28 января 2019 года начали работу участники XIV направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» ХХVII Международных Рождественских образовательных чтений, посвященных теме «Молодежь: свобода и ответственность».
В этот день Божественную литургию в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы возглавил архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в богослужении приняли участие игумены и игумении монастырей Русской Православной Церкви, которые прибыли на монашеский форум, организованный Синодальным отделом по монастырям и монашеству.
Первый день работы XIV направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» начался с пленарного заседания.
В президиуме присутствовали: архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий; митрополит Святогорский Арсений, наместник Успенской Святогорской лавры; митрополит Горийский и Атенский Андрей (Грузинская Православная Церковь); архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт; игумения Иулиания (Каледа), куратор направления, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского монастыря.
Открывая заседание, архиепископ Феогност передал собравшимся Первосвятительское благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и предоставил слово митрополиту Нижегородскому Георгию.
Доклад владыки Георгия носил название «Монашество как призвание: от истоков до современности». Определив в начале выступления религиозное понимание призвания как Божественной воли, выраженной в отношении отдельного человека, архиерей подчеркнул, что христианству чужд детерминизм, поэтому человек, обладая Богом данной свободой, не всегда деятельно отвечает на призыв Господа. При выборе же монашеского пути особенно важно понять подлинные причины влечения к иноческому житию. Митрополит Георгий назвал страсти, лежащие в основании ложных побуждений к монашеству: гордыню и тщеславие, желание выделиться, самоутвердиться или, напротив, спрятаться в монастыре от личных проблем, а также иные внешние обстоятельства, при опоре на которые монашество для человека будет не только неполезно, но и опасно. В качестве примеров глубокого духовного понимания данного вопроса владыка привел высказывания святых отцов и цитаты из трудов современного наставника иночества архимандрита Лазаря (Абашидзе).
Архиепископ Пятигорский Феофилакт в своем выступлении «Свобода личности и ответственность в контексте христианского мировоззрения» обратил внимание участников пленума на необходимость вновь и вновь возвращаться к рассмотрению основных мировоззренческих понятий христианства, чтобы не допустить лукавой подмены свободы вседозволенностью, а ответственности — рабством. Такая подмена происходит, прежде всего, в сознании нецерковных людей, хотя известны случаи, когда и в церковной монашеской среде свободу и ответственность подменяют произволом и стремлением избежать всякой ответственности за свою жизнь.
В юном возрасте для человека особенно велика ценность свободы. Однако в сознании молодых людей Церковь становится одним из главных оплотов «несвободы», а монашество — то, куда бегут, чтобы на всю жизнь отказаться от свободы и ответственности за свою жизнь. Как донести в мир красоту и высоту христианского понимания свободы? Отвечая на этот вопрос, архиепископ Феофилакт напомнил, что Церковь всегда говорит о свободе как об одной из главных ценностей человеческой жизни. Только свободный разум в состоянии сделать выбор между добром и злом. Христос говорил о свободе как о свободе от греха. Свобода, не «ограниченная» любовью страха Божия, приводит к духовной и нравственной деградации. Христианское понимание ответственности докладчик определил не как внешнее долженствование, а как внутренний акт любви к ближнему. Одним из движущих мотивов атеизма, особенно в его богоборческом проявлении, архиепископ Феофилакт назвал неприятие христианского понимания свободы и ответственности, презрительное отношение к страху Божию, желание свободы как неограниченного произвола. Помочь молодым людям привести в состояние гармонии столь дорогую для них свободу и столь необходимую для нашего общества ответственность через добрый пример жизни христиан — задача, которая стоит сегодня перед людьми Церкви.
Доклад «Современные молодые люди и монашеская жизнь: вопросы соотношения ожидаемого и действительного» митрополита Святогорского Арсения также был посвящен преодолению молодым послушником трудностей, возникающих в первые годы монашеской жизни. Когда человек «поставляет для себя планку, несоразмерную с его духовными силами», примеряя советы совершенных и духовно преуспевших, это проблема не только послушника, но и духовника. И последнему предстоит вдохновлять послушника многое переосмысливать и возрастать духовно. Наставник должен советом и молитвой помогать новоначальному не впадать в уныние при созерцании подлинного состояния падшей человеческой природы. Духовникам необходимо понимать, из какого общества приходит в монастырь современный человек, и самым надежным средством помощи такому человеку, по мнению митрополита Арсения, была и остается молитва. Приобретению рассудительности у новоначального содействует частое общение с духовником.
