27 мая 2012 года, в неделю 7-ю по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора, Митрополит Новгородский и Старорусский Лев совершил Божественную литургию в Рождественском храме Свято-Юрьева монастыря.
Его Высокопреосвященству сослужили: и.о. наместника монастыря иеромонах Арсений (Перевалов); иеромонах Григорий (Побожин); иеромонах Лаврентий (Абдурахманов) и клирик Софийского кафедрального собора священник Николай Полозов.
Богослужение сопровождалось пением хора Свято-Юрьева монастыря и всех молящихся в храме под управлением регента диакона Андрея Каурова.
Перед Святым Причащением иеромонах Григорий (Побожин) произнес проповедь, в которой рассказал собравшимся об истории формирования христологических догматов.
Из сборника "Проповеди протоиерея Александра Меня. Пасхальный цикл".
НЕДЕЛЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы с вами вспоминаем Первый Вселенский Собор и отцов Церкви, которые на этом Соборе собирались. Почему нам надо вспоминать об этих событиях давно минувших дней? Ведь Первый Вселенский Собор проходил в 325 году, более шестнадцати столетий назад. И, однако, для нас он важен, для нас он дорог, потому что этот Собор отстоял в христианском мире главную истину нашей веры – и истину не просто для ума, но ту, что является средоточием нашего спасения, нашей жизни здесь и теперь.
В те времена было много богословов, высказывавших свои мнения о тайне Божией, о том, что человеческий разум постигнуть не в состоянии. Но все-таки пытливый ум человека пытался проникнуть и туда, в эту неприступную тайну, и из человеческой мудрости часто рождались всевозможные спорные мнения и лжеучения. Одно из них всколыхнуло весь тогдашний христианский мир. Называлось оно «арианство», по имени Ария, пресвитера из Александрии Египетской. Он говорил о том, что, хотя Христос Спаситель и есть Бог, но Он – не Тот Высший Бог, а один из созданных Высшим Богом великих существ.
А вы не забывайте, что в то время Римскую империю населяли в основном язычники или вчерашние язычники, недавно обратившиеся. И в их понятиях было много богов на небе и на земле. Боги, по их представлениям, управляли звездами, ветрами, морями, силами природы, растениями и животными.
И вот Арий говорил: «Да, мы прославляем Иисуса Христа, да, мы перед ним преклоняемся, мы даём Ему имя Бога, но это не значит, – уточнял он, – что живший на земле как человек, страдавший, радовавшийся, печалившийся, устававший в пути, несший на Себе все немощи, кроме греха, – и есть Тот самый Верховный Творец, Который всё создал. Он – как бы низший Бог, второй по рангу, созданный Своим Отцом.
Умствуя таким образом, Арий постепенно распространил свое мнение, и людям это учение казалось понятным и здравым. В самом деле, Бог истинный и высший – Он непостижим, а Христос живший на земле, – это как бы «малый Бог», для нас созданный Отцом Небесным. И если бы святые отцы того времени не обратили внимания на то, какую опасность это учение содержит, то было бы извращено в корне все христианское учение.
В чем заключается для нас радость спасения? В том, что ни ангел, ни какое-то высшее существо, а Сам Господь умалился, чтобы быть одним из нас. Сам Господь отдал Себя, чтобы человек был приобщен к Его Божественной жизни. И апостол Павел нас учит тому, что никакая сила, никакое небесное существо, ни начальства, ни власти, ни ангелы, а именно Сущий повсюду Бог и воплотился на земле нашего ради спасения. Он и дает нам силу благодати. Он и есть Тот, Кто любит человеческий род: и каждую душу в отдельности, и всех нас вместе.
И вот святитель Афанасий Александрийский и другие великие отцы Церкви того времени, отстаивая эту истину против арианства, защищали самое для нас дорогое, задушевное – то, без чего нет настоящей христианской веры.
Когда мы с вами обращаемся ко Кресту, на котором был распят Христос Спаситель, мы знаем, что Бог страждет вместе с миром, для того, чтобы нас, в конце концов, поднять из юдоли страдания. Его небесная любовь пришла на землю... Он, чуждый страданию, принял его, вместе с нами пережил, через все прошел, даже через агонию и смерть. Вот, что нам дорого.
Но, может быть, это просто наше желание, и потому мы за это так прочно держимся? Нет, мы говорим это не от себя, а от самого Слова Божия, потому что именно в нем, в Слове Божием, в Священном Писании открывается эта истина, а не какая-то другая.
И в эти дни, когда мы празднуем память Отцов, в Церкви читаются слова Спасителя из Его Первосвященнической молитвы, которые дают нам ясное представление о том, что арианство и все подобные учения были ложны, потому что Сам Господь с Его любящим Сердцем снизошел в мир. Вот что говорит Сам Господь: «Сия же есть жизнь вечная: да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобой Иисуса Христа». Это значит, что вечную жизнь мы можем уже сейчас получить и здесь узнать истинного Бога и Того, Кто исшел от Бога, Кто есть Слово Божие – Иисуса Христа.
Когда Он был на земле, Он прославил Отца, то есть явил нам Его великую силу. «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. <...> Я открыл имя Твоё людям, которых Ты дал мне. <...> Ныне уразумели они, что всё, что Ты дал мне, от Тебя есть. <...> И всё Моё – Твоё, и Твоё – Моё; и Я прославился в Них. <...> Отче Святый! Соблюди их во имя Твоё, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Иоанн 17:4, 7, 10, 11).
Едины, как и Мы! Это говорит Христос – человек и Богочеловек, смертный и бессмертный, Божественный и на земле, обращаясь к Отцу Небесному, с Которым Он един. Это и есть единство Отца и Сына. В этих словах Христовых заключен призыв и к нам, к каждому из нас: «Да будут все едино (одно), как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе» (Иоанн 17:21). Значит, тайна Святой Троицы, которую мы будем через неделю прославлять и славить в молитвах, – это для нас не какое-то далекое, отвлеченное умствование, а живое Слово Божие, данное нам для этой жизни. И всё, о чем здесь сказано, дано нам, как великий дар, чтобы нас оживотворять каждый день, каждую минуту, каждую секунду нашей жизни.
И всё, что открывает нам Церковь, всё, что находится в Священном Писании, – все эти великие тайны относятся к жизни. Поэтому старайтесь вникать в них, старайтесь понять их умом и сердцем. И тогда вы увидите, что ничего из догматов, утвержденных на Вселенских Соборах, не было дано нам просто ради нашей любознательности, просто, чтобы мы что-то новое узнали. Всё было дано для жизни, для жизни здесь и теперь, потому что Христос хочет, чтобы наша жизнь уже здесь была приобщена к вечности, и Он открывает для этого путь: «Да знают Тебя, Единого истинного Бога, и посланного Тобой Иисуса Христа!» Аминь.