545
Пасхальное послание митрополита Новгородского и Старорусского Льва

Пасхальное послание митрополита Новгородского и Старорусского Льва боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Новгородской митрополии.

«Дерзайте убо, дерзайте, людие Божии,
ибо Той победит враги, яко Всесилен»
(Богородичен Догматик, глас 1).

 

Возлюбленные во Христе отцы, братья и сёстры! 
Христос Воскресе!

Некогда, в далёкие библейские времена, Творец Вселенной избрал Своим орудием для спасения мира семитское племя,  произошедшее от Авраама  и находящееся в униженном положении египетского рабства. Бог победил фараона, переведя народ еврейский «яко посуху» через  море. Открывший Себя Моисею в пламени Неополимой Купины  «Имеющий жизнь в Себе» и дарующий её «всякому человеку, грядущему в мир»,  победил языческие мудрования племён, населявших Обетованную землю, и сделал народ иудейский хранителем Синайских Откровений и веры в Единого Бога. 

В пространстве этой религиозной культуры, наполненной ожиданиями Помазанника Божия, и должен был родиться Христос. Его ожидали пророки, о Нём воздыхали все униженные и оскорблённые, чающие избавления от скорби и притеснений, но Он был не нужен тем, кто вполне был удовлетворён своим положением материального и политического благополучия. Он родился, проповедовал мир и любовь, а Его предали позорной смерти, которая  не совместима даже с прославлением революционного героизма. «Даже слышать о кресте, - писал Цицерон, - унизительно для римского гражданина и свободного человека».

Но ныне для нас всё исполнилось Света: и Небо, и земля, и даже место пребывания всякого человека  «во прахе земном». Потому что Христос воскрес из мертвых! Своею всё освящающей любовью Он победил смерть и даровал новую жизнь даже тем, кто находится в преисподней. Ибо нет места в сотворённом Богом мире,  где бы ни воссиял Свет Христова Воскресения. Однако  кроме мира Божьего есть ещё и мир чисто человеческий, который от Адама строится вопреки Божественному замыслу. Это тот самый мир блистающего шума, в который Свет Божественной Правды не пускают. Он горит пламенем ненависти и вражды в погоне за сиюминутными удовольствиями и отсутствием смысла. Это мир этикета и этикеток, в котором всё - внешнее и всё - напоказ. Мир игры и напускной серьёзности. Этот мир уводит человека от самого себя, топит его душу в напрасной суете, но не способен сделать человеческое сердце сопричастным вечности. 

В начале XVIII века, в эпоху перемен императора Петра I,  святитель Димитрий Ростовский в своём «Слове в неделю жён мироносиц» упоминает слова из Евангелия от Марка,  обращенные к женщинам,  пришедшим на гроб помазать тело распятого Господа: «Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь»(Мк.16,6). Но если Его нет во гробе, где же Он есть? Где Его искать? – вопрошает святитель Димитрий. «… аз грешный любопытствовати хощу, и искати, и уведати: где ныне Христос обретается? На коем месте? Между коими лицами и чинами?». Все люди на Руси крещены,  размышляет святитель,  но ни в высшем сословии, ни в простом народе и  даже  в духовенстве (возмущается святитель) не обретается Христос, потому что соберутся в храме, а все мысли их далеко от Бога, наполнены различными житейскими заботами. А ведь сказано: где сокровище ваше - там и сердце ваше. Христос же поселяется в чистом, исполненном любовью и умиротворённом человеческом сердце. В тишине от житейских бурь и страстей. И храм Божий становится «Домом молитвы», когда наполняется воздыханиями о грехах, размышлениями о Вечном и благодарностью Богу за Его милосердие и спасение во Христе Иисусе. 

Своих учеников Божественный Учитель ожидает вдали от шумного Иерусалима на берегах Галилейского озера, где трудятся простые люди,  с надеждой на пропитание закидывающие свои сети. Они станут проповедниками Воскресения Христова по всему миру. Их Слово о милосердной любви Божией станет основанием нового сообщества святых, объединённых не по национальному или языковому признакам, а на фундаменте веры в Воскресение Господне и способности не только на словах, но и на деле любить своих ближних. «Се оставляется вам дом ваш пуст, – говорит Христос, обращаясь к элите Иерусалимского общества перед своими страданиями. - Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: «…благословен грядый во имя Господне!»(Мф.23, 38,39). И эти слова нашего Спасителя остаются актуальными до сегодняшнего дня, ибо кому не дано встретить Воскресшего Господа исполненным веры и любви сердцем, тот и остаётся во мраке собственных предубеждений и бессмыслицы. 

Но в то же самое время, этими словами Христос оставляет  открытыми двери спасения для всякого человека,  способного к восприятию духовной Истины. И пришедшие в последний час получают в награду вечность. «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, - восклицает апостол Павел, - дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (IIКор. 4,6). Для нас, православных христиан, Христос  есть великая и священнейшая Пасха, переход от смерти к жизни, от рабства греха к свободе в Истине.

Прекрасная, освящённая светом Божественной Любви, Пасха Христова светит нам как новое солнце Правды, и свет Его следует принимать с верой и всем сердцем. Он освящает самые сокровенные воспоминания нашей истории: личной, национальной и общечеловеческой. И  в напряжённых размышлениях о них вместе со всей полнотой Церкви Христовой, стараясь   пребывать в Истине и Любви, мы обретаем настоящую свободу внутри себя,   в надежде наследовать и истинную жизнь в Воскресшем Спасителе.

Вот – День, который сотворил Господь; возрадуемся же ныне и возвеселимся. Просветимся торжеством, и друг друга обнимем. А тем, кто нас ненавидит, скажем: братья, простим всё ради Воскресения Христова!

                                       ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!                                                                             

    +МИТРОПОЛИТ  НОВГОРОДСКИЙ
                                                             И СТАРОРУССКИЙ  
                                                                                         
 Пасха Христова
Великий Новгород
     2023 год