Святой архиепископ
Феоктист
на кафедре с 1299 по 1307 гг.
† 1310 г.
Преемником архиепископа Климента был святой Феоктист. О месте его рождения и воспитания нет никаких сведений. Известно только, что он принял иноческое пострижение в обители Благовещенской, которую основали два святые брата – Иоанн и Григорий, бывшие один после другого владыками Новгорода, и потом был в оной игуменом. После того как Климент преставился, новгородцы с посадником Андреем много рассуждали о преемнике его, и все, от мала до велика, полюбили Богом назнаменана, мужа смиренна и блага, Благовещенского монастыря игумена Феоктиста. Собрав вече у Святой Софии, князь Борис Андреевич и все новгородцы с поклоном привели его и посадили на дворе владычнем, пока узнают, где митрополит. В следующем 1300 г. прибыли в Новгород митрополит Максим, Ростовский епископ Симон и Тверской епископ Андрей и поставили Феоктиста в архиепископа Новгороду, «знаменаша его в церкви святаго Бориса и Глеба месяца июня 28 дня, того же месяца и поставиша его в святей Софьи, на память святых апостолов Петра и Павла». Новгородцы были весьма рады своему владыке и совершили праздник светел по этому случаю. Но что чувствовал сам посвященный, летописи не говорят.
В следующем году, по благословению владыки Феоктиста, заложен был каменный храм святого архангела Михаила на Михайловской улице, существующий доныне, и через два года освящен. Кроме того, в том же году «были срублены 4 церкви: святыя Богородицы в монастыре на зверинце, и святаго Лазаря, и святаго Дмитрия на Баяни улке, и святых Бориса и Глеба на Подоле, и заложили каменный город Новгороду». В 1305 г. блаженный архипастырь принимал участие в договорах Новгорода с великим князем Михаилом Тверским о сохранении древних взаимных отношений. «Княжение твое, – говорят новгородцы, – честно держати (должны), по пошлине (по обычаю), без обиды; а тобе, господине, також Новгород держати (должно) без обиды, по пошлине». Печать на грамоте представляет Богоматерь держащею Предвечного Младенца на персях, а на обороте слова: «Феоктист архиепископ Новгородский». В этом году, по благословению владыки, Семен Климович поставил церковь каменную Покрова Пресвятой Богородицы на воротах от Прусской улицы па каменном детинце. Новгородцы построили новый мост через Волхов; а владыка Феоктист освящал церковь Бориса и Глеба великим священием 9 декабря на зачатие святой Анны и другую церковь на княжем дворе, в честь отцов Первого Вселенского Собора.
Спустя два года, новгородцы за печатью своего архиепископа подали великому князю жалобу на его Новгородских наместников. В сентябре великий князь прибыл в Новгород и личными распоряжениями успокоил новгородцев. Но время тогда было очень смутное. Князь Юрий Данилович препирался со святым великим князем Михаилом за Новгородское княжение, и происки Юрия много наносили неприятностей Новгороду. Писец «Апостола» 1307 г. со скорбью говорил об этом: «При сих князьях сеялись и росли усобицы, и жизнь ваша гибла от ссор княжеских, и век людей укорачивался».
При таком положении дел святитель Феоктист, и без того слабый здоровьем, в декабре 1307 г. по своей воле оставил святительскую кафедру «своего деля (для) нездоровия» и, благословив новгородцев, удалился в монастырь Благовещения Богородицы, где в продолжение трех лет почти постоянно был болен и пребывал в молчании. «Он много страдал для Бога, – говорит летописец, – и когда он преставился от сей временной жизни, святая душа его взошла на небо, а лице его как бы озарилось светом, так что все видевшие дивились и славили Бога». Так блаженный святитель Феоктист украшен был добротою сердца и смирением еще и тогда, когда был игуменом Благовещенской обители. Но Господу угодно было посетить его тяжкой болезнью, и душа его страданием телесным еще более возвысилась в духовном совершенстве. Святитель Феоктист, созревший духом в страданиях телесных, мирно почил 23 декабря 1310 г. на память святых мученик 10-ти, иже в Крите. Честное его тело с честью было положено всем иерейским чином в монастырском храме Благовещения Богородицы. «Дай же, Господи Боже, – заключает свой рассказ летописец о кончине святителя Феоктиста, – царствие ему небесное, а Новгороду молитву его и благословение».
