662

20 августа 2017 года, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря. 

После чтения Евангелия владыка обратился к верующим с архипастырским словом. Он отметил, что во времена, о которых нам повествует Евангелие, была очень распространена практика давать деньги в займы под большие проценты, то есть ростовщичество. Хотя Ветхий Завет пытался ограничить эту практику, и иудеям было запрещено давать деньги под проценты, однако, на практике не все соблюдали ветхозаветные постановления. Гражданский же закон в таком случае всегда был на стороне заимодавца, который мог очень сурово расправиться с должниками, не могущими выплатить свой долг с большими процентами. При этом, в большинстве своём, люди жили очень и очень бедно, и поэтому для тех, кто слушал Спасителя, эта ситуация была как раз понятна.

Господь говорит, что Царство Небесное подобно человеку-царю, который дал своему рабу в долг тысячу талантов. Это огромная сумма не только для одного человека, но и, наверно, для целого города, и этот раб, может быть, градоначальник царя, не может ему вернуть долг. Царь смилосердился над ним, может быть, помня вот это ветхозаветное постановление о том, что нельзя давать взаймы под большие проценты своим собратьям по вере и по крови, и простил ему весь долг. Однако, как подчеркнул владыка, далее происходит поразительная ситуация, этот прощенный раб находит своего товарища, который должен был ему совсем небольшую сумму денег, и начинает на него давить, чтобы тот срочно вернул ему деньги. И когда его товарищ, не имея средств заплатить, умоляет простить ему долг, сам этот прощенный царем раб оказывается очень жестоким и сажает своего товарища в темницу, а гражданские законы допускали это, чтобы продать должника рабство со всей семьей и чтобы конфисковать его имущество. Когда же царь узнал об этом поступке прощённого им раба, то разгневался на него и уже его самого предал в темницу, пока тот не возвратит своего долга.

Это очень обыденная для того времени ситуация, являющаяся следствием греховности нашего мира. Почему же Спаситель выбирает именно это событие, чтобы проиллюстрировать отношение Бога с людьми? Потому что мы все с вами очень часто оказываемся в положении этого прощенного раба, которому Господь прощает все по Своему милосердию. Мы - огромные должники по закону Божьему, не только по грехам, но и по тем дарованиям, которые получили от Него, начиная с самой жизни, всеми талантами и благами, которыми обладаем. И мы так мало об этом задумываемся! А ведь если бы мы чаще об этом думали, то могли бы быть счастливыми людьми, потому что и сама жизнь, и здоровье, и семья, и благополучие – это дары Божии, которые даны нам в управление, которые должны послужить во славу Его, для пользы ближних и для спасения нас с вами. И о том, как мы распоряжаемся этими дарами, мы дадим ответ Господу!

И конечно же, как отметил владыка, эта притча Спасителя является лучшей иллюстрацией слов из молитвы Господней: «Остави нам долги наша, как и мы оставляем должником нашим». Как мы можем просить Бога, чтобы Он помиловал и простил нас, когда оказываемся не в состоянии простить обидчиков? Мы не можем простить ближним плохое слово и даже недобрый взгляд, не говоря уже о какой-то серьезной вражде. Какие мы христиане, если мы накапливаем обиды, злобу, раздражение, ненависть и можем годами жить во вражде с кем-то, в лучшем случаи не замечая и не общаясь со своими братьями по вере, такими же, как мы, православными христианами? Вот это совершенно непонятно. С каким сердцем, в таком случае, мы произносим слова молитвы Господней: «остави нам долги наша, как и мы прощаем должником нашим»?

Сегодняшнее евангельское повествование, как подчеркнул владыка Арсений, просто и ясно говорит нам, что Господь прощает нас в той мере, в которой мы прощаем людей, согрешающих против нас. Иногда говорят, что друзьями становятся люди, которые похожи, у которых общие взгляды на жизнь, ценности, образ мыслей, и вот, по слову Григория Нисского, чтобы быть друзьями Бога, нужно уподобиться Ему, Его милосердию, любви к людям, а если этого не происходит, мы остаемся далеко от Бога. Если же Его слово отзывается в нашем сердце, если мы стараемся по Его примеру, прощать людям незначительные, мелкие проступки против нас, то постепенно и в нашей душе начнется преображение, и будет преображаться вся наша жизнь.

По слову владыки, продолжающийся праздник Преображения Господня - это не только воспоминание о том, что было когда-то со Христом и апостолами, но это заповедь Христа о том, что должно произойти с нами, с нашей жизнью, а так же предзнаменование пророчества о том, что произойдет в будущем со всем миром в общем и в частности со всеми верными Господу. И начало этого преображения, нашего будущего прославления, по милости Божией, в Царствии Его должно быть положено уже здесь на Земле, и начинается оно с таких небольших шагов, как прощение обид. Да, мы не можем заставить себя мгновенно полюбить всех, но простить, мы можем, и когда мы научимся прощать, то придет время, когда мы научимся и любить. И христианское учение, говоря о любви и прощении, о том, что Бог есть любовь и мы должны прощать друг друга, не поощряет несправедливости, беззакония, а значит, мы не должны прикрываться христианством, требуя, чтобы нас простили, когда мы не исполняем каких-то элементарных обязанностей в семье, на работе или в храме. Мы должны быть строги к самим себе даже, если мы сами сталкиваемся с какой-то несправедливостью мира, с недобрым отношением, не говоря уже о какой-то вражде в отношении нас. Мы должны помнить, что Бог есть любовь, и что Он призывает нас прощать ближних, и что главное в христианстве - не справедливость, а любовь, потому что именно любовь Божия способна и нас с вами простить на Страшном Суде и спасти для жизни вечной.