Профессор Виктория Дидковская о преподобном Сергии Радонежском: Он был простым, смиренным монахом, но перед ним преклонялись князья [ИНТЕРВЬЮ]

Недавно в Валдае состоялась XII педагогическая конференция «Тихоновские чтения», посвященная преподобному Сергию Радонежскому. Напомним, что в этом году Церковью празднуется 600-летие обретения мощей святого и 700-летие со дня его рождения. 

На конференции с докладом «Преподобный Сергий Радонежский - пастырь и молитвенник о Русской земле» выступила доктор филологических наук, профессор НовГУ им. Ярослава Мудрого, автор более 90 трудов по русскому языку Виктория Дидковская.

После конференции корреспондент епархии Мария Боголюбова пообщалась с Викторией Генриховной и попыталась выяснить, почему преподобного Сергия называют молитвенником и спасителем Русской земли, чем уникально его житие, так называемый «Сергиевский текст», как он связан с Великим Новгородом, и чему может научить преподобный Сергий молодое поколение XXI века.

- Виктория Генриховна, здравствуйте. Расскажите, чем же так уникален «Сергиевский текст» и сам Сергий Радонежский?

- Здравствуйте. Знаете, у каждого времени существует свой образ преподобного Сергия Радонежского. В тексте жития, который не прерывается на протяжении 700 лет, каждый ищет ответы для своего времени, ответы для себя о том, как нам жить, и о том, почему мы называем Сергия молитвенником и спасителем Русской земли. Я рассматривала житийные тексты, начиная от жития, написанного Епифанием Премудрым в конце XIV - начале XV века, разные вариации на тему епифаньевского жития, которое дополняется и распространяется. С каждой эпохой житие Сергия дополняли в основном какими-то его чудесами. Ведь Церковь готовилась к канонизации святого. Его святость не вызывала сомнений как при жизни, так и сразу после его смерти.

В 1547 году состоялась общероссийская канонизация преподобного Сергия Радонежского. До этого момента житие святого постоянно дополнялось. Епифаний Премудрый, к сожалению, не успел полностью дописать его житие. Его дописал иеромонах Пахомий Логофет, сербский книжник. Кстати, дописывал он житие в Великом Новгороде, здесь он писал также жития новгородских святителей. Но, конечно, жизнеописание, созданное Логофетом не такое сердечное и душевное, как у Епифания, ведь Епифаний был учеником преподобного Сергия, он прожил с ним бок о бок 16 лет и был очень привязан к нему.

Святой Епифаний Премудрый

Так вот на основе Епифаньевского жития создавался непрерывный текст жития святого. Житийная традиция Сергиевского текста не прервалась в последующие века: пространная редакция жития была помещена в 50-е годы XVI века митрополитом Макарием в «Великие Минеи Четии», а на рубеже XVII-XVIII веков ее сокращенный вариант включен Димитрием Ростовским в «Книгу житий святых».                              

О значении личности преподобного Сергия в истории России свидетельствует включение фрагментов его жития в русские летописи (например, в Летописный свод XVI в. под 6900 г.). События его жизни представлены в ней как поистине летописные, исторические, а ведь он не князь, не государственный деятель. В летописной повести преподобный Сергий – это «печальник земли Русской», сейчас бы мы сказали, что летопись рисует его как человека сильного, великого ума, отмеченного «государственной гениальностью». О нем упоминали в летописях в связи с Куликовской битвой. Также о нем писали такие выдающиеся историки как Карамзин и Соловьев.

С XIX века в житии Сергия Радонежского появляется нравственно-дидактический мотив, повествование о монашеском подвиге – образец для воспитания самого себя и окружающих. На первый план выходит духовный и деятельный подвиг преподобного Сергия. Это так называемый деятельный исихазм, ведь Сергий Радонежский не уходил в затвор и не стоял на камне 1000 дней, как столпники.

- Что же преподобный Сергий Радонежский сделал при жизни, что убедило его современников, что он свят?

- Сергий Радонежский был не только подвижник, человек святой жизни, основатель великой Троице-Сергиевого монастыря, но и человек удивительной чистоты и простоты. Он прост, потому что не двуличен и не двоедушен: зная, что есть истина, он не уклоняется от нее никогда. А кто из нас так поступает? Мы для себя ищем евангельский идеал и находим его в житии преподобного Сергия. Зная, что есть истина, что есть заповеди, он старался этому следовать: это была и бедность, и труд для ближнего. Изначально преподобный Сергий жил в построенной им избушке в лесу, но потом к нему удивительным образом стали стекаться люди, вскоре вокруг его избушки начали появляться новые постройки и постепенно образовался монастырь, игуменом которого был сам Сергий Радонежский. В этом монастыре был общежительный устав. В житии говорится, что Сергий Радонежский в своей обители работал на братию, «как наемный работник»: строил избы, рубил дрова, носил воду, копал землю и т.д. Он всегда был при деле. Однако плату за труд он брал только плесневелым хлебом и то брал ее только после окончания работы. А ведь он был игуменом в этом монастыре… Как можно такое представить сейчас? Позже из этого монастыря вырастет Троице-Сергиева Лавра.

Кстати, в его житии есть интересный факт: к преподобному Сергию, когда он жил один в избушке, часто приходил медведь и подолгу лежал у крыльца дома. Святой гладил зверя, разговаривал с ним и всегда угощал куском хлеба. Это была пища самого святого. Если у преподобного был только один кусок хлеба, он отдавал его медведю, а сам оставался без пищи. Это просто удивительно!

Сергий Радонежский всегда ходил пешком, он никогда ни на чем не ездил. Он пошел пешком в Рязань из Москвы, чтобы помирить князя Олега Рязанского с князем Дмитрием Донским. У них была сильнейшая вражда. Никто не знает, что именно сказал Сергий Радонежский князю Олегу Рязанскому, но после этого разговора князь не только помирился с Дмитрием Донским, но и породнился с ним.

- Подскажите, почему преподобный Сергий благословил князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву, ведь он монах и должен особенно соблюдать заповедь «не убий»? И зачем дал князю в качестве воинов двух своих монахов?

- В «моменте истины» на Куликовом поле не было исключительно мирских целей. Для преподобного Сергия защита родной земли была духовной, а не мирской задачей: битва на Куликовом поле против Мамая была прежде всего стоянием за Правду и за Веру, а не только - за независимость. Поэтому он «благословил меч» князя Дмитрия Донского. Святость Сергия была очевидна для его современников. Видимым знаком его благословения битвы на Куликовом поле стали посланные из монастыря монахи Пересвет и Ослябя. Между участием монахов в битве и отказом от жизни в миру нет противоположных духовных ценностей - это поединок между христианством и язычеством.

«Если нa трагической земле идет трагическое дело, он благословит ту сторону, которую считает правой. Он не зa войну, но раз она случилась – зa народ и зa Россию, православных. Как наставник и утешитель, «Параклет» России, он не может оставаться безучастным», - так пишет о решении преподобного Сергия Радонежского историк Борис Зайцев в своей книге «Сергий и государство».

Сергий Радонежский сделал, по мнению некоторых, странный поступок. Когда встал выбор, он выбрал сторону правого, а права для него, как для русского человека, была русская сторона, которая пережила разорение Ростова из-за татарских поборов. Когда надо спасать Отечество, святой благословит даже меч.

Победа в Куликовской битве стала поворотным моментом в истории