644

17 сентября 2017 года, в день празднования иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», епископ Арсений совершил Божественную литургию в Троицком храме посёлка Крестцы.

По окончании Божественной литургии владыка обратился к молящимся со словами проповеди. Он отметил, что само название иконы «Неопалимая Купина» отсылает нас во времена библейской древности, к событиям, которые произошли примерно за полторы тысячи лет до Рождества Христова. Об этих событиях повествует библейская книга Исход. В ней говорится о том, как Господь рукою крепкой и мышцею высокою избавил свой народ от рабства египетского, и воспоминанием об этом событии стала Пасха Ветхого Завета. В преддверии этих событий произошло еще одно необычайное явление или, лучше сказать, Богоявление, одно из ключевых событий в ветхозаветной истории. Моисей, будущий пророк и боговидец, еще до начала своей миссии по спасению народа израильского пас овец в пустыне и узрел необычайное явление - терновый куст, объятый огнем и несгорающий, то, что по славянски и называется «неопалимая купина».

Необычайность этого явления, по слову владыки, была в том, что это не было просто физическим явлением, это было одно из явлений Бога или Богоявление, подобное другим из Священной истории, когда Господь являлся Ною, Аврааму, Моисею и прочим пророкам. На этот раз Он явился объятый огнём, в виде несгорающего тернового куста. Когда же Моисей подошел поближе, чтобы рассмотреть происходящее, то услышал слова: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3:5). Дальше повествуется о том, что Моисей избирается Богом для великого дела, чтобы через него Господь избавил народ Израильский от рабства в земле египетской. Но Моисей, как свойственно многим людям, не сразу проявил твердость духа, он начал отказываться, говоря о том, что он не достоин. Моисей боялся, это дело казалось ему невозможным, ведь в Египте его, скорее всего, ждала смерть, нежели избавление целого народа от рабства. Но Господь настаивал, что Моисей должен пойти к фараону и сказать, что тот должен отпустить народ Божий, ибо так сказал Господь.

Тогда пророк задается вопросом: «Вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им?» (Исх. 3:13). На что Бог отвечает ему: «Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий Иегова послал меня к вам» (Исх. 3:14). Как отметил владыка, это слово «Сущий» является одним из ключевых откровений имен Божиих в священной истории Ветхого Завета, и оно указывает не столько на то, чем Бог является, сколько на то, чем Он не является. С одной стороны, Сущий, как Господь Себя называет, означает полноту бытия и говорит о том, что Господь есть источник всякого бытия, жизни всего мира и каждого человека, в частности, и самого Моисея, предстоящего перед Ним. По-славянски это «Сый», по-русски - «Сущий». Если буквально рассмотреть оригинальный древнееврейский текст, то Бог сказал примерно так: «Я -Тот, Кто Я есть» или же другой возможный перевод: «Я буду Тем, Кем Я буду». И это говорит о том, что сущность Божия непознаваема, она не сводится ни к каким определениям и именам. В языческом же мире были представления о богах, их именах, и люди верили, что, зная имена божеств, можно заставить их служить себе. Господь сразу предупредил Моисея, что Он добровольно вступает в Завет с израильским народом, но это не означает, что Он, Творец неба и земли, будет для них в качестве карманного божка, которому можно приказывать и которым можно помыкать. Господь сказал, что Он будет Тем, Кем будет, иными словами, имя Божие неизреченно и существо Его тоже неизреченно.

Впоследствии, как подчеркнул владыка, люди, вышедшие из египетского плена, когда Господь уже посылал царей и пророков этому народу, стали составлять свои представления о Нем, не всегда оправданные, например, представление о Мессии, Избавителе. Они думали, что Он будет великим политическим вождем, потомком Давида, и сегодняшнее Евангелие как раз проливает свет на эти представления. Христос спрашивает фарисеев: «Что вы думаете о Христе? чей Он сын?» (Мф. 22:42), потому что не все веровали в Него, как во Христа. Фарисеи отвечают: «Давидов», на что Господь говорит: «Как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня» (Мф. 22:43-44). Этим самым Он разрушает эти господствовавшие националистические и политические представления о грядущем Христе как о земном царе, который должен возвеличить Израиль, уничтожить его врагов и повести его на войну для того, чтобы поработить все народы земли. Христос говорит, что Его Царство не от мира сего, и правильней говорить, что Он не Сын Давидов, а Сын Божий, а те, кто думали, что наступает царство Давида и кричали: «Осанна Сыну Давидову» (Мф. 21:9), в конце концов, обманулись, и это разочарование в земных надеждах заставило впоследствии их кричать уже: «Распни, распни Его!» (Лк. 23:21). Владыка отметил, что народ Израилев думал о Нем одно, но Он превзошел все их ожидания! Христос не стал земным царём, Он есть истинный Царь неба и земли. Христос стал Царём наших сердец, а Его Царство - это Любовь Божия, распятая на Кресте ради жизни мира, и мы все призываемся этой Любовью к жизни вечной. 

В своей проповеди владыка Арсений также отметил, что икона Божией Матери «Неопалимая Купина», как и всякая икона Пресвятой Девы - это свидетельство того, что Тот Самый Сущий, неизреченный, недоведомый явился в этом мире как человек. Тот, лица Которого не мог вынести Моисей, так что Господь только прикровенно Себя открывал, явился в этом мире, чтобы говорить с нами лицом к лицу. Он - Богочеловек Христос, и есть Тот Самый Сущий, Который руководил священной историей народа израильского, впоследствии принес спасение всем народам. Если мы обратим внимание на икону Христа, то чаще всего Он изображается с крещатым нимбом, на котором написаны греческие слова «Ὀ ὤ Ν», буквально это и есть «Сущий», т. е. это Тот, Кто открыл Себя Моисею с этим именем, но затем ради нашего спасения стал человеком, чтобы, по слову Григория Богослова, сделать нас причастниками Своей божественной природы. Господь принимает нашу человеческую природу, чтобы сделать нас причастниками Своего Божества, т. е. спасти, ввести нас в жизнь вечную.

Чаще всего, когда говорят о той или иной иконе Богородицы, то думают, от каких болезней или несчастий она помогает. К примеру, перед «Неопалимой Купины» молятся о предотвращении пожаров. Но не стоит забывать, что главный смысл любой иконы Божией Матери заключатся в том, что она является зримым Евангелием, зримым благовестием о нашем спасении. Ведь Сущий от начала становится человеком ради нашего спасения. С нами Бог, о котором говорили пророки, и Он действительно становится Богочеловеком Иисусом Христом. Владыка отметил, что богослужебные тексты, посвящённые иконе «Неопалимая купина», акцентируют наше внимание на прошении о том, чтобы по молитвам Богородицы Господь избавил бы нас от пламени страстей, т. е. помог преодолеть нашу греховность, черствость, преобразил падшесть нашей человеческой природы и наставил нас на пути к святости, на добродетели, который является путем в Царствие Небесное, - закончил владыка своё слово.

Затем владыка освятил часовню во имя святых князей Петра и Февронии при здании ОЗАГС Крестецкого района и принял участия в торжественных мероприятиях, посвящённых дню посёлка.