1111

Величай душа моя/Воскресшего в третий день из гроба Христа/Подателя жизни вечной (запев 9 песни Пасхального канона).


Возлюбленные во Христе отцы, братья и сёстры!

Христос Воскресе!

«Поистине священна и достойна всякого торжества, — восклицает святой Иоанн Дамаскин, — эта спасительная и светозарная ночь, провозвестница светоносного Дня Воскресения, в которую Вечный свет для всех воссиял во Плоти из гроба» (Пасхальный канон, песнь 7, тропарь 3). Ночь, озарённая всполохами рассвета, может символизировать и нашу пребывающую в состоянии греховного сна душу, затронутую лучами Правды Воскресшего Христа. Но под светоносным Днём Воскресения святой Иоанн Дамаскин подразумевает, прежде всего, тот единственный в истории День, который превратил бессмысленность человеческой истории в надежду вечной жизни. Очень трудно представить себе картину величественной гармонии, складывающейся из бесчисленных коротких человеческих жизней, казалось бы навсегда канувших в безвестность метущейся Вселенной. Сколько этих случайных людских судеб было и ещё, наверное, будет. Приходивших в эту жизнь с надеждами на бесконечное блаженство и уходивших в безвестность непроглядного мрака «в путь всея земли». Что можно сказать по случайно сохранившейся фотографии какого-нибудь крестьянина новгородской губернии конца XIX века о его сомнениях и надеждах? Но, с другой стороны, эту величественную картину человеческой истории, в которой однажды воссиял светоносный День Воскресения, невозможно уже представить без образа этого новгородского крестьянина, однажды прожившего свою жизнь. И это потому, что Свет Воскресения и просвещает, и освящает всех. И уже нет этой тьмы, наполняющей вселенную холодной безучастностью к человеческим страданиям. Нет бессмысленного веселья, а есть всеобщая радость о Христе Воскресшем, объединяющая людей веры и надежды.

«День Воскресения, радостное начало! Возликуем и восславим праздник сей и обменяемся миротворным целованием. Назовём же братьями не только друзей, вспомогателей и сострадателей, но и врагов наших. В честь Воскресшего да простится всё: забудем обоюдные прегрешения», — восклицает святой Григорий Нисский, обращаясь к своим пасомым в IV веке. Он хочет, чтобы чудо пасхальной радости стало для каждого его прихожанина началом действительного возрождения его духовной жизни. Но для этого нужно простить не только любимых и нужных, но и случайных, и враждебных. Любовь ведь и есть истинное чудо человеческой жизни! Она не выгодна людям, которые ставят перед собой чисто земные эгоистические цели. Стремятся во что бы то ни стало быть успешнее других. Любовь требует верности и жертвенности. Отречения от себя. Но именно в этом отречении человек и обретает себя во Христе. С Ним умирает и в Нём обретает полноту своей жизни, возрождаясь для вечности в истинном Небесном Отечестве. Лжецом апостол и евангелист Иоанн Богослов называет того, кто не научившись любить ближнего, утверждает, что любит Бога (I Инн.4,20). Также нельзя, пренебрежительно относясь к своему отечеству земному, обрести отечество Небесное. Любовь не рождается из рационального решения, это — не интеллектуальный выбор. Любовь рождается из человеческого сердца, как узнавание себя в другом, через приятие жизни другого в своё сердце.

«По любви к твари предал Отец Сына Своего на крестную смерть». — Пишет святой Исаак Сирин. И не потому, что не мог искупить наши грехи иным образом, но чтобы смертью Единородного Своего Сына научить нас преизобилующей Своей любви. Чтобы любовью приблизить нас к Себе. Однако любовь есть всегда и ожидание ответного стремления. Причём, стремление это должно быть всецело свободным, льющимся из глубины благодарного сердца. «И по великой любви Своей не благоволил наш Небесный Отец стеснить свободу нашу, — пишет святой Исаак Сирин, — хотя и силен Он сделать это, но благоволил, чтобы любовию нашего сердца приблизились мы к Нему».

Наше Отечество переживает сегодня нелёгкие времена. Но не забыто православным сознанием Земли русской бессмертное напутствие преподобного Сергия Радонежского: «Любовию и единением спасёмся!» Как Христос Своею Божественной любовью преодолевает косность адской безжизненности, так и мы трудом и терпением, совершая наше служение ближним, достигнем преображающей нас любви Воскресшего Христа. И эта любовь — залог нашего спасения. Она сообщает нам способность сердцем своим услышать призыв пасхального песнопения: «Приидите в славный день Воскресения, приобщимся нового виноградного плода, божественного веселия, Царства Христова, воспевая Его как Бога во веки».

Христос Воскресе!

 

+Лев

Митрополит Новгородский и Старорусский

 

Пасха Христова

Великий Новгород

2015 год