1652)».
Келейные молитвенные подвиги святителя Аффония остаются неизвестными миру, но о них лучше всего свидетельствует дар прозорливости, который дан был ему от Бога при жизни. Так, когда он возводил Никона в сан игумена Кожеозерской пустыни, то тогда же, за несколько еще лет, предсказал ему, что тот будет преемником его на Новгородской святительской кафедре. А потом он же предсказал Никону и возведение его на патриарший престол всея России. Сохранилось сказание, что когда Никон, прибыв в Новгород, в сане святителя поехал в Хутынский монастырь к проживавшему там на покое своему предместнику, митрополиту Аффонию, мужу святой жизни, но по старости и беспамятству добровольно оставившему свою кафедру, и начал просить у него себе благословения, то Аффоний отвечал: «Ты меня благослови». После долгого препирательства между ними об этом сказал, наконец: «Благослови меня, патриарше...» Никон заметил: «Нет, отче святый, я грешный митрополит, а не патриарх...» – «Будешь патриархом, и благослови меня», – пояснил свою мысль Аффоний, и, действительно, первый принял благословение от Никона, а затем благословил и его. Предсказание это вскоре же исполнилось.
Но особенно открылась богоугодная жизнь святителя Аффония сряду после его кончины. В то время, когда скончался старец Аффоний, митрополита Никона не было в Новгороде; он находился в Соловецком монастыре, куда был послан царем для перенесения в Москву святых мощей митрополита Филиппа. Тело усопшего святителя Аффония было поставлено в Хутынской монастырской церкви под колокольнею и оставалось непогребенным 11 недель – с 6 апреля по июль месяц, пока не прибыл отдать последний долг почившему псковский архиепископ Макарий. В продолжение всего этого времени в Новгороде и его окрестностях стояла страшная засуха. Но, несмотря на сильные жары, иссушившие все ручьи и даже реки, тело усопшего святителя не подверглось тлению. Когда же почивший был перенесен из Хутыня и поставлен в Софийском соборе, то в ночи пролился такой обильный дождь, что реки и ручьи наполнились водою и засохшие поля оживились. «Бысть Аффоний митрополит, – говорит летописец, – не погребен 11-ть недель, для того что, по государеву указу, докамест не приехал псковский архиепископ Макарий, а Никона митрополита в то время в Новгороде не было, для того что, по государеву указу, ездил в Соловки по Филиппа митрополита. Бяше же того лета в Новеграде и во окрестных странах засуха велика; и егда святителя Аффония митрополита привезоша в В. Новград, и поставиша его в соборной церкве Софии Премудрости Божии, и абие тоя нощи бысть дождь велик, яко наполнитися рекам и ручьям, православнии же людие возрадовашася велми и хвалу Богу воздаша. Погребен бысть Аффоний митрополит у Святей Софеи Премудрости Божии в Мартириевской паперти», где и почивают его мощи под спудом.
Имя Аффония поныне чтится в Новгороде, и нередко над могилою его совершаются панихиды. Память его празднуется 10 февраля; вместе с другими новгородскими святителями, почивающими в Софийском соборе.