Далее в своем выступлении наместник Успенской Святогорской лавры поделился практическими советами и привел положительные примеры духовного воспитания послушников из собственного опыта и опыта духовно близких ему людей.
Митрополит Саранский Зиновий представил аудитории доклад «Исполнение заповедей Христовых как главное содержание монашеской жизни (антропологический аспект)». Взяв в качестве основы размышлений о сути монашества христианскую антропологию, владыка Зиновий напомнил, что человек есть центральная тайна бытия в сотворенном мире, что он призван к развитию от образа Божия к Его подобию в богопознании и богообщении. Если задаться вопросом, что нужно предпринимать человеку, чтобы осуществить в себе свойства богообразности, то необходимо, прежде всего, вспомнить, что природа отношений его с Богом коренится в любви. А на любовь Бога человек может ответить, прежде всего, исполнением заповедей Божиих. В любви к Богу, таким образом, находится залог осуществления любви к ближнему, которая более всего реализуется в межличностном общении.
Митрополит Горийский Андрей в сообщении «Внешние и внутренние трудности молодых послушников» поделился своими размышлениями о том, насколько важно для монашествующих — как для игуменов, так и для послушников — иметь старцев и духовных друзей, у которых можно было бы получить совет. «Я рад, что такие отношения были и есть в моей жизни», — сказал владыка. Говоря о трудностях молодых послушников, архипастырь обратил внимание слушателей на особое значение испытательного периода для человека, стремящегося к монашеской жизни, так как это время дается, чтобы желание быть монахом окрепло. Не менее важно, по мнению митрополита Андрея, чтобы вместе с послушником искус проходил и его духовник. Также большое значение для молодого человека, пришедшего в монастырь, имеет чувство семьи, и если оно возникает в какой-то конкретной обители, то к нему имеет смысл прислушаться. Семья дает чувство защищенности и помогает понять, что нельзя не прощать своих братьев или сестер, нельзя ненавидеть их или соперничать с ними. Как в семье, так и в монастыре больше трудов несет тот, кто терпелив, но это не означает, что слабым здесь нет места.
Укрепиться в желании стать монахом помогает также отвержение помыслов против духовника. Суть монашеского подвига — это подражание Христу вплоть до крестной смерти. Именно это необходимо разъяснять молодым послушникам. Современные люди в большинстве своем не имеют привычки к физическому труду и навыка слушать своих родителей, но человеческая душа как раньше, так и теперь устает, болит, страдает, а соприкасаясь со Христом, чувствует потенцию, чтобы трудиться для вечности.
Среди трудностей, которые испытывают молодые люди, приходя в монастырь, митрополит Андрей также назвал возможность неограниченного контакта с внешним миром посредством новейших технологий.
После перерыва заседание монашеского направления чтений продолжилось в формате семинара «Свобода и ответственность монашествующих в свете святоотеческих творений» под председательством епископа Воскресенского Дионисия, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси; куратор семинара — игумения Елисавета (Позднякова), настоятельница ставропигиального монастыря Марфо-Мариинская обитель милосердия.
Перед участниками выступил ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий с докладом «Почему монахам нужно образование». Архиерей начал с тезиса, что ученость монашества заложена в основание Предания Церкви и является добродетелью в святоотеческом понимании этого слова. Однако в наше время идеал древних отцов — абсолютная гармония между теорией и практикой, образование как реализация в своей жизни священных принципов добра (любомудрие) — объективно нельзя считать мотивом, обосновывающим необходимость получения монашествующими базового богословского и шире — гуманитарного образования.
На первый план нынче выступает такой аргумент, как возможность восполнить качественным образованием недостающий духовный и житейский опыт в ситуации, когда от современного монашества повсеместно люди ждут наставления, духовных советов и поддержки, а большинство монашествующих к такой миссии не готовы. Монахи могут принести много пользы приходящим в обители людям, но, как сказал владыка Амвросий, повторив слова митрополита Сурожского Антония, «для этого нужно быть либо святым, либо образованным», в частности не только глубоко знать христианскую традицию, но и уметь донести ее содержание до современников, особенно молодежи, на понятном им языке. Притом в наше время все чаще этот язык не подразумевает упрощенность.
