В рамках XXI Знаменских образовательных чтений в Спасо-Преображенском Варлаама-Хутынском женском монастыре прошла секция «Древние монашеские традиции в условиях современности».
После совместной Божественной литургии монашествующие собрались в актовом зале Варлаама-Хутынского монастыря, где с вступительным словом к ним обратиться руководитель секции благочинный монастырей Новгородской епархии архимандрит Митрофан (Письменский).
Перед собравшимися с докладом «Отражение опыта духовной жизни в творческом наследии русского монашества» выступил и.о. наместника Валдайского Иверского монастыря иеромонах Антоний (Битьмаев). Отец Антоний начал свое выступление с того, что подчеркнул важность почитания святых икон в Православной Церкви. Он отметил, что иконы являются «богословием в красках», так как они не только воплощают визуальное изображение, но и являются духовным выражением нашей веры. Почитание икон - это один из основных догматов нашей веры, который был тщательно сформулирован Седьмым Вселенским Собором и вытекает из учения Церкви о вочеловечении Сына Божия.
«В каждой иконе отражается вся полнота православного богословского вероучения, и они тесно связаны с жизнью Церкви. Существование и рассмотрение икон вне контекста церковной жизни невозможно, они неразрывно связаны друг с другом. Иконы неотъемлемо пронизаны духовной сущностью нашей веры и становятся важной составляющей внутреннего духовного мира каждого верующего», - подчеркнул иеромонах Антоний.
Докладчик отметил, что говоря о русской иконописи, мы не можем не упомянуть о сильном влиянии Византии на его формирование. Великие иконописцы Руси, такие как Феофан Грек, Даниил Черный, Андрей Рублев, Дионисий, Симон Ушаков, создавали свои бессмертные произведения, которые были проникнуты особенным стилем и самобытностью. Однако они всегда придерживались основных принципов и догматического учения Православной Церкви.
Говоря о творческом наследии, иеромонах Антоний подчеркнул, что также в духовном сознании русского народа оставили великий след духовные труды святых отцов. Их сочинения служат духовным руководством для людей в самых разных сферах их жизни, их деятельности. Вот примеры лишь некоторых из них: святитель Тихон Задонский, преподобный Паисий (Величковский), святитель Игнатий (Брянчанинов), святитель Феофан Затворник. Отец Антоний рассказал о некоторых трудах святых отцов, таких как «Добротолюбие», «Отечник», «Невидимая брань» и других. Священник подчеркнул важность чтения трудов святых отцов как для монашествующих, таки для мирян.
Далее выступил наместник Антониево-Леохновской пустыни архимандрит Митрофан (Письменский) с докладом «Изучение и восприятие святоотеческого наследия в современных монастырях (значение, практические аспекты)». Прежде всего, докладчик дал определение понятию «святоотеческое наследие» – это собрание произведений аскетов, богословов прошлого, чей авторитет признан Церковью. Эти авторитетные трактаты также называют «Священное Предание». Вместе со Священным Писанием, они составляют основу православного вероучения, являются своего рода компасом, которого мы должны придерживаться, если хотим достичь Царствия Небесного. Чтение всегда являлось важнейшей частью духовной практики, а монастыри на протяжении длительного времени были тем местом, где богословские трактаты создавались, изучались, переписывались и хранились.
Говоря о практике чтения в современных монастырях, отец Митрофан отметил два аспекта, которые сохранились со времен древних обителей. Первый – почтительное отношение к книге и чтению. Подавляющее большинство монастырей имеют библиотеки, где произведения святых отцов занимают значительное место. Второй – при крупных обителях появились издательские центры. Учёные монахи заняты редактированием книг, переводом произведений с греческого языка. Многие монахи поступают в духовные учебные заведения, в качестве предмета исследования выбирают творения святых отцов.
«Чтение творений святых отцов согласуется с важнейшим принципом монашеского делания – находиться в послушании у духовного руководителя. Послушание имеет особый смысл - потеряв рай вследствие непослушания, человек может вернуть его, отвергнув своеволие. Монахи никогда не могут потушить в себе пламени гнева, печали, нечистоты; не могут приобрести истинного смирения, не могут долго жить с братиею в мире; ни остаться, наконец, в монастыре, пока не научатся подчинять свою волю воле духовного руководителя. Чтение, изучение, применение написанного отцами есть своего рода пребывания в ученичестве у них, послушание им. Святые отцы являются для нас примером успешно пройденного духовного пути», - подчеркнул он.
В заключительном слове архимандрит Митрофан поблагодарил настоятельницу Варлаама-Хутынского монастыря игумению Алексию за тёплый приём участников.