857

15 апреля 2018 года, в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Никольском приделе храма Уверения Фомы деревни Зайцево. 

По окончании Литургии был совершён крестный ход вокруг храма. Затем владыка обратился к прихожанам со словами проповеди. Он отметил, что в восьмой день Пасхи Церковь празднует воскресный день, который называется Неделя о Фоме, когда мы вспоминаем явление Христа Своим ученикам на восьмой день после Воскресения. В пасхальный день вечером читалось Евангелие о явлении Христа ученикам в отсутствии Фомы. В тот день апостолы пребывали в растерянности, в подавленном состоянии после страшной смерти их Учителя на Голгофе. Весть жён-мироносиц о том, что Господь воскрес, показалась им недостойной доверия, потому что, хотя они и любили своего Учителя, но, с точки зрения здравого смысла, не могли себе представить, что Он жив.

Вечером этого дня Христос явился им, чтобы убедить их в благой вести. Промыслительно, что с ними не было Фомы, и когда другие ученики сообщили тому о явлении Христа, то он ответил им: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25). И вот по прошествии восьми дней Господь снова является ученикам и, обращаясь к Фоме, говорит: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20:27), на что апостол только и смог сказать: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28). 

Владыка напомнил, что в богослужебных текстах этого дня есть такое выражение: «О, блаженное неверие Фомино», как оно не похоже на распространённое клише «Фома неверующий». Ведь мы не можем сказать, что Фома был неверующим. Все ученики верили и любили Господа, а Фома - в чём-то даже больше остальных. Когда накануне Своих страданий Господь решил идти в Вифанию, то апостолы отговаривали Его, потому как там Его поджидала смертельная опасность. И когда Христос сказал, что Лазарь умер, и Он идёт воскресить его, то тогда только Фома ответил: «Пойдём и мы умрём с ним» (Ин. 11:16). Это характеризует Фому как одного из самых преданных учеников, и его неверие - это не атеизм, он, как и прочие ученики, находился в плену здравого смысла, и только после того, как лично узрел Воскресшего Господа, то тоже смог уверовать.

В последующие 40 дней Христос являлся апостолам, чтобы не только удостоверить их в истинности Воскресения, но и подготовить к миссии быть проповедниками Евангелия во всём мире, что они и стали делать после сошествия на них Святого Духа. Апостолы возвещали благую весть о том, что Иисус Христос - Мессия, обещанный Богом, Сын Божий, Который не только примирил нас с Богом-Отцом, но и усыновил Ему, и что по вере в Него мы получаем оставление грехов, ибо Он в Самом Себе победил смерть, чтобы и нас, в конце концов, избавить от неё.

Владыка отметил, что мы восхваляем неверие Фомы ещё и потому, что видим в нём живую, любящую и ищущую Господа веру. Веру, которая не спит, не закрывает сердце. Фома стремился найти и увидеть Господа, он не стыдился сомневаться. И только так в динамичном, живом стремлении к Богу, не боясь задавать Ему вопросы и сомневаться, мы выковываем нашу веру, ибо Бог не боится любых наших вопросов и сомнений, Он способен провести нас сквозь самые трудные из них и открыть насм Себя, потому что Он есть «путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6).


Его Преосвященству сослужили благочинный Новгородского округа протоиерей Игорь Беловенцев и настоятель Троицкого храма посёлка Крестцы протоиерей Константин Буланушкин. Богослужение сопровождалось пением мужского хора Новгородского духовного училища под управлением регента диакона Андрея Каурова.


https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15