Дополнительной причиной получения образования становится необходимость вести монастырское хозяйство, взаимодействовать с государственными структурами, разбираться в юридических тонкостях и на хорошем уровне обладать множеством других специфических знаний. Архиепископ Амвросий привел мнение святителя Василия Великого, сформулировавшего в свое время принцип пользы светского образования для образования духовного. «Некогда монастыри были образовательными центрами, в настоящее время они могут стать центрами церковной науки», — сказал владыка Амвросий, напомнив, что существует огромная нужда в современных переводах творений отцов Церкви, научных комментариях к Писанию; необходимо также уметь отвечать на вызовы антихристианских идеологий и т.п. «Монастыри были и должны быть оплотами образованности, книжности, оплотами мудрости житейской и духовной», — подытожил архиерей.
Архимандрит Максим (Кирицис), игумен монастыря преподобного Дионисия Олимпийского (Элладская Православная Церковь), в докладе «Кто ты: раб или свободный? Какую свободу дает монастырь современному молодому послушнику» напомнил участникам семинара, что одним из элементов богоподобия является свобода, которая по причине тварности самого человека тоже является тварной и неабсолютной. Подобно тому, как мы имеем одну природу с Богом, мы могли бы иметь и единую волю с Ним. Но после грехопадения зло получило возможность влиять на человека, нарушив естественные законные отношения человека с Творцом. Преподобный Максим Исповедник пишет, что простой разум человека разделился на многие мнения и представления и возвращение человека к состоянию Адама до грехопадения стало невозможным. Исцеление пришло от Всеблагого Бога. Посредством восстановленной связи с Богом человек приобретает и подлинную свободу, свободу во Христе. Монашеская жизнь — это отказ от собственных идей, стремлений и воли. Насколько монах приносит в жертву свою волю, настолько ему открывается воля Божия. Необходимо, чтобы монах нашел путь смирения, чтобы он как к отцу относился к игумену, старался понять мысли и волю братии. «Любить любовью Христовой означает пить Чашу Христову. Это блаженство и одновременно крестная смерть, после которой наступает вечная свобода», — сказал в завершение докладчик.
Игумен Дионисий (Шлёнов), преподаватель Московской духовной академии, в исследовании «Свобода во Христе и путь к ней: святоотеческие определения и наставления» представил вниманию собравшихся панораму использования понятия «свобода» в текстах древней греческой традиции. Все авторские переводы текстов, посвященные этому термину, прозвучали впервые. Всего в греческой литературе слово «свобода» с IV до XVIII века встречается 10,5 тысяч раз. 790 раз это слово использовалось в эпоху до Рождества Христова. Таким образом, на христианскую эпоху приходится наиболее частое его употребление. Чаще всего использовал это понятие святитель Иоанн Златоуст. В центральных регионах Византии слово «свобода» было употреблено в текстах рукописей 2,5 тысячи раз — чаще, чем в любом другом уголке земного шара в этот период. В Священном Писании есть несколько стихов — в Посланиях апостола Павла, апостола Иакова и апостола Петра, — где говорится о свободе. Из приведенных докладчиком апостольских и святоотеческих цитат очевидно, что свобода понимается авторами текстов как освобождение человеческой души от рабства греха. Формулировка «закон свободы» стала ключевой формулой христианской аскетики. Преподобный Марк Подвижник оставляет следующее определение: «Закон свободы научает всякой истине. Хотя многие прочитывают его согласно знанию, мало кто понимает его в соответствии с деланием заповедей. Не ищи его совершенства в человеческих добродетелях, ибо в них не найдется совершенства. Его совершенство скрывается в Кресте Спасителя».
Семинар завершился докладом епископа Ейского и Тимашевского Павла «"Время сеяния" — о важности приобретения навыков в добродетелях в первые годы жизни в монастыре». Владыка Павел построил выступление на основании своего многолетнего опыта монастырской жизни и управления монастырем и обосновал многие положения доклада практическими же советами святых отцов и примерами народной житейской мудрости. Архипастырь отметил, что приобретение навыков добродетели, действительно, крайне важно именно в первые годы монастырской жизни, но еще важнее сначала искоренить в себе злые навыки — об этом предупреждают как преподобный авва Дорофей, святитель Василий Великий, так и наставники монашества XIX столетия святитель Игнатий (Брянчанинов), преподобные старцы Оптинские. Приобрести благие навыки новоначальным могут помочь молитва и Псалтырь, чтение святоотеческих книг, исполнение устава конкретного монастыря. В то же время на первом этапе важно и освоение внешних правил поведения, правильных телесных навыков, которые ведут к правильному духовному устроению: «Оградивший себя правильными телесными навыками может накоплять душевное богатство с благонадежностию», — пишет святитель Игнатий.
