75
Патриаршая проповедь в Неделю 37-ю по Пятидесятнице после Литургии в Троицком храме подмосковного Реутова

18 февраля 2024 года, в Неделю 37-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в подмосковном Реутове. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Благодарю Вас сердечно, владыка митрополит, за Ваши добрые слова, за память о моих родителях и о деде, которые действительно были исповедниками. Отец находился в заключении и в ссылке не так продолжительно, а дед очень долго, но никогда не был сломлен. И единственное требование, которое к нему предъявляла советская власть, — это отказаться от Патриарха Тихона и примкнуть к обновленцам, однако этого не произошло. А 30-е годы застали деда на Колыме, откуда уже никого не возвращали, полагая, что заключенные сами отойдут в мир иной. Но дед не отошел в мир иной, он вернулся и в возрасте 72-х лет принял священный сан. Еще раз благодарю за память о моих ближайших родственниках; уверен, что их молитвами Господь и сегодня помогает мне совершать мое служение.

Сегодня мы вспоминали Закхея-мытаря. По-нашему, это таможенный чиновник; мытарня — это таможня в переводе со славянского на русский. А работа на таможне развивала в людях не самые лучшие качества, потому что эти чиновники были практически бесконтрольны. Они сами определяли размер налога за провозимый товар и обогащались, в большинстве случаев совершенно бесчестно, обирая проезжавших через таможню. Закхей и был таким мытарем, таким таможенным работником и, конечно, поступал так же, как и остальные.

Но удивительным образом Господь избрал этого грешного человека — во-первых, чтобы он изменился, но еще и для того, чтобы о нем узнал весь мир. На протяжении двух тысяч лет все знают о Закхее — по тем словам, которые он сказал Спасителю, когда устыдился своей жизни и своих действий. Закхей просил Господа, чтобы Он простил его, и пообещал воздать каждому, кого обидел, во много крат больше, чем взял.

Иногда люди, обладающие властными полномочиями, переоценивают свое значение, — потому что многие им подчиняются, многие от них зависят, — и теряют критическое отношение к самим себе. Вот самый большой грех человека во власти — когда голова начинает кружиться, и он связывает свое положение не столько с тем, что занимает определенное место, а с собственной личностью. И мы знаем, что у людей, подчиняющихся такой жизненной логике, развивается множество пороков.

Поэтому сегодняшнее евангельское чтение очень поучительно. В первую очередь, по отношению к тем, кто во власти, особенно к тем, кто имеет власть взимать с граждан денежные средства. Эта работа требует особенной внутренней силы, особой честности. Нередко возникают искушения, и ведь многие берут, что греха таить, а если раз взял, два взял, то и некая жизненная позиция появляется: а почему бы нет, другие еще хуже, чем я… Но в сегодняшнем чтении мы слышали о таможенном чиновнике, который после встречи с Господом радикально изменил свою жизнь и произнес замечательные слова: кого обидел — все верну, отдам гораздо больше, чем взял.

Однако пример Закхея имеет отношение не только к тем, кто имеет некие властные полномочия, особенно в сфере финансов. Это вообще картинка из нашей жизни. Ведь тот, кто посильнее, кто позначительнее, кто повлиятельнее, нередко пользуется привилегиями своего положения, и не всегда безукоризненно с нравственной точки зрения. Сегодняшний рассказ — в первую очередь о тех, кто имеет власть над другими и не всегда бескорыстно ее осуществляет. Но как Закхей принес покаяние и был прощен Господом, так и каждый, кто согрешает, обижая других ради собственного материального благополучия, должен, отталкиваясь от евангельского примера, подумать и о своей жизни: а не настало ли время развернуться в правильную сторону, как это сделал Закхей?

Нередко тот, у кого больше силы, больше влияния, строит свои отношения с подчиненными, чтобы иметь для себя определенную выгоду, пусть даже нематериальную. Поэтому сегодняшнее повествование — и о том, что никакое служебное положение не освобождает человека от нравственной ответственности перед другими людьми и от ответственности перед Богом. Человек может занимать любое положение, но должен помнить, что даже если он — над другими, то над ним — Бог, нелицеприятный Судья.

Поэтому повествование о Закхее является очень актуальным для всех времен и для всех народов. Дай Бог, чтобы этот пример и нашим современникам помог сориентироваться в простых, казалось бы, но одновременно трудных ситуациях, когда стремишься поступать в соответствии с Божией правдой и Божиими указанием. В любом таком случае человеку придется наступить на самого себя, ограничить свои потребности, желания, будь то материальные или политические. Дай Бог, чтобы пример Закхея был убедителен для наших современников. Для этого, конечно, каждый должен примерить на себя эту историю с Закхеем и спросить себя: если я глава семьи — как я отношусь к детям, к жене? Если начальник — как я отношусь к своим подчиненным? Это совсем не означает, что история Закхея призывает всех быть мягкотелыми — совсем нет! Это не отказ от своих служебных полномочий, это не попытка сделать благо другим за счет принятых на себя служебных обязательств. Это повествование — совсем о другом. О том, что какое бы человек положение ни имел, он никогда не должен забывать, что спасается пред Богом не своим служебным положением, не своей зарплатой, не своей властью, а исключительно исполнением Божьего закона. И да помогает всем нам Господь — и светским, и духовным — всем, у кого есть какое-то начальствующее положение, почаще вспоминать Закхея и в соответствии с мудростью этого евангельского рассказа устраивать свою собственную жизнь.

patriarchia.ru