В школе № 20 им. Кирилла и Мефодия в рамках XXI Знаменских образовательных чтений состоялась секция для преподавателей предметов «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКР).
Руководителями секции были: протоиерей Святослав Цхай, клирик Софийского кафедрального собора; Комогорцева Татьяна Витальевна, директор школы № 20 имени Кирилла и Мефодия; Мукка Елена Юрьевна, старший воспитатель школы № 20; Эндзинь Марта Петровна, руководитель регионального научно-методического центра ГОАУ ДПО «РИПР».
Перед собравшимися Миронова Зинаида Владимировна, учитель ИЗО и ОРКСЭ школы № 13 с докладом «Мировая культура как иллюстрация к учебнику Кураева». Педагог на примерах иллюстраций, которые приведены в учебнике Андрея Кураева, показала, как важна наглядная составляющая. В этом учебнике очень удачно подобраны все иллюстрации, которые являются мировыми шедеврами, такими, как «Троица» Андрея Рублёва и «Таисия». Учитель в своём выступлении отразила видение православной духовной культуры через эти иллюстрации и успешно использует их на своих уроках.
Цветков Михаил Александрович, заместитель директора школа № 20 имени Кирилла и Мефодия представил доклад «Новомученики в курсе истории России в 10 классе». Михаил Александрович рассказывает на своих уроках о редкой теме, которая затрагивается в истории - тяжелый период, пережитый нашим государством и духовенством. Например, он упоминает о тех новомучениках, о которых обычно не упоминают, таких, как Лука (Войно-Ясенецкий). Учитель старается донести до старшеклассников понятие героического подвига, который совершили люди, жившие в эпоху смуты.
Клёнова Надежда Павловна, учитель средней школы деревни Сусолово Старорусского района выступила с докладом «Церковь и школа: формы сотрудничества в духовно-нравственном воспитании личности обучающихся на уроках православной культуры и во внеурочной деятельности (из опыта работы)». Надежда Павловна проиллюстрировала с помощью презентации, как ведётся работа в деревенской школе, как происходит взаимодействие школы с Церковью, показав формы сотрудничества в виде паломнических поездок, бесед, когда священник приходит в класс и с детьми в непринужденной форме говорит о духовно-нравственном воспитании. Дети запоминают эти уроки, так как они получают информацию от носителя духовной культуры, то есть священника.
Мошкова Юлия Владимировна, учитель начальных классов и курса ОРКСЭ школы № 25 «Олимп» Великого Новгорода, представила сообщение «Притчи как одно из средств духовно-нравственного воспитания детей на уроках ОРКСЭ (из опыта работы)». Учитель подобрала ряд притч, которые активно использует на своих уроках как дополнение к урокам ОРКСЭ и урокам по основам православной культуры. Эти притчи более подробно открывают именно те мысли, которые хочет донести преподаватель своим ученикам, и это является, по её мнению, одной из самых удачных педагогических находок, чтобы дети усвоили духовно-нравственные уроки.
Также были представлены доклады:
1. Чудинова Мария Петровна, учитель ОПК, Алексеева Наталья Васильевна, учитель истории МАОУ «Школа № 20 имени Кирилла и Мефодия» - «Очный тур олимпиады ОПК».
2. Диакон Андрей Кауров - «Отец Арсений», историография и тематизм».
3. Семерикова Татьяна Юрьевна, Журавлева Ирина Сергеевна, воспитатели МАДОУ «Детский сад № 81 «Солнышко» комбинированного вида» - «Формирование духовно-нравственных ценностей на основе культурно-исторических традиций для дошкольников».
4. Полякова Светлана Владимировна, воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №8 «Золушка» - «Игры и игровые пособия по ознакомлению дошкольников с православными праздниками».
5. Яковлева Анна Андреевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 64» - «Рождественские праздники как средство формирования духовно-нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста».
6. Добрякова Галина Олеговна старший воспитатель, Комиссарова Мария Валентиновна, музыкальный руководитель, МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 14 «Сказка» - «Знакомство дошкольников с народными праздниками и традициями на музыкальных занятиях».
7. Мукка Елена Юрьевна, старший воспитатель, магистрантка кафедры начального, дошкольного образования и социального управления НовГУ имени Ярослава Мудрого,
8. Саевская Полина Дмитриевна, воспитатель магистрантка кафедры начального, дошкольного образования и социального управления НовГУ имени Ярослава Мудрого, дошкольное отделение, МАОУ «Школа № 20 имени Кирилла и Мефодия» - «Реализация православного компонента педагогами детского сада».
9. Баракатова Виктория Тахировна, муз. руководитель МАДОУ «Детский сад № 73 «Ладушки» - «Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников к народной культуре».
10. Рыжкова-Лодыгина Екатерина Георгиевна, воспитатель, магистрантка кафедры начального, дошкольного образования и социального управления НовГУ имени Ярослава Мудрого, дошкольное отделение МАОУ «Школа № 20 имени Кирилла и Мефодия» -«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством колыбельных песен».
11. Савенко Лариса Геннадьевна, Голубева Юлия Александровна, воспитатели МАДОУ «Детский сад № 81 «Солнышко» комбинированного вида» - «Проект «Моя Родина –Россия».
12. Орлова Лариса Валентиновна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 81 «Солнышко» комбинированного вида» - «Проект «Мой дом - Великий Новгород».
13. Бабанова Наталья Сергеевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 64» - «Формирование семейных ценностей у детей подготовительной к школе группы».
14. Павловская надежда Сергеевна, воспитатель МАОУ «Школа № 20 имени Кирилла и Мефодия» - «Роль педагога-наставника в формировании духовно-нравственных ценностей молодого педагога».
15. Егорова Юлия Александровна, Михайлова Наталья Александровна, воспитатели МАДОУ «Детский сад № 73 «Ладушки» - «Православные ценности в патриотическом воспитании дошкольников».
16. Борзова Надежда Владимировна, Григорьева Татьяна Юрьевна, воспитатели МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №8 «Золушка» - «Формирование представлений о духовных ценностях дошкольников при ознакомлении с праздником Пасха».
17. Козлова Юлия Васильевна, Орлова Светлана Сергеевна, воспитатели МАДОУ «Детский сад № 81 «Солнышко» комбинированного вида» - «Формирование духовно-нравственных основ личности дошкольника посредством проектной деятельности патриотической направленности. Проект «Мой любимый город».
18. Григорьева Инга Владимировна, учитель ОРКСЭ, МАОУ СОШ № 23 – «Методические находки учителя для уроков ОРКСЭ в 4 классе».