Мало сохранилось известий о трудах и подвигах земной жизни святителя Феоктиста, но многие исцеления прославили его после блаженной кончины. Первое прославление святителя Феоктиста совершилось спустя 300 лет после его преставления. Супруга царского дьяка Иулиания долго была больна, так что потеряна была всякая надежда на ее выздоровление. Раз ночью во сне явился ей муж (мужчина) в священном величии и сказал: «Поищи гроб архиепископа сего города Феоктиста и получишь исцеление». Дьяк после справок с летописями о гробе блаженного, привез больную в Благовещенский монастырь, отпел здесь панихиду и раздал богатую милостыню. Больная тогда же почувствовала облегчение и скоро совсем выздоровела. По желанию благодарного дьяка тогда же написана была икона святителя по явлению, бывшему жене его. В то же время Софийский пономарь Феодор, занимавшийся иконописанием, написал икону его с того древнего подлинника, который сохранился на стене Софийской паперти, и изобразил святителя в молитвенном положении пред иконою Благовещения.
Вслед за тем наместник Новгородский, князь Василий Ромодановский, имея теплую веру к угоднику Божию Феоктисту, в 1664 г. велел очистить от развалин гроб среди остатков Благовещенской церкви и устроить над ним сперва часовню с надгробным ликом святителя, а впоследствии каменную церковь, которая существует и доныне. Между тем он не преставал изливать благодать на бывшую свою паству, Великий Новгород. Так в 1700 г. дочь Знаменского священника Евпла, ослепшая после долговременной болезни, прозрела над самым гробом святителя. Такое же чудо совершилось над дочерью священника Ильинской церкви и над женой другого священника той же церкви. А у купца Афанасия десятилетний отрок, бывший без языка, впервые проговорил после молебна у раки святителя, потом исцелились два родные брата, купцы Потап и Иоанн.
В 1702 г. купец Иоанн Агапитов, долго страдавший расслаблением ног, отслужив святителю молебен 30 декабря, тотчас получил исцеление.
В 1705 г. 10 марта получил исцеление у раки святителя Антип Михайлов Боровиков, который страдал умопомешательством и был без языка. В том же году получил исцеление дворцовый крестьянин дер. Липец, долго страдавший расслаблением (параличом).
В 1707 г. мощи святителя были положены открыто. И с тех пор исцеления начали изливаться от них неоскудно.
В 1710 г. поселянка с погоста Вяжищ Мария, 20 лет лежавшая в расслаблении и 3 года бывшая слепою, когда облобызала лик святителя на гробе, мгновенно получила исцеление. Жене новгородского дворянина Силы Корсакова, долго страдавшей внутреннею болезнью, явился во сне неведомый муж в архиерейской одежде и велел идти на гроб святителя Феоктиста, исполнила она таинственное повеление и получила исцеление при гробе. И другое такое же явление было вдове купеческой Марии в 1714 г., которая целый год не владела руками и ногами. С верой она вспомнила святителя Феоктиста и начала со слезами молить его о своем исцелении, как сама потом рассказывала игумену и братии, когда пришла исполнить обет (обещание) свой у раки святого. Подобное явление святого и в том же году было вдове пономарской Евдокии, лежавшей в расслаблении, которую укорил священнолепный старец в ночном видении: «Для чего врачуешься у глупых волхвов»? Больная велела сыну своему везти себя на гроб святителя Феоктиста и в ту же минуту получила исцеление. Еще ранее сего, именно в 1711 г., получил исцеление у раки святителя от продолжительной болезни дворянин Шелонской пятины Лазарь Пантелеймонов. В 1713 г., по молитвам у раки святителя, разрешилось неплодство жен дворянина Феодора Нелядинского и Симеона Савельева Зеленина рождением сыновей, а жена купца Лаврентия Хавсурина получила исцеление от продолжительной болезни. В 1714 г. крестьянин деревни Веряжи Коростынского погоста Кирилл Григорьев получил исцеление у раки святителя от расслабления.
