В декабре состоялось пленарное заседание XX Знаменских образовательных чтений регионального этапа XXXI международных Рождественских Чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека», посвящённое педагогике.
На пленарном заседании Борис Ковалёв, доктор исторических наук, представил свои размышления на тему «Глобальные вызовы современности в выступлении Патриарха Кирилла на встрече историков с президентом России 4 ноября 2022 года. Размышления участника». Борис Николаевич отметил, что учёные должны активно взаимодействовать с молодёжью и быть для неё понятными и доступными. Размышления историка на эту тему мы публиковали на сайте епархии в ноябре.
Ещё один важный теоретический вопрос осветил протоиерей Константин Костромин, рассуждая на тему «Современные идеологические вызовы в контексте биоэтики и христианской антропологии». Он назвал опасности, которые угрожают человечеству при неразумном использовании возможностей современной науки.
С научным докладом по филологии «Новые люди в романе Достоевского «Братья Карамазовы»: современный контекст» выступил доктор филологических наук Сергей Шараков, подчеркивая актуальность романа «Братья Карамазовы».
Протоиерей Александр Ранне завершил блок теоретических докладов своим выступлением на тему «Воспитание совести в контексте христианской антропологии».
Практикоориентированные доклады представили постоянные участники «Знаменских чтений» - кандидаты педагогических наук Багге Мария Борисовна, Белова Маргарита Григорьевна, автор учебников по литературе 5-9 классов, соавтор учебника по ОПК протодиакона Андрея Кураева. Мария Борисовна и Маргарита Григорьевна рассказали о воспитании детей посредство русской литературы. Заслуженный учитель Российской Федерации, учитель русского языка и литературы Иванова Елена Константиновна рассказала о значимости памяти учеников гимназии Капцовых №1520 о выпускниках школы, о воспитании детей на примере истории школы.
Козонина Юлия Михайловна, учитель начальных классов, средней школы № 5 с углублённым изучением химии и биологии города Старая Русса выступила с докладом «Интерактивные игры на уроках ОРКСЭ».
Пленарное заседание получилось наполненное глубокими смыслами и дало старт секционной работе.
Секционная работа была оживленной и насыщенной. Состоялась работа следующих педагогических секций:
- Глобальные вызовы современности и пути их решения в образовательных учреждениях. Для заместителей директоров школ по воспитательной работе.
- Духовно-нравственные идеалы современного мира. Для учащихся общеобразовательных школ.
- Формирование духовного выбора ребенка. Для классных руководителей.
- Методические рекомендации по учебным курсам ОРКСЭ и ОДНКР. Для учителей ОПК и преподавателей воскресных школ.
- Духовно-нравственные традиции семейных отношений и воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении. Для воспитателей детских садов.
- Христианские традиции в музыкальном образовании. Для учителей музыки и регентов.
- Школьная театральная студия – как диалог о духовно-нравственных устоях общества. Для руководителей школьных театров.
Секции состоялись на разных площадках. 4 секции прошли на базе одного из организаторов чтений МАОУ «Школа №20 имени Кирилла и Мефодия», а также в воскресной школе имени Александра Невского, в воскресной школе Дмитрия Солунского и во Дворце детского (юношеского) творчества имени Лени Голикова.
На педагогических секциях было представлено 100 докладов. Всего в секционной работе приняли участие 243 человека. Представленные доклады были подготовлены на высоком уровне и вызвали интерес педагогов. Радует и география чтений: Москва, Санкт-Петербург, Великий Новгород, Валдай, Старая Русса, Сольцы, Крестцы, Новгородский район и другие районы Новгородской области.