170
Епископ Арсений: Если мы платим за злобу злобой, то мы далеки от Христа так же, как те, кто стоит по левую руку от Него на Страшном суде

19 февраля 2023 года, в Неделю о Страшном Суде, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Троицкой церкви Старой Руссы.

Во время богослужения на сугубой ектение возглашались особые прошения и молитва ко Господу о мире на Украине.

По окончании богослужения было совершено славление перед иконой Сретения Господня. Затем владыка обратился к молящимся со словами проповеди: «Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с праздником, а также передаю вам приветствие и благословение митрополита Льва. Мы с вами продолжаем находиться в свете праздника Сретения Господня, потому что этот праздник, как и все великие двунадесятые праздники, празднуется несколько дней. И в эти дни Церковь вспоминает то событие, которое лежит в основе этого церковного празднования - встречу младенца Христа и старца Симеона в Иерусалимском храме, откуда и происходит название праздника. Этот праздник продолжает также тематику рождественско-богоявленских дней, потому что мы благодарим Бога за Его явление в этот мир ради нашего спасения.

Он стал одним из нас, стал человеком для того, чтобы нас привести к Отцу Своему, принял человеческую природу для того, чтобы мы, как пишет апостол Пётр в своем послании, стали причастниками божественной природы (См. 2 Пет. 1:4). Все мы слышали бессмертные слова Афанасия Великого, святого отца IV века: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом». Событие пришествия Бога в мир стало главным во всей мировой истории. И для каждого из нас в явлении Бога в этом мире в лице Человека Иисуса Христа открывается вечная жизнь, возвращение к Отцу, единство с Богом, которое начинается в этой жизни и продолжается в вечности. Это то главное, что мы вспоминаем в контексте этих праздников, таких как Рождество Христово, как Богоявление, Сретение, Пасха, конечно же - победа над смертью и торжество жизни.

В контексте праздника Сретения мы вспоминаем также и тот опыт, который лежит в основе духовной жизни каждого человека, который именует себя христианином, который, поверив в Бога, поверив Христу, встал на этот путь. Речь идёт об осознанном приходе к вере, в основе которого лежит какое-то религиозное переживание, труднообъяснимое человеческим языком, но каждый человек, который ощущал присутствие Божие в своей жизни более чем в буквальном смысле этого слова, знает, что его жизнь делиться на "до" и "после". До того, как он обрёл веру, до того, как он приобщился к Церкви, и на жизнь во Христе, на жизнь в Боге, которая протекает уже под покровом Православной Церкви, с участием в благодатных Таинствах, в церковных и домашних молитвах, в следовании, и это, может быть, главное, заповедям Христовым.

И вот ещё один смысл в контексте праздника Сретения обнажается сегодня в Неделю, которая называется Неделей о Страшном суде. То есть - воскресный день, а по-славянски «неделя», о Страшном суде, когда мы читаем на Литургии, в преддверии Великого поста, притчу о Страшном суде. Она по-новому заставляет нас осмыслить значение слова «встреча». Вспомним евангельское чтение, которое было прочитано сегодня: Христос рассказывает ученикам притчу, что при кончине мира Он, Сын Божий, вернувшийся в этот мир, разделит все народы, как пастырь отделяет овец от козлов. И овец поставит по правую сторону, а козлов по левую. Он говорит так, чтобы было понятно тем людям, которые занимались сельским хозяйством, которые знают, что такое повседневный труд. Но в эти простые образы Он вкладывает совершенно иное содержание, возвышенное, вечное.

И вот к тем, которые по правую сторону Его, этот Пастырь или Царь, обращаясь, говорит: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я (те есть был голоден), и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; … был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25: 34 - 36). И праведники начинают вопрошать: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? … ? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» (Мф. 25: 37 - 39). И слышат ответ от Господа: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших (то есть людям), то сделали Мне» (Мф. 25: 40). Христос называет всех людей Своими братьями, и Он - брат наш по человечеству, через Боговоплощение, через восприятие на Себя человеческой природы. А обращаясь к тем, кто окажется по левую сторону, праведный Судия скажет: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф. 25: 41 - 43). Также и грешники начнут вопрошать:, - говорит Спаситель. «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» (Мф. 25: 44). «Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25: 45)

Вот это - главнейший урок этого рассказа и этого дня, потому что сегодня, незадолго до Великого поста - времени покаяния, обновления и духовного рассвета, каким и должен быть для нас пост, Церковь предлагает нам эту притчу и предлагает задуматься о встрече в новом свете, и оказывается, что главнейшим признаком христианина, самым важным, по сравнению с которым все остальные отходят на второй план, является возможность увидеть Христа в людях и, прежде всего, в страждущих, нуждающихся в нашей помощи, в нашей поддержке, в молитвенной, в материальной, в моральной - в любой. Когда перед нами нужда, когда перед нами горе, когда перед нами просьбы о помощи, мы встречаем Самого Христа.

Притча является судом для нашей совести, проходим ли мы мимо Него, или же способны оказать евангельское милосердие и сострадание? И шире говоря, конечно, речь идёт не только о какой-то явной беде, о явном страдании, когда христианин не может, не должен оставаться в стороне. Речь идёт о принципе отношения ко всем людям, и прежде всего к тем, кто рядом с нами каждый день - близким, к родным, с которыми мы порою бываем более грубыми и бессердечными, чем по отношению к остальным людям. И в них мы должны увидеть Христа и постараться послужить Ему. Речь идёт также и о тех людях, которые, может быть, нам неприятны, которые нас не любят, которые, даже не требуют никакой помощи и не просят её, а злословят или осуждают нас. Если мы платим тем же, если мы платим за осуждение осуждением, за злобу злобой, за ненависть непрощением, то мы далеки от христианства, мы также далеки от Христа как те, кто стоит по левую руку от Него на Страшном суде.

Поэтому задумаемся над этим. Всё Евангелие, можно сказать, заключается в одной заповеди, которую можно выразить так: люби Бога и ближних своих. Пусть слово Христово будет нашим главным наставником, главным руководителем и помощником, силой и опорой, которая придаст нами новые силы для христианской жизни, для победы над злом в самих себе, в своих сердцах. Даст силы для служения и требующим нашей помощи ближним. Силы для того, чтобы прощать, чтобы сострадать, чтобы любить. Пусть слово Господа будет постоянным источником этой силы, о которой мы говорим, нашим твёрдым ориентиром, с помощью которого мы сможем найти верный путь среди треволнений этой житейской бури к спасительной гавани - к Царствию Божию».


Его Преосвященству сослужили: наместник Антониево-Леохновской обители архимандрит Митрофан (Письменский) и протоиерей Валерий Мартынюк.

album-29485077_290299509