«53 НОВГОРОДСКИХ ХРАМА»: ЦЕРКОВЬ СВЯТЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА (ВАЛДАЙ)

«53 НОВГОРОДСКИХ ХРАМА»: ЦЕРКОВЬ СВЯТЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА (ВАЛДАЙ)

019 Ранее здесь находилась деревянная церковь, выкупленная местными жителями у Иверского монастыря. Архимандрит Иверского монастыря отец Дорофей освятил ее во имя святых праведных Богоотец Иоакима и Анны.
Церковь святых первоверховных апостолов Петра и Павла находится на городском кладбище в Валдае.
Храм из красного кирпича был построен в 1858 году стараниями местного купца Василия Колобова. Во время Великой Отечественной войны церковь была закрыта, ее здание сначала использовали под красильный цех, а затем здесь находился военный телеграф. Иконостас и церковные ценности были утрачены во время пожара в 1943 году.
Храм возрождал отец Николай Листов, сейчас его могила находится возле церкви. Иконостас для возрождаемого храма был привезен из разрушенной церкви села Ламерье Крестецкого района. Иконы, утварь и книги с помощью жителей Валдая постепенно возвращались в храм. Так появилась и наиболее почитаемая верующими святыня — образ Иверской Богоматери, список начала XX века с Иверской иконы, находившейся в монастыре с XVII века и утраченной после его закрытия.
На кладбище возле церкви похоронены многие священники, чья жизнь была связана с валдайскими храмами.
Окормляет церковь святых первоверховных апостолов Петра и Павла священник Игорь Грибов.

Отец Игорь рассказал «53 новостям» об особенностях приходской жизни кладбищенского храма:
— Служение в кладбищенском храме, конечно, имеет свои особенности. Так, мы всегда молимся за всех, кто погребен здесь. Проводятся в храме и отпевания. Это хорошо, когда человек завершает свою жизнь по-христиански, с молитвами, сопровождающими его в мир иной.
Отмечу, что наши прихожане давно привыкли к тому, что храм находится на кладбище. У нас проводятся не только отпевания, но и крещения и венчания. Нередко можно увидеть, как мимо крестов и могил проходит свадебная процессия вместе с радостными молодоженами, и никакого диссонанса при этом не чувствуется.
— Главным центром культурной и духовной жизни в Валдае является Троицкий собор. Много ли прихожан приходят в вашу церковь?
— Троицкий собор ориентирован в основном на детей и молодежь. Прихожане церкви святых первоверховных апостолов Петра и Павла — это, как правило, пожилые люди. При храме действует православный клуб «Собеседник», где раз в неделю проводятся беседы на духовные темы.
Так, недавно мы обсуждали вопрос — нужны ли человеку, который ушел в монастырь, мобильный телефон, Интернет? В итоге, прихожане пришли к мнению, что отказ от современных средств связи в монастыре также является своего рода аскезой. Интересно отметить — вскоре мы узнали, что патриарх Кирилл также рекомендовал монахам не пользоваться средствами связи.
К слову, к нам приходят и некрещеные люди. Так, один человек несколько лет посещал клуб, затем принял крещение и теперь является прихожанином нашего храма.
— Многие ли прихожане выбирают себе духовного отца?
— Сейчас духовная жизнь вошла в спокойное русло. Многие люди регулярно посещают какой-либо храм и выбирает себе духовного отца. Выбор это абсолютно добровольный, и ориентироваться в этом вопросе нужно только на то, что подсказывает вам сердце. Я считаю, это хорошо, когда один священник знает жизнь семьи в нескольких поколениях и может дать важный пастырский совет. Никакой конкуренции среди священников за прихожан нет. Человек слушает проповедь, советуется со священником и добровольно выбирает его себе в качестве духовного отца. Отмечу, что священник не только наставляет, но и сам учится у своей паствы.
— Чему же вас научили прихожане?

