746

17 июля 2017 года в день престольного праздника епископ Юрьевский Арсений совершил Божественную литургию в храме святых царственных страстотерпцев в деревне Морозовичи.

После литургии был совершён молебен перед иконой царственных страстотерпцев. По окончании богослужения владыка обратился к молящимся со словами проповеди. Он отметил, что страстотерпцы – этот лик святых, которые приняли смерть, по образу Самого Христа, безропотно, без гнева, без злобы к своим мучителям, но с молитвой за них. Мы знаем, что первые прославленные святые Русской Церкви святые братья Борис и Глеб - это тоже страстотерпцы. И не случайно, что уже тогда, в XI веке Русская Церковь и русский народ узнали в этом подвиге какой-то глубоко родной для наших людей тип святости, может быть, не осознавая еще, что случится в далеком будущем в XX веке, но глубоко восприняв евангельское слово, заповедь Христа о любви к врагам. В числе первых святых появились не благоверные князья, не князья воины и не святители, преподобные, праведные, а именно святые страстотерпцы.

В лике святых новомучеников и исповедников Церкви Русской в XX веке царская семья занимает совершенно особое место, потому что эта семья, как малая церковь, стала сосредоточием всей православной Российской Церкви. Эти страстотерпцы, как и все новомученики и исповедники Церкви Русской, прошли крестным путем за Христом. И апостольское и евангельское чтение этого дня, как никакие другие подходят к памяти этих святых.

Как подчеркнул владыка, в Евангелии во время прощальной беседы Господь предупреждает учеников о том, что Его последователей в этом мире не ждут лавры и цветы,а ждет скорбный путь, такой же путь каким прошел Он Сам на Голгофу, но через неё к воскресению в жизнь вечную. И путь Церкви в истории – это путь следования за Христом, а на примере некоторых святых, и особенно святых царственных страстотерпцев, мы видим, как всецелая преданность Христу явлена во всей полноте в назидание всем нам и в молитву о всех нас. Апостол Павел, наставляя римских христиан, развивает тему о том, что, несмотря ни на какие гонения, ни на какие притеснения мира сего, ничто не способно разлучить нас от любви Божией. Можно сказать, что именно этими словами вдохновлялись и мученики первых веков, эти слова знали, и надо думать, перечитывала в последние дни своего земного странствования и царская семья. Обратимся к ним еще раз, что бы сложить их в своем сердце: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует и нам всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:28-39).

Сегодня, как отметил владыка, мы вспоминаем день убийства царской семьи, которое произошло в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в доме Ипатьева в Екатеринбурге. А до этого, начиная с марта 1917 года, фактически эта семья находилась под домашним арестом. Потом была ссылка в Тобольск. Наконец, в Екатеринбург, который стал последним местом их земного странствования.

Даются разные оценки историками, людьми, изучающими историю и политику, действиям последнего русского царя в XX веке. Церковь прославляет святых страстотерпцев, благоверных князей и правителей не за то, что они были великими политическими деятелями, а за то, что они были великими христианами, великими святыми. Вся их семья своей жизнью явила максимальный образец преданности Христу. Как особо отметил владыка: «Царь вместе со своей супругой могли бы, я думаю, считаться и покровителями христианской семьи и брака, как Петр и Феврония, а вся семья вместе, которая принимала все выпавшие на их долю несчастья, отвергая возможность бежать, призывая не мстить за них, явила образ Церкви Божией, странствующей в этом мире, которая совершает свой тернистый путь к Царствию Божию, к победе, к воскресению, к жизни вечной». Именно эти христианские начала в жизни и царя Николая, и всей его семьи и предлагаются нам в качестве образца: крепкая любовь между собою, смирение, прощение и всецелая преданность Христу - вот те добродетели, которые мы, хотя бы по капельке должны впитать в свои души. Чтобы наша сегодняшняя память была не на словах только, а отразилась в наших делах, нашем христианском жительстве, в нашем отношении к Богу и другим людям, и наконец, в нашей молитве и о Церкви нашей и об отечестве нашем. Потому молимся, чтобы по молитвам царской семьи, святых царственных страстотерпцев, всех новомучеников и исповедников Церкви Русской Господь не оставил нас, Церковь нашу, народ наш, но да управил всех нас по слову Своему, - закончил владыка своё слово.