В 1715 г. исцелилась жена обозника Семеновского полка Варвара, страдавшая кровотечением более 3-х лет. В том же году получил исцеление от тяжкой болезни сын Нижегородского вице-губернатора, князя Стефана Путятина, Алексий, находившийся в Санкт-Петербурге. В 1716 г. исцелился при гробе святителя от продолжительной и тяжкой болезни крестьянин деревни Шимска Иеремия Савельев, а потом Софроний – сын крестьянина села Ракома Потапа Михайлова.
В 1717 г. жена Софийского дому бобыля Иустина Семенова тотчас получила исцеление от своей болезни, как только дала обещание поклониться гробу святителя. В этом же году исцелились при гробе святителя страдавшие продолжительным расслаблением сын крестьянина Холынского погоста Василия Маркова, Лаврентий, и Евдокия, дочь государева стряпчего Макария Иоаннова Нелидова.
В 1718 г. 30 марта крестьянин дер. Шарка Медведской вотчины Феоктист Савельев, лежавший без ноги год и шесть месяцев, тотчас же получил исцеление, когда дал обещание ежегодно ходить к гробу святителя.
Последнее чудо в рукописном житии прошедшего столетия записано под 1727г. (у Муравьева под 1729г.) Там сказано, что посадский человек Софроний после продолжительной болезни исцелился, отслужив молебен при гробе святого.
Мощи святителя Феоктиста, с разрешения Священного Синода, по ходатайству митрополита Гавриила, в 1786 г. из упраздненного Благовещенского монастыря перенесены в Юрьев и положены под спудом в среброкованой раке по левую сторону алтаря. Архимандрит Фотий устроил подле и придел во имя святителя Феоктиста, соответствующий противулежащей ризнице.
«Со второй половины XVIII века в Новгороде, кроме празднования памяти святого 23 декабря в день его преставления, был установлен еще один местный праздник 23 января в воспоминание о перенесении мощей в Юрьев монастырь. В 1827 г. у северной стены Георгиевского собора был пристроен придел во имя святителя Феоктиста Новгородского. Под аркой, соединяющей собор и новую придельную церковь, поставили раку с мощами святителя. Сегодня в Юрьевом монастыре, как и прежде, святой архиепископ Феоктист глубоко почитается как молитвенник и заступник за братию».
От составителя:
Обратимся далее к исследованиям прихожанина Новгородского кафедрального Софийского собора Зилинского Константина Владимировича.
«Во время работы в архивах мне встретились интересные документы, касающиеся «навсегда утраченных мощей» святителя Феоктиста.
«Акт
16 апреля 1940 г. Новгород, Кремль.
На предмет реставрации Георгиевского собора
У южной и западной стен памятника, согласно указаниям летописей, находились княжеские и боярские захоронения, при раскрытии которых были найдены четыре каменных и три деревянных саркофага. […] Архитектурные памятники бывают весьма ценны, когда они дошли до нас со всеми художественно-историческими наслоениями, показывающими их жизнь. Но Георгиевскому собору и в этом случае не повезло. Реставрация 1933-34 гг. уничтожила все эти наслоения, не дав возможности в дальнейшем получить памятник XII в. […]».
«Все извлеченные во время раскопок 1931-1935 гг. [раскопки в церкви Спаса на Ковалеве и Георгиевском соборе Юрьева монастыря производились М.К. Каргером - К.З.] останки экспонировались в соборе Юрьева монастыря и были уничтожены во время фашистской оккупации Новгорода».
Среди них была и княгиня Феодосия, в иночестве Евфросиния, мать двух святых - благоверных князей Федора Ярославича и Александра Невского!
Осознавая всю жуткую правду, содержащуюся в этом сообщении, не могу в полной мере с ним согласиться, так как до апреля 1943 г. Юрьев монастырь занимала испанская «Голубая дивизия», в составе которой были русские офицеры из числа белоэмигрантов, которые вполне могли вывезти какие-либо из упомянутых останков, возвращаясь в Испанию.
Возвращение всех святынь - купольного креста с голубем Софийского собора, иконы Божией Матери «Умиление» - дает надежду на то, что в будущем мощи обретут вечный покой на родной Новгородской земле.
Вернемся к 1919 году. «Нарком внутренних дел Петровский Г.И. в самом начале 1919 г. разослал в губернские и городские Советы циркуляр, в котором декларировалось, что вскрытие мощей «нельзя считать поруганием свободы совести и оно не противоречит законам Республики». […]
На основании циркуляра губисполкомы стали выносить постановления о вскрытии на подведомственной им территории святых мощей, почивающих открыто в гробницах».
Нет сомнения в том, что верующие люди, зная содержание постановлений, во избежание поруганий над святыми мощами стали прятать их в землю.
Доказательством служит отрывок из секретного письма бывшего послушника Юрьева монастыря, а затем заведующего бюро истпарта А. Иванова председателю губисполкома В. Пакуну от 2 марта 1922 года: «В Георгиевском соборе стоит пустая серебряная рака-гробница, ибо тело Феоктиста похоронено в земле под спудом, а на его могиле и стоит эта рака как эмблема».
Автор этих строк прямо указывает, что тело святителя Феоктиста зарыто в землю под ракой.
Мне могут возразить, что после раскопок, проведенных М.К. Каргером в 1933-34 гг., и после фашистской оккупации мощи святителя Феоктиста были утрачены. Однако, как следует из приведенного выше акта «На предмет реставрации Георгиевского собора», раскопки производились у западной и южной стен Георгиевского собора, а после войны раскопок Георгиевского собора, согласно документам архива ФГУК-НГОМЗ, не производилось. Мощи же святителя Феоктиста, согласно письму А. Иванова, были захоронены у северной стены, где раскопок не было.
Таким образом, есть все основания полагать, что мощи святителя Феоктиста остались невредимы и ждут своего обретения.
Кроме того, приведенный отрывок из письма А. Иванова проливает свет на одну историческую загадку. Из приведенного отрывка совершенно ясно, что тело святителя Феоктиста предали земле до вскрытия его мощей представителями Советской власти. В противном случае в архиве имелся бы документ о вскрытии мощей святителя, однако его нет. А вот если бы А. Иванов не сделал это письменное извещение, связанное с изъятием церковных ценностей, то позднее появился бы такой акт с указанием, что рака оказалась пустой. Следует помнить, что святые мощи всегда вскрывались специально созданными комиссиями. В Государственном Архиве Новгородской области имеется акт вскрытия мощей святых: преподобного Антония Римлянина, братьев Алфановых в Антониевом монастыре, блаженного Федора юродивого в церкви Великомученика и Победоносца Георгия, блаженного юродивого Николая Кочанова в церкви Великомученика и Целителя Пантелеимона - с указанием на то, что были обнаружены пустые раки, за исключением мощей прп. Антония Римлянина. Вскрытие мощей этих святых отражено в одном акте от 04 марта 1927 г. В этом же документе говорится о решении уничтожить их раки.
Доказательством приводимой выше версии могут служить мощи святителя Евфимия Вяжищского с той лишь разницей, что, согласно имеющимся в архиве документам, они были спрятаны под полом храма уже после вскрытия раки представителями советской власти.
Сегодня они обретены и благополучно почивают на радость всех нас в раке на том же месте, где и ранее, в Николо-Вяжищском монастыре.
Учитывая тот факт, что в период огульного изъятия церковных ценностей в начале 20-х годов прошлого века, в случае обнаружения пустых рак, комиссии по изъятию церковных ценностей акты вскрытия мощей святых не составляли вообще, есть основания полагать, что мощи святых Харитины, Гликерии, Иулиании находятся в земле на прежних местах.
Уверен, что праздник обретения мощей упоминаемых здесь святых уже близок.»