186

18 мая 2021 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с докладом на открытии IX Парламентских встреч, организованных в Государственной Думе ФС РФ в рамках XXIX Международных образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа».

Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые депутаты, участники и гости Рождественских чтений! Дорогие братья и сестры!

Я хотел бы всех вас сердечно приветствовать и выразить глубокое удовлетворение тем фактом, что устанавливается добрая традиция, в контексте проведения Рождественских чтений, предоставлять возможность для Патриарха, и не только для Патриарха, иметь общение с депутатами, вступать в деловой атмосфере в живой контакт с избранниками народа, задавать друг другу вопросы и слышать голоса друг друга. Чисто организационно это, пожалуй, единственная такая возможность для Церкви, поэтому мы ценим проведение Рождественских чтений в том числе в пространстве нашего парламента, как верхней, так и нижней палат.

Все мы проходим непростое испытание тяжелой инфекцией, которая называется пандемией, потому что охватила весь мир. Хорошо известны разного рода эпидемии и в средние века, и в иные эпохи — достаточно вспомнить вспышку чумы в Европе в XIV веке, другие эпидемии, опасные для жителей того или иного региона. Но, конечно, никогда ничего подобного не было — весь мир охвачен инфекцией, и это в момент, когда человеческая цивилизация осознавала себя находящейся на вершине прогресса! Всё можем, летаем Бог знает куда, расщепили атом, работаем на уровне молекул и атомов, делаем и одно, и второе, и третье, что представлялось бы нашим предшественникам абсолютной фантазией — вершина человеческого господства и силы! И вдруг болезнь, которая изменяет психологию людей, ставит не только медицинские, санитарные, но, думаю, и философские вопросы.

Мы проходим непростым путем, преодолевая вызовы, связанные с пандемией. В тяжелое время борьбы с ранее неизвестной инфекцией особое значение приобрела способность людей объединяться перед лицом опасности и, что вызывает у многих положительную реакцию, бескорыстно помогать друг другу. Страдания больных побудили многих к совершению дел милосердия. Активное развитие получило в этом контексте волонтерское движение, направленное на оказание реальной поддержки и помощи болящим людям.

Тысячи наших братьев и сестер не остались в стороне, став добровольцами. Среди них было и более семи тысяч православных добровольцев, которые приобретали и раздавали продукты, оказывали другую помощь как в России, так и за рубежом. В Церкви было открыто более ста горячих телефонных линий для людей, нуждающихся в духовной поддержке, желающих поговорить со священником; открылись новые церковные центры помощи людям, оказавшимся в кризисных ситуациях или живущим за чертой бедности, и с июня прошлого года более 50 тыс. человек получили через наши гуманитарные центры конкретную помощь.

Государство, в том числе в лице представителей Федерального Собрания Российской Федерации, смогло увидеть потенциал добровольческой и социально значимой деятельности в условиях пандемии и поддержать ее, за что выражаю большую благодарность. Внесенные изменения в закон и нормативно-правовые акты позволили многим общественным организациям получить существенную государственную поддержку для воплощения и развития своих инициатив. Это помогло в кратчайшие сроки организовать по всей стране эффективную работу сотен светских и религиозных социальных проектов, найти новые формы заботы о тех, кому в эти дни особенно непросто.

Убежден, что добровольчество не должно оставаться лишь пожарной машиной для экстренных случаев, а призвано превратиться в норму общественной жизни. Добровольцы — это, на мой взгляд, авангард гражданского общества, люди, способные реальным делом показать приверженность нравственным идеалам. Они не столько декларируют свои политические предпочтения, сколько реально занимаются делом, столь необходимым для слабых, больных, нуждающихся. Думаю, наши добровольцы являют лучшие примеры общественной активности. Развивающиеся волонтерские движения вселяют надежду, и считаю это важным индикатором нравственного состояния общества. В последнее время все мы говорили о некоем нравственном кризисе, и, может быть, неслучайно, потому что симптомы этого явления налицо, но испытания, через которые мы сейчас проходим, дают нам новую, более позитивную информацию о нравственном состоянии людей и общества.

Врачи и сотрудники медицинских учреждений, ежедневно подвергаясь риску заражения, испытывая физические и психологические нагрузки, самоотверженно исполняли свой долг. Честь и хвала им за это подвижническое служение, спасшее тысячи жизней! Их пример достоин подражания и признания.

Хочу подчеркнуть, что именно служение ближнему разрушает страх перед болезнью, не позволяет впасть в уныние и апатию. А ведь так всегда и бывает. Например, во время военных действий, когда один защищает другого, отступает страх, и уж тем более нет никакой апатии. Эти опасные душевные состояния — уныние, апатия — способны привести человека к утрате личной свободы и самостоятельности, потере способности к совершению добрых дел. Человек по своей природе социален, и государство и общество должны создавать все условия для реализации этого потенциала. В противном случае возрастает фрагментация, а как ее следствие — недоверие между людьми, возникновение разного рода страхов и ослабление социальных связей.

Что бы ни вызывало чувство тревоги — пандемия, терроризм, международные конфликты, другие потрясения и испытания, — мы должны искать поддержку в деятельной солидарности друг с другом, которая может стать эффективным средством и против страха, и против уныния. Через такого рода действия мы обретаем опору в ближних и сами благодаря этой опоре становимся более сильными и свободными. Церковь призывает человека спокойно и трезво оценивать сегодняшние события в контексте всей истории человечества (в которой бывали события и пострашнее нынешней пандемии) и без боязни, без лишней спешки и суеты принимать взвешенные и обоснованные решения. Когда человек испытывает страх, Церковь вслед за Христом говорит ему: «Не бойся!» — и укрепляет словами апостола: ничто не может отлучить нас от любви Божией (Рим. 8:39). Переводя на секулярный язык: ничто, никакие силы не смогут отлучить нас от самых высоких идеалов, если мы сами не захотим этого отлучения, сами не отдадимся в плен искушениям и соблазнам, которые отлучают нас от высших ценностей.

Хотел бы сказать несколько слов об Александре Невском, который остается, на мой взгляд, актуальным примером добродетели. Символично, что на год, когда мы продолжаем преодолевать последствия пандемии, пришлось празднование 800-летия со дня рождения святого Александра. Александр Невский жил, как вы все знаете, в очень непростые времена. Но святой не боялся, а с верой делал все, что было в его силах, защищая родную землю от иноплеменных нашествий и разорения. Призыв благоверного князя всегда действовать по совести обращен и к нам, его потомкам. Вспоминая святого Александра, мы говорим о высоком призвании человека, о героизме, служении людям, крепкой вере и живой связи с Богом. Возможно ли такое сочетание нравственных идеалов сегодня? Есть ли у нас возможность преобразовать окружающий нас мир на основании этих идеалов, в том числе действуя посредством права?

Несколько лет в нашей стране шла активная дискуссия о возможности внесения поправок в Конституцию. Если помните, в 2017 году в начале работы нынешнего VII созыва Государственной Думы, выступая с этой же трибуны, я обращался к теме культурных и духовных оснований нашего общества, тех идейных принципов, которые заложены в законодательстве страны. И сегодня я с особым чувством отмечаю, что принятые в прошлом году поправки к Конституции Российской Федерации создают условия для дальнейшего совершенствования законодательства страны с учетом базисных традиционных ценностей. В новую Конституцию внесено духовное измерение, и сам этот факт имеет, я бы сказал, историческое значение.

Так, одна из важнейших поправок закрепляет упоминание Бога в Основном законе, при этом не нарушая принципов светскости государства. В Конституции провозглашается также, что Российская Федерация — социальное государство, и эта норма Основного закона (ст. 7) предполагает особое внимание законодательной и исполнительной власти к теме социальной справедливости, вне зависимости от партийной принадлежности ее носителей.

Отрадно, что в Основном законе закреплены ценности традиционной семьи, любви к Отечеству, уважения к старшим, образования и воспитания детей и молодежи.

На многих высоких трибунах, в том числе на площадке Организации Объединенных Наций, неоднократно отмечалось, что пандемия особым образом усугубляет проблему социального неравенства и усиливающегося расслоения общества. Эксперты сходятся во мнении, что сегодня мир стоит на пороге изменений, которые могут перевернуть привычные представления о жизни.

Государственная власть призвана использовать имеющиеся у нее ресурсы для борьбы с нищетой. Считаю, что хорошим шагом в этом направлении служит введение в России прогрессивной шкалы налогообложения, которая начала действовать с 1 января текущего года и позволит обратить часть сверхдоходов в пользу детей, страдающих редкими и тяжелыми заболеваниями.

Хотел бы отметить необходимость выработки и новых мер, способных уменьшить разрыв между доходами малоимущих и состоятельных граждан нашей страны. Выражаю надежду на то, что законотворческая работа в этом направлении будет продолжаться и послужит созданию более справедливой экономической системы, дабы колебания в мировой экономике в меньшей степени сказывались на материальном положении небогатых российских семей. Нужно помнить, что экономическая нестабильность наносит удар по самой материально уязвимой части населения, и нужно заботиться об удовлетворении их базовых потребностей, уменьшая разрыв между богатыми и бедными, который вносит пагубные разделения в общество и подрывает доверие людей к власти и друг к другу.

Несколько слов о цифровизации. Сегодня в нашей стране проводится большая работа по освоению новых технологий и цифровой трансформации ряда сфер общественной жизни. Любая технология, столь радикально меняющая жизнь людей, требует, несомненно, общественного обсуждения, в том числе тотальная цифровизация.

Хочу напомнить, что Церковь рассматривает государственное управление как сферу отношений между людьми, в которых технология не может подменять человека, облеченного властью. Цифровизация государственного управления не может превращать власть в бездушный технический алгоритм. Окончательное решение по любому делу, начиная с простой технической государственной услуги, должно всегда оставаться за живым человеком, а не за высокотехнологической машиной.

В законах, утверждающих новые технологические принципы, нужно учесть интересы и права тех наших сограждан, которые отказываются пользоваться любыми электронными системами. Таких людей в нашей стране достаточно много. Случаи утечки в Интернет персональных данных только усиливают обеспокоенность общественности, поскольку свидетельствуют о нашей большой уязвимости. Мы видим готовность государства учитывать мнение тех, кто не готов принять как общеобязательные новые технологии, в том числе реализующие услуги для широких слоев общества.

Важно не допустить дискриминации, возникающей по принципу «не хочешь пользоваться новой технологией — жизненно важная государственная услуга не будет оказана». Такой подход неминуемо приведет к отключению человека от возможности вести профессиональную деятельность или получать материальные блага, если он не согласится в полной мере с условиями их предоставления. Для тех, кто дорожит правом на конфиденциальность, тайну частной жизни и не желает делать личные сведения предметом коммерческого анализа и торга, это существенный вопрос. Прошу законодателей отнестись со вниманием к высказываемым опасениям. Хотел бы особо подчеркнуть, что наша обеспокоенность не является специфически религиозно мотивированной, но лежит в области соблюдения прав человека.

То, что я сейчас сказал, уже не воспринимается столь критически, как год или два назад. Потому что мы уже начинаем убеждаться в том, что тотальное включение цифровых технологий в жизнь человека может действительно иметь опасную оборотную сторону. Это не значит, что нужно сказать машинам «стоп» и идти громить новые технологии в прямом или переносном смысле слова. Но это означает, что государство, в первую очередь законодательная власть, не должно упускать из-под своего контроля все те последствия, которые, несомненно, будут иметь место в жизни общества в условиях тотальной цифровизации.

Теперь несколько слов о защите жизни нерожденных детей. Как известно, тема спорная, горячая, проблемная, и Церковь подвергается критике за свою позицию. Но, тем не менее, я осмелился бы еще раз обратить на нее внимание законодателей.

Большое количество смертельных случаев в результате коронавирусной инфекции в очередной раз заставило нас задуматься о ценности человеческой жизни и о пределах нынешних возможностей по спасению людей в условиях пандемии. Должен сказать о некоторой нравственной ущербности подхода, когда мы скорбим о жертвах болезни, но индифферентно относимся к абортам, которые вовсе не прекратились в пандемию. Хотел бы обратить ваше внимание на данные Всемирной организации здравоохранения: в мире ежегодно совершается 40-50 миллионов абортов, но эта статистика говорит только о проведенных легально операциях по прерыванию беременности. Налицо и значительная убыль населения России: в прошлом году оно сократилось более чем на полмиллиона человек; и доступные аборты внесли в эту ситуацию свою страшную лепту. Аборт, к сожалению, до сих пор в статусе «бесплатной медицинской помощи» — беру эти слова в кавычки. Мы с этим никогда не согласимся. Не менее безнравственным, конечно, является и создание обстановки безразличия к беременным женщинам, которых нередко принуждают к совершению аборта.

Церковь ценит диалог с государством по данному вопросу и совместные усилия по повышению просвещенности молодежи о психологических и физических последствиях прерывания беременности. Мы понимаем, что одномоментно решить эту проблему, разрубив гордиев узел, довольно непросто, но важно хотя бы наметить четкую стратегию, целью которой был бы полный отказ от государственного финансирования абортов не по медицинским показаниям.

Хотел бы остановиться на критике, которая обрушилась на меня, после того как я сделал подобное заявление, посещая в прошлый раз Государственную Думу. Стали возражать: «Что значит вывести из страховки? Так пойдут к бабкам делать аборт, и чем это обернется?!» Слушайте, а бабки бесплатно делают аборты, принимая на себя все риски? Конечно, берут деньги, да еще неизвестно, больше или меньше того, что берет государство. Поэтому опасения, что выведение этой «услуги» из обязательного страхования приведет к росту количества нелегальных абортов, абсолютно нелогичны. Мы призываем называть вещи своими именами и не потворствовать злу в рамках медицинских гарантий и государственных страховых программ, существующих на средства налогоплательщиков. Беременность — это не страховой случай и не ошибка природы. Человеку дается Творцом не сравнимая ни с чем возможность быть соучастником чуда зарождения жизни.

Таким образом, важно дальнейшее развитие системы поддержки беременных женщин, каждая из которых должна быть уверена, что она совершает великое дело, даруя новую жизнь.

Хотелось бы поговорить о семейных ценностях. Внесение в Конституцию определения семьи и брака как союза мужчины и женщины утверждает незыблемость этих общественных институтов. Считаю эту поправку одной из важнейших, поскольку до сего дня в своде законов нашей страны отсутствовало даже определение семьи. В нынешнем виде Конституция содержит мощный потенциал для реформы всего корпуса семейного законодательства и утверждения принципов народосбережения. Попытки усовершенствования законодательной базы с учетом этих принципов мы видим уже сейчас, но их необходимо продолжать.

Убежден, что задаче сбережения народа не соответствует доступность так называемых услуг российских суррогатных матерей для иностранцев. При том, что само суррогатное материнство не благословляется Церковью, тем более безнравственно использование материнства «на экспорт». Безнравственно продавать за рубеж родительский потенциал женщин, когда мы видим сокращение численности населения нашей страны. Призываю Государственную Думу положить предел использования «услуги» суррогатного материнства для иностранцев, а также задуматься об ограничении этого явления в России. Ведь и в нашей стране оно разрушает семейное единство, становится формой эксплуатации нуждающихся женщин.

Хотел бы отметить, что в вопросах изменения норм семейного законодательства необходим общественный консенсус, опирающийся, прежде всего, на мнение семей с детьми. Глубоко убежден, что какое-либо вмешательство в жизнь семьи, попытки регулировать законом отношения между супругами, родителями и детьми крайне опасны. Обусловленные благими намерениями неосторожные и поспешные действия третьих лиц в семейных конфликтах могут привести к распаду семей, усугублению проблемы социального сиротства, формированию в обществе нездорового отношения к браку как заведомо временному союзу двух самовлюбленных эгоистов.

В прошлый раз я говорил о необходимости закона о статусе многодетной семьи. Трудно понять, почему эта тема всегда получает поддержку, а закона до сих пор нет. Сегодня государство оказывает таким семьям значительную материальную поддержку, однако из-за отсутствия единого подхода их положение в разных регионах отличается, в связи с чем родительская общественность уже много лет добивается разработки и принятия отдельного закона. Надеюсь, что эта тема будет находиться в фокусе внимания законодателей и получит в ближайшее время свое решение.

Призываю российские власти, законодателей и все благонамеренные общественные силы к совместной работе над обозначенными сегодня проблемами, а, может, и другими актуальными темами, которые нередко возникают совершенно неожиданно, представляя вызов и личности, и обществу. Мы живем в эпоху, когда от нас зависит, будет ли человек соучастником Божественного творчества, найдет ли разумные пределы потребления или же станет рабом своих страстей и объектом использования технологий, и это во многом зависит от инициативности и решимости власть имущих. Свидетельствую, что Церковь неизменно рассчитывает на диалог и сотрудничество с вами и теми, кто вступит на путь законотворчества по итогам очередного электорального цикла.

Желаю всем вам крепкого здравия, мудрости, рассудительности и щедрой помощи Божией в дальнейших трудах на благо нашего возлюбленного Отечества. Благодарю за внимание, и Божие благословение да пребывает со всеми вами. Спасибо.


patriarchia.ru