— Благодаря общению с прихожанами я научился, в первую очередь, терпению. Как-то раз я увидел двух своих прихожанок, идущих с богослужения. Это были старые благочествые женщины, при ходьбе они поддерживали друг друга. Я посоветовал им не усердствовать так в силу своего возраста, но они ответили: «Когда мы заходим в храм, мы словно попадаем в другой мир». Состояние души таких людей распространяется и на священника. Глядя на них, я учусь терпению и смирению.
Приведу еще один пример — однажды в беседе пожилой человек признался мне: «Батюшка, я нарушил пост — маслица чуть-чуть съел». В такие минуты понимаешь — перед тобой стоит праведный человек, для которого даже небольшое послабление причиняет беспокойство.
Такие люди являются для священников примерами для подражания.
— Как вы считаете, почему люди решают уйти в монастырь?
— В обществе есть миф о том, что в обители спасаются от долгов или проблем. Но когда человек приходит в монастырь, ему задают ряд вопросов, среди которых и такой: «Принимая монашество, не бежишь ли ты от проблем?». Если человек приходит именно в таком состоянии, то в монастыре он не уходит от трудностей, а, наоборот, обретает еще более серьезные проблемы. Человек идет в монастырь, если услышал зов Бога.
Отмечу, что перед принятием монашества человек может жить в монастыре несколько лет. И обет от него требуют не сразу. Только пройдя все испытания, человек сознательно становится монахом.
Монашество — не общество людей, которые не смогли реализовать себя в миру. Это духовный авангард церкви. В самые сложные периоды общественной и духовной жизни общества монашество всегда выступало той движущей силой, которая спасала людей и государство от гибели.

Можно привести много исторических примеров. Так, в период Смутного времени на Руси именно монашество сплотило общество, подняло его патриотический дух, помогло предотвратить катастрофу всей нации. Когда началась Великая Отечественная война, в первые несколько недель молчало все высшее руководство страны, а митрополит Сергий в своей проповеди первый призвал людей защищать Родину.
В уединении монастыря человек исцеляет свою душу от грехов, и в этом просветленном состоянии для него раскрывается иное видение мира. Все человеческие трудности и проблемы для монаха становятся понятными, и он видит правильные пути их решения. Без монашества путь человечества становится туманным и очень опасным.

This slideshow requires JavaScript.

Хор храма во имя св. ап. Петра и Павла принял участие в Пасхальном фестивале Валдайского благочиния

4 мая 2014 года по благословению Митрополита Новгородского и Старорусского Льва в Свято-Троицком соборе г. Валдая в рамках Пасхального фестиваля состоялся концерт хоровой музыки. 
Перед началом концерта с приветственным словом выступил благочинный Валдайского округа протоиерей Игорь Бойцов. Он поприветствовал зрителей, регентов и певчих, пожелав всем радости от прослушивания песнопений: их красоты и чистоты звучания.
Концерт начался с выступления хора храма во имя св. ап. Петра и Павла (регент Ирина Иванова), небольшого по составу женского. Хор представил слушателям компактную программу, составленную преимущественно из пасхальных, удивительно светлых и красивых песнопений авторов Азеева, Афанасьева итд.
Продолжил концерт смешанный хор Троицкого собора, (регент Марина Корягина). В программу выступления, кроме пасхальных, были включены покаянные великопостные песнопения. Звучали произведения Чеснокова, Веделя, Львова, Локоткова, Денисовой и др . Хор покорил собравшихся своим мощным звучанием, элементами сольных партий от сопрано до баса, блестящим исполнением профессионально сложных произведений. Кульминацией выступления хора стало исполнение произведение сестер Минского Свято-Елисаветинского монастыря «Храни Господь». Удивительно трогательное и спокойное исполнение этой песни партией сопрано, не оставило равнодушным никого из зрителей.
Благодарных аплодисментов было много. Концерт стал подарком для любителей духовных песнопений. Прихожане восторженно принимали каждое произведение, наслаждаясь красотой голосов и гармонией русской церковной музыки и глубоким духовным смыслом песнопений. Концерт закончился возглашением многолетия всем присутствующим и троекратным пасхальным приветствием: Христос воскресе!
mLENdfyEB-4

Посещение Храма воспитанниками Валдайского детского приюта

IMG_952412 июля 2013 года клирик храма во имя св. ап. Петра и Павла священник Игорь Грибов совершил молебен с воспитанниками Валдайского детского дома.

По окончании молитвы отец Игорь побеседовал с ребятами о Святых Славных Всехвальных Первоверховных Апостолах Петре и Павле. По окончании беседы ребята отправились в кафе Уездное, где для детишек был накрыт стол (за счет кафе). Подобные встречи планируется проводить ежемесячно.

Интервью об истории и жизни прихода Петропавловской церкви клирика храма апостолов Петра и Павла с иереем Игорем Грибовым (материал газеты Валдай 12.07.2013 №26 стр.11)

4sFO1fQDCW0— До закрытия в церкви Петра и Павла служил епископ Иосиф (наместник Иверского монастыря), который чудом выжил после гонений и репрессий. Примерно за год-два до начала войны в церкви был устроен красильный цех, а потом военный телеграф. В алтаре стояла радиостанция. В 1943 году после судьбоносной встречи Сталина с церковной делегацией, которую возглавил митрополит Сергий Страгородский (впоследствии ставший Патриархом Московским и всея Руси), была достигнута договорённость об открытии храмов. При этом Верховный главнокомандующий поставил условие: церковь будет поминать власть и воинство нашей страны. Это было решающее событие, потому что до него никто не знал, как относиться к власти, которая врагом №1 объявила церковь, расстреливала священников, закрывала храмы. Разорённую Петропавловскую церковь вновь открыли в 1943–1944 году. Люди начали приносить церковную утварь, иконы — кто что имел. Иконостас привезли из д. Ламерье Крестецкого района. По свидетельству прихожан, в то время было очень много богомольцев. Людям была необходима молитва: ведь шла война — кто на фронте, кто в госпиталях, кто без вести пропал и т.д. В военные годы это был единственный действующий храм в Валдае, сюда приезжали помолиться даже из соседних областей. Тогда настоятелем был протоиерей Сергий Строганов. Он похоронен рядом с церковью. Потом настоятелем стал выдающийся священник о. Иоанн Преображенский. По рассказам Л. П. Мальцевой, о. Иоанн Преображенский на санках перевозил книги из закрытого Иверского монастыря. Тяжёлый труд по восстановлению храма достался о. Николаю Листову, который тоже похоронен на местном кладбище. Иконы приносили в храм совсем незнакомые люди, и многие из них предпочитали оставаться неизвестными. Так, по рассказам старожилов, как-то под вечер Екатерине Ивановне Бородачёвой привезли на лошади главную икону храма — образ Иверской Богоматери. Е. И. Бородачёва долгое время была истопницей и главной хранительницей храма. С 50-х до 70-х годов Советская власть как могла ослабляла духовную жизнь, с того времени практически не сохранилось документов о работе храма. Священники менялись каждые 4–5 лет. В 80-е годы настоятелем храма стал о. Валентин, который служил здесь 18 лет. Сейчас Петропавловская церковь — это храм, в котором сложился свой приход, есть своё лицо, свои традиции. Так, мы пытаемся восстановить традицию чтения святоотеческих назидательных поучений по окончании воскресной службы. Вернуть богослужебное состояние удалось приделу церкви Всех Святых и теперь у нас есть второй престольный праздник в честь Всех святых. Жизнь храма постоянно меняется. Люди умирают, рождаются, приходят и годами пробуют себя в различных служениях, некоторые остаются. Есть бомжи, которые не сразу исправляются, но плачут на исповеди о своих грехах. Исповедь очень полезна самому священнику, потому что встречаются люди очень высокой духовной, даже праведной жизни. Иногда исповедующийся выше священника в духовном плане. И этот живой пример очень укрепляет в служении и в личной жизни. Вечером мы с прихожанами собираемся в бывшей воскресной школе — общаемся, обсуждаем волнующие темы, с точки зрения церкви отвечаем на сложные житейские вопросы, размышляем, иногда просто смотрим хороший фильм.

Престольный праздник

 

IMG_935312 июля 2013 года, в праздник Святых Славных Всехвальных Первоверховных Апостолов Петра и Павла благочинный Валдайского округа протоиерей Иорь Бойцов в сослужении иерея Игоря Грибова совершил Божественную Литургию в храме в честь св. ап. Петра и Павла г. Валдай.

В конце богослужения благочинный поздравил всех собравшихся с престольным праздником. По окончании богослужения был совершен молебен и совершен крестный ход вокруг храма.