Наряду с примерами из трудов известных наставников монашества владыка Павел поделился опытом окормления новоначальных, который приобрел в общении с приснопамятным старцем Наумом (Байбородиным). Отец Наум советовал молодым монахам в первые годы даже на краткое время не покидать монастырь, при этом он благословлял получать богословские знания и не переставать учиться практике монашеского делания у опытных насельников, посещать духовные беседы, не менее полутора часов в день отводить на чтение духовной литературы.
***
29 января работа направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» продолжилась в формате секции «Монашеские обеты и свобода личности: "дилемма" или "ключ" для молодых?» под председательством митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия.
В президиуме в этот день присутствовали митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, митрополит Святогорский Арсений, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, митрополит Феодосийский и Керченский Платон, наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря епископ Домодедовский Иоанн, игумения Иулиания (Каледа), секретарь комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества, настоятельница Воскресенского Новодевичьего женского монастыря Санкт-Петербурга, куратор секции игумения София (Силина).
Открывая заседание, митрополит Георгий напомнил собравшимся игуменам и игумениям, что возрождение монашеской жизни во многом зависит от руководителей монастырей. Ради укрепления духа монашествующих очень важно внимательно относиться к приходящим из мира людям, их мотивации остаться в обители, намерению вести аскетическую жизнь в братстве или сестричестве.
Митрополит Исидор в докладе «Содержание монашеских обетов в отношении понятий "свобода и ответственность"» напомнил, что в соответствии с учением Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека свободный выбор невозможен без ограничений и для монаха он начинается с обетов отречения. Но отречение это диалектично: с одной стороны, человек отказывается от своих страстей, а с другой, отречение обновляет его для будущей жизни. Что же касается ответственности монашествующих, то она связана с осознанием необратимости даваемых ими при постриге обетов, а ее формирование начинается со свободного желания посвятить свою жизнь Богу. Далее владыка Исидор перечислил критерии, в соответствии с которыми можно судить о степени ответственности человека, желающего принять монашеский постриг. Мерилом способности исполнять монашеские обеты архипастырь назвал ревностное исполнение человеком возложенных на него послушаний, его активное участие в делах монастыря и успешное вхождение послушника в духовный ритм обители. Проблемы свободного выбора монашеской жизни и формирования ответственного отношения к принятым обетам являются важнейшими условиями духовного возрастания человека и подлинного освобождения от рабства греха.
Игумен Иосиф (Крюков), начальник Московского подворья Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря, раскрывая тему своего выступления «"Мне мир распялся и аз миру": от чего отрекается молодой послушник и что приобретает» рассмотрел вопрос о том, в какой мере конфликт между «современным образом мышления» и «традиционными монашескими ценностями» влияет на выбор монашеского жития сегодня. Изменившиеся духовная и культурная картины мира оказывают существенное влияние на приходящих в монастырь послушников. Не каждый человек имеет должное представление о семейных ценностях, авторитете старших и ответственном отношении к равным и младшим. Не все получили опыт безграничной родительской любви и обладают способностью любить в ответ. Отсутствие готовности любить кого-то, кроме себя, порождает стремление любить только себя. Но «оставить мир» означает перестать жить для себя и начать жить для других, а первоочередной задачей монастыря является восполнение недостатка любви, ставшего причиной принятия ложных ценностей. Готовность служить другим свидетельствует о полноте личности, которая парадоксальным образом формируется как результат уединенного пребывания с Богом, и одна из причин личностного кризиса для многих, по мнению игумена Иосифа, — это неумение пребывать в одиночестве. И если в миру человек был окружен впечатлениями и звуками, то монастырь должен предоставить послушнику соразмерное его духовным возможностям пространство, внутри которого он должен учиться быть один. Также докладчик рассмотрел в своем выступлении значение духовного руководства, образования и физического труда для современных послушников. В завершение игумен Иосиф подчеркнул, насколько важно для игумена или игумении, встречая новых послушников, самим быть подлинными людьми и тем вдохновлять приходящих в монастыри.
В докладе «"Все мне позволительно, но не все полезно": свобода выбора для молодых послушников» епископ Домодедовский Иоанн напомнил, что послушание является одной из важнейших задач молодых послушников, решение которой требует смирения и усердия, ведь результат должен быть достоин того, чтобы представить свой труд Богу. Послушание молодых людей, конечно же, отличается от того послушания, которое несут игумены или епископы, однако при видимых различиях смысл его всегда остается неизменным. Владыка Иоанн уделил особое внимание послушанию, которое человек несет в молодые годы, ведь именно молодость, по слову архимандрита Эмилиана (Вафидиса), это период, который Бог дает человеку для того, чтобы он смог создать свое духовное будущее, вечность. Докладчик также описал некоторые причины проблем, возникающих у молодых послушников, и призвал видеть подлинную цель послушания.
Затем митрополит Нижегородский Георгий представил вниманию собравшихся документ «Духовное руководство монашествующими в монастырях», подготовленный комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашествующих.
Митрополит Феодосийский и Керченский Платон в своем выступлении поделился озабоченностью состоянием современного общества и в том числе молодежи, рассказал о пережитой недавно трагедии, связанной с массовым убийством в Керченском политехническом колледже. Рассуждая о границах свободы, понимаемой молодыми людьми как вседозволенность, и ориентирах подлинной свободы, архиерей выразил беспокойство по поводу того, что многие из них начинают задумываться об этом, только лишившись свободы по приговору суда. И, не чувствуя ответственности за свое будущее как в земной, так и в вечной жизни, обрекают себя на страдания, которые могут и не закончиться после смерти. Христианский взгляд на свободу и ответственность существенно отличается от взгляда светского человека, но именно христианское понимание вечности помогает нам обретать подлинную свободу и осознавать ответственность за происходящее.
В завершение работы секции председатель президиума попросил митрополита Святогорского Арсения рассказать о ситуации на Украине, сложившейся после предоставления Константинопольским Патриархатом томоса об автокефалии «Православной церкви Украины».
На начавшемся после перерыва заседании круглого стола «Трудности современных молодых послушников и пути их преодоления» под председательством митрополита Святогорского Арсения слово для кратких выступлений было предоставлено десяти участникам. Докладчики — наместники, игумены и игумении — представляли самые разные монастыри, находящиеся в центральной России, на Урале, в дальнем зарубежье, от ставропигиальных, крупных и широко известных до совсем небольших; от тех, где контакты с миром стараются по возможности ограничивать, до декларирующих свою сугубо миссионерскую направленность.
Всех выступавших объединяла искренняя забота о судьбе новоначальных, которые приходят в настоящее время в монастыри из мира, претерпевшего в короткий срок столь заметные изменения. Несмотря на то, что многие проблемы послушничества имеют вневременной характер и были детально изучены еще святыми отцами, что тоже отмечалось в докладах, большинство игуменов и игумений, следуя предложенной теме, заострили внимание именно на сегодняшних характерных трудностях.
Игумения Мария (Сидиропулу), настоятельница женского монастыря преподобномученицы великой княгини Елисаветы в Бухендорфе (РПЦЗ), предложила, прежде всего, предоставить человеку, задумавшемуся о монашеском пути, свободу выбора. Не смотреть на просящегося в монастырь как на рабочую силу, а помочь ему узнать атмосферу обители, познакомиться с ее внутренней жизнью.
Яркое впечатление оставило выступление игумена Даниила (Гулько), наместника Городецкого Феодоровского монастыря Городецкой епархии. Отец Даниил представлял обитель уже упомянутой миссионерской направленности, насельники которой активно занимаются катехизацией, просвещением, служением и работой на приходах; при монастыре действует Центр православной культуры и т.д. Большинство из 26 человек братии сами не так давно находились в статусе новоначальных, встреча с опытным наставником привела их в монашество и позволила применить на практике полученные в миру образование и профессии.
Настоятель Введенского Никоновского монастыря г. Юрьев-Польского Александровской епархии игумен Филофей (Машнин) в своем выступлении сделал акцент на том, что истинное, дающее плоды послушание совершается с внутренней свободой; это всегда делание не ради кого-то, а только ради Бога и собственной души. Здесь не должно быть никакой другой цели, кроме приобретения добродетели послушания, обожения души человеческой, соединения ее с Богом. Поэтому небезразлично, с каким настроем слушается монах. Исполнение послушания с ропотом, огорчением — один из самых опасных сорняков в духовной жизни.
Игумен Флавиан (Матвеев) является наместником Крестовоздвиженского мужского монастыря — маленькой городской обители, стоящей на оживленном перекрестке в центре Екатеринбурга. В своем выступлении отец Флавиан представил свод основных проблем, с которыми может столкнуться молодой послушник независимо от расположения и статуса монастыря, где он будет подвизаться. Разделив эти проблемы на внешние и внутренние, докладчик отнес к первым «либерализацию» многих человеческих страстей в постсоветском обществе; а среди внутренних особо выделил те, что искажают доверие и любовь в духовной атмосфере монастыря.
Настоятельница Серпуховского Введенского Владычнего монастыря игумения Алексия (Петрова), посетовав на то, что насельников, равнодушно относящихся к послушанию, становится все больше, обратила внимание на необходимость воспитания в новоначальных чувства ответственности, которое является «вернейшим признаком духовности». «Откуда может взяться этот духовный подход? Из опыта жизни в семье, из опыта приходской жизни, а если такого опыта нет, то только из личного примера игумена и старшей братии и из духовных бесед игумена с новоначальными», — считает матушка Алексия.
Наместник Ново-Иерусалимского Воскресенского ставропигиального мужского монастыря архимандрит Феофилакт (Безукладников) в своем выступлении сосредоточился на теме возрастания молодых послушников посредством приобщения их к уставной службе, раскрытия для них всей красоты и глубины монастырского богослужения. Необходимым условием для этого должна быть любовь к службе самого Священноначалия, подчеркнул отец Феофилакт.
Игумения Сергия (Конкова), настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря, обладающая огромным опытом воспитания уже не одного поколения монашествующих, рассказала о богослужебной и молитвенной практике Дивеевской обители, отметив, что неукоснительное следование уставным правилам, постоянное упражнение в этом прививает и правильное отношение к послушанию.
Выступление настоятельницы Вознесенского Оршина монастыря игумении Евпраксии (Инбер) было проникнуто искренней тревогой по поводу пленения душ новыми технологиями и виртуальным общением. У молодых сестер война «между интернетом и Богом» идет порой не на жизнь, а на смерть, сказала матушка. В то же время настоятельница обители отметила, что Бог может и зло обратить в добро и такая острая ситуация выявляет «самые мужественные, редкие, решительно настроенные души, в которых действие Божественной благодати выжигает мирские пристрастия».
Опытом восстановления внутренней жизни обители из состояния духовного запустения поделился архимандрит Александр (Лукин), наместник Благовещенского мужского монастыря, благочинный монастырей Нижегородской епархии. Большое значение здесь имело установление строгого уставного распорядка, регламентация дневного круга богослужений, послушаний, личного времени насельников.
Завершил работу круглого стола доклад игумении Домники (Коробейниковой), настоятельницы Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря Екатеринбурга, являвшейся куратором этого заседания. С большой убедительностью, на живых примерах матушка Домника показала, что только дух любви, терпения и вдохновляющей молитвы, царящий в обители, только искреннее стремление братства ко Христу раскрывают новоначальному сокровенный смысл монашества и помогают преодолеть все трудности вступления на этот путь.
В завершение участниками форума был принят итоговый документ, в котором монашествующие выразили благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за возможность в рамках Международных Рождественских образовательных чтений обсудить вопросы монастырской жизни и передали сердечные поздравления Предстоятелю Церкви с 10-летием Первосвятительского служения.
В документе участники также выразили единодушную молитвенную поддержку Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию в связи с тяжелыми испытаниями для Церкви на Украине и нарушением единства вселенского Православия.
За два дня работы направления было зарегистрировано 323 участника, в том числе 21 архиерей, 72 наместника и игумена, 67 настоятельниц и игумений монастырей, 56 иеромонахов, 70 насельников и насельниц обителей, 37 благочестивых мирян. На встрече побывали представители 120 епархий Русской Православной Церкви, в том числе представители Украинской Православной Церкви, Белорусского экзархата, Православной Церкви Молдовы, Казахстанского и Среднеазиатского митрополичьих округов. Среди участников и докладчиков были также гости из Германии и Израиля, представляющие Русскую Православную Церковь Заграницей, и братских Поместных Церквей: Элладской, Грузинской, Церкви Чешских земель и Словакии.