117

Вечером накануне дня памяти святителя Николая Чудотворца епископ Арсений возглавил всенощное бдение в Никольском приделе храма святого апостола Филиппа Великого Новгорода.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом:

«Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю и передаю вам поздравление от Его Высокопреосвященства митрополита Льва с наступающим престольным праздником вашего храма. Сегодня и, в большей степени, завтра мы вновь и вновь устремляемся мысленным взором к образу того пастыря, который стал символом милосердия, добродетели, веры и кротости. Его имя близко каждому человеку, не только людям церковным, но и тем, кто далёк от церковной жизни, иногда даже людям других религиозных традиций - многие почитают святителя Николая Чудотворца.

В чем же уникальность его личности? Что заставило Церковь так запечатлеть в своей памяти его образ, что и спустя более полутора тысяч лет его жизни, он остаётся в памяти церковной? Причём не только его образ, но он сам продолжает оставаться скорым помощником, предстателем для каждого из нас.

Церковные песнопения называют его «правилом веры». Мы знаем, что есть предание о том, что он был защитником Православия на Вселенском соборе, но у этого выражения есть ещё один смысл, может быть, более важный. «Правилом веры» в ещё более древние времена называлось то, что Церковь содержит со времён апостольских. Такое «правило веры» излагает, например, во II веке святой Ириней Лионский в своём труде «Против ересей», описывая, что Церковь со времён апостольских содержит истинную веру в Бога Отца Вседержителя, Который сотворил небо и землю; в Господа Иисуса Христа Спасителя мира и Сына Божиего, Который родился от Духа Святого и Марии Девы, был распят, погребён, воскрес и вознесся во славе; веру в Духа Святого, в Церковь, в жизнь будущего века. И это «правило веры» впоследствии получило закрепление в Символе веры, который до сих пор содержится в Церкви.

Но ещё одним убеждением древней Церкви было и то, что невозможно содержать истинную веру и быть правоверующим без жизни по Евангелию, без святости жизни. Истинно верующими, содержащими правило веры, почитались, прежде всего, люди святые, люди праведные, которые в своей жизни воплощали Слово Божие. Они не называли себя истинно верующими, не били себя в грудь, что они православные, но они жили по Евангелию, по Слову Божиему, для них Евангелие было повседневным руководством к действию. И всё, что заповедал Спаситель, говоря о любви, о милосердии, о помощи ближним, для таких людей, как святитель Николай, являлось не какими-то отвлечёнными размышлениями, а самой жизнью. Своей любовью к людям, милосердием, состраданием,  бесстрашием, помощью несправедливо осужденным, не видящей никаких преград помощью нуждающимся - именно этим он воплотил Евангелие в своей жизни. Именно уникальное милосердие, сострадание, любовь к человеку сделала образ этого пастыря не только близким его современникам, но и каждому из нас, христиан всех последующих поколений до сего дня.

Он и для нас сегодня является нашим пастырем, правилом веры, то есть не только тем, кто учит нас истинной вере, но и тем, кто учит нас жить по этой вере. И в этом, на мой взгляд, заключается главный урок его жизни, главный урок, который мы должны извлечь сегодня из его памяти - быть верными Христу, верными Евангелию. Мы не должны гордиться тем, что мы содержим истинную веру, потому что от человека не зависит, в какой культуре, в какой стране, в какое время он родится. И даже наш приход к вере - это дар Божий, дар незаслуженный. А вот то, что мы можем принести Богу - это наша жизнь по вере. Вера - это не просто убеждение ума, но это дела, это сама жизнь, в соответствии с Евангелием, этому нас учат святые и Сам Христос в Своём слове. И эта вера, и эта жизнь, конечно, несоединима, несопоставима ни с каким самопревозношением, ни с каким эгоизмом, ни с какой бы то ни было ненавистью к кому бы то ни было, ведь ненависть всегда является антихристианством, по своей сути. Подлинная вера - это отношение к ближним так, как к ним относится Господь Иисус Христос. А Он любит всех, каждого человека без изъяна, без остатка. Его слова сподвигают нас к тому, чтобы каждого человека, который рядом с нами, который встречается нам на пути, рассматривать как своего ближнего. Или быть самому таким ближним для этих людей.

Возможно, что в этом и заключается самый главный урок святителя Николая. Он стал таким близким и ближним для каждого человека: для высокопоставленных и для простых, для сильных мира сего и для слабых, угнетенных и несправедливо обиженных. Он был и правилом веры, и образом кротости, и учителем воздержания. Пусть это послужит для нас с вами, сегодняшних православных христиан, наставлением, чтобы, обращаясь к нему как к скорому предстателю и помощнику, пользуясь его благодеяниями, как пользовалась его паства когда-то, мы могли вынести этот главный урок его жития для своей жизни и воплотить Слово Христово, слово о любви к Богу и ближним нашим».