781

19 августа 2017 года, в праздник Преображения Господня, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря.

По окончании богослужения епископ Арсений обратился к молящимся с проповедью. Владыка отметил, что праздник называется Преображением, потому что, согласно Евангелию, лик Спасителя преобразился на горе Фавор, и Он просиял как свет. Однако же, как учат святые отцы, эта слава Божия всегда пребывала во Христе, но Он лишь только сделал учеников способными увидеть эту славу. После явления Фаворского света Господь обращает внимание учеников на то, что они не должны никому об этом рассказывать: «Никому не говорите об этом, пока Сын человеческий не воскреснет из мертвых» (Мф. 17:9). Таким образом, Он говорит своим ближайшим ученикам, что в скором будущем Его ожидают не лавры и почести, которых Он никогда не искал, и не имел в этой жизни, а страдание, Крест и смерть за жизнь мира. Преображение на горе Фавор было явлено ученикам для того, чтобы они могли сохранить как память опыт этого Божественного присутствия, чтобы они поняли, что Христос добровольно отдает себя ради жизни мира, что эти грядущие трагические события не являются концом. Голгофа и Крест - это все замысел Божий, непостижимый, великий и спасительный. Иначе говоря, Преображение необходимо было прежде всего для учеников, чтобы не рухнула их вера и надежда, не потерялся смысл их жизни после смерти Господа, чтобы хотя бы искра этой веры сохранилась среди учеников до самого Воскресения, а после него разгорелась по лицу всей вселенной пламенем молитвы, благодати Духа Святого, любви к Богу и жизни в Боге.

Если мы пребываем в Церкви и ведем христианскую жизнь, то становимся причастны этому пламени, этому Преображению. Когда в человеческой душе происходит победа над злом силой Божией и по нашей вере в Бога, когда мы боремся с грехами ради Христа, то наша душа преображается. Когда мы участвуем в Таинствах Церкви, преображается вся наша природа. И самым величайшим Таинством, конечно же, является Таинство Евхаристии. Как хлеб и вино преображается в Тело и Кровь Господа и Спасителя, так и мы, вкушающие эти Дары, преображаемся в Церковь, то есть в Тело Христово, и становимся, по слову апостола Петра, причастниками Божественного естества, причастниками жизни вечной, сотелесниками Христу, вкушаем пищу и питие бессмертия. Так происходит преображение человеческого естества. А святые отцы говорят о том, что это обожение, то есть когда мы совершаем труд нашей христианской жизни в молитве, доброделании и вТаинствах Церкви, все человеческое естество обоживается, преображается. И начало этому преображению было положено Христом. Именно в факте боговоплощения и Воскресения Он воспринимает наше человеческое естество, природу, чтобы ее преобразить, воскресить и вознести во славе своей к Богу и Отцу.

Так совершилось наше спасение, так открылся путь к Богу. Церковь и святые указывают нам этот путь, и увлекают этим путем. А благодать Духа Святого сопутствует нам на этом пути. Если в нашей жизни мало почестей, какой-то внешней радости, благополучия, нам надо вспомнить Христа, который ничего этого не имел, но пришел в мир, чтобы явить свет свой присносущный. И хотя этот праздник великий и торжественный, но сквозь этот свет, воссиявший на горе Фавор, мы должны прозревать Крест Господень, а за ним и Воскресение. Таким образом, мы в течение нашей жизни, неся свой крест, никогда не должны забывать об этом свете, потому, как апостолам он был явлен на Фаворе, так он был явлен был и для нас. И никто бы не пришел ко Христу в Церковь, если бы не почувствовал и не узрел внутренними очами этот свет в момент Крещения, во время богослужений, участия в Таинствах, молитвы или при совершении добрых дел. Каждый из нас может вспомнить эти моменты, в которых мы чувствовали особое присутствие Бога, и каждый раз должны чувствовать в церкви. Причащаясь сегодня, мы особенно чувствуем присутствие Бога, и можем Ему сказать: «хорошо нам здесь быти». И это должно укреплять нас в тяжелые моменты жизни. Господь дает каждому возможность преодолеть все тяжести, искушения и страдания, если мы следуем за Христом. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8: 34), – говорит Христос. Путь христианского бытия – это несение креста. Обетованием нашего конечного прославления, если мы останемся верными Богу, конечного нашего воскресения и преображения, как и преображения всего мира, служит вот этот праздник - Преображение Господне. «Да воссияет и нам грешным свет твой присносущный, молитвами Богородицы Светодавче слава тебе», - закончил владыка своё слово.