Епископ
Феодор
на кафедре с 1069 по 1078 гг.
† 1078 г.


После несчастной кончины епископа Стефана тем же митрополитом Ефремом и в том же 1069 г. возведен был на кафедру Новгородскую и хиротонисан епископ Феодор. В первый год его святительства опять приходил к Новгороду с войском Всеслав Брячиславич – тот самый, который в 1067 г. сжег большую часть города и ограбил даже храм Святой Софии, но был отражен князем Глебом и новгородцами. «Сеча бе тогда вожаном велика, – замечает летописец, – и паде их безчисленное число; а самаго князя отпустиша, Бога деля». На другой день после этой победы, случившейся 23 октября, на память святого Апостола Иакова, обретен в Святой Софии на палатах деревянный крест князя Владимира, который был похищен из собора Всеславом в 1067 г. О по­следующих годах пастырского служения Феодора сохранилось весьма мало известий. Летописец говорит, что в его время язычество на финском Севере не довольствовалось оборонительною войною против христианства, но иногда предпринимало и наступательную – в лице волхвов своих, и при этом описывает подвиг епископа против волхва, явившегося в Новгороде. Сначала явился волхв в Киеве в 1071 г. Он сказывал народу, что Днепр скоро переменит свое течение и что земли переместятся со своих мест. Греция будет там, где Россия, а Россия на месте Греции. Невежды, без сомнения, верили. Тогда же явились другие два кудесника в Ярославль и причинили множество зла в селениях по рекам Волге и Шексне. Так как в это время в Ростовской области свирепствовал голод, то обманщики объявляли везде, что причиною всего зла женщины, которые скрывают в самих себе хлеб, рыбу и мед. Суеверные приводили к ним своих матерей, сестер и жен, а волхвы разрезывали им плеча и, всыпая из своего рукава жито, кричали: «Видите, что у них лежало за кожей?» Многие женщины сделались жертвами суеверия, пока наконец вельможа Ян, бывший в то время в Белозерске, не казнил их как государственных преступников. Наконец, и в Новгороде явился один такой обманщик, стал проповедовать народу, выдавая себя за Бога, и многих прельстил, почти что весь город. Он хулил веру христианскую, говорил, что все знает и что перед всеми перейдет Волхов, как посуху. Народ слушал его как человека божественного. В городе сделался мятеж, так что даже хотели убить епископа. Феодор в эти критические минуты явил себя достойным пастырем. Воодушевившись святой ревностию по благочестии, он облачился в святительские одежды, вышел на площадь и, держа крест в руках, говорил взволнованной черни: «Если кто верит волхву, тот пусть идет за ним; а кто верует во Христа, тот пусть идет ко кресту». Новгородцы разделились на две партии: князь Глеб с дружиною пошли и стали около епископа, а чернь пошла к волхву, и был большой мятеж между ними. В это время князь, взяв топор и скрыв под рукою, подошел к чародею и спросил: «Знаешь ли, что будет завтра утром или вечером?» – «Все знаю», – отвечал волхв. «А знаешь ли, – спросил опять Глеб, – что будет нынче?» – «Нынче, – отвечал волхв, – я сделаю большие чудеса». – «Нет», – сказал смелый князь и, вынув топор, разрубил кудесника. Обманщик пал мертвый к его ногам, и народ, видя свое заблуждение, разошелся.

Феодор правил новгородскою паствою до 1078 г., в течение 9 лет. Кончина его была так же печальна, как и его предшественника. Бешеная собака укусила ему ногу, и от этой язвы он скончался.

В летописях нигде не означено место погребения святителей Стефана и Феодора. Тело Стефана могло быть привезено сюда в Новгород и положено в своей епископии, по издревле ведущемуся обычаю погребать умершего на чужбине владыку в его бывшей епархии. Итак, несомненно, что тела Стефана и Феодора погребены здесь и гробницы их в числе неизвестных. А таких неизвестных гробниц, и в особенности против правого соборного клироса, находили несколько, когда при последнем исправлении собора в 1830–1833 годах разбирали плиты и свод.