835

28 июля 2017 года епископ Арсений совершил Божественную литургию в день престольного праздника в храме святого равноапостольного князя Владимира в Новгородском Кремле. В этот день по благословению Святейшего патриарха Кирилла и Священного Синода также празднуется памятная дата Крещения Руси, и за богослужением возносятся особые благодарственные прошения и молитвы.

По окончании богослужения епископ Арсений обратился к молящимся с проповедью. Он отметил, что о жизни святого князя Владимира нам рассказывают такие древнерусские летописи, как «Повесть временных лет» и первые житийные памятники, к примеру, «Похвальное слово Иакова мниха». Все эти источники подчеркивают ту глубокую перемену, которая произошла в этом славянском, языческом князе после того, как он принял Крещение. Светские историки выделяют как политические, так и экономические причины того, что Владимир решил сделать выбор в пользу христианства, приняв Православие из Византии. Эта глубокая перемена, произошедшая в личности самого князя, никакими внешними причинами не может быть объяснима. Она является величайшим чудом преображения человеческой души, которое происходило в Церкви, начиная с первых веков и заканчивая последними временами ее существования. В чем-то обращение  князя к христианской вере напоминает обращение покаявшегося разбойника, ведь Владимир вел отнюдь не праведный образ жизни: участвовал в вооруженных конфликтах, был властолюбив, предавался плотским страстям. Но, познав Христа и просветившись светом Евангелия, он становится другим человеком.

Таким же образом из покаявшегося гонителя христиан фарисея Савла неожиданно для всех миру явился избранный сосуд Христов - апостол Павел. Сегодня мы читали отрывок из его послания к Галатам, в котором он рассказывает о своем обращении ко Христу и преображении. Это преображение в апостоле произошло в результате глубокого покаяния. Покаяние означает перемену ума и, как следствие, всей жизни. На примере многих святых мы видим такое благодатное изменение, преображение человеческого существа светом Христовым. Оно происходит и в жизни князя Владимира. Это событие не могло не повлиять на всю дальнейшую историю русского народа. Вслед за князем крестилась его дружина, а 988 году, как мы знаем, был крещен Киев, затем Новгород и вся Русь.

Крещение Руси - это событие в истории нашего народа, рядом с которым, наверное, ничто нельзя поставить. По своему значению оно стоит в одном ряду с такими деяниями, как апостольские проповеди первых веков, провозвестие христианства еще самими учениками Христовыми. В силу этого, мы и называем нашего святого великого князя равноапостольным, потому что, в отличии от покаявшегося разбойника, он, познав Христа, не только спасается лично, но и приводит к спасению многих своих сограждан и потомков. «Сегодня мы возносили молитвы к князю Владимиру о Русской Церкви, чтобы Господь сохранил ее от расколов, нестроений и гонений, - подчеркнул владыка. - Мы молились и об Отечестве нашем, чтобы Бог благословил миром нашу землю и все ее народы. Возносились молитвы и о нас с вами, чтобы благодать, воссиявшая некогда в днепровской купели Крещения, никогда не покидала нас, и чтобы Сам Господь сопутствовал нам во всех деяниях жизни нашей, направляя нас путем следования заповедей Своих, то есть путем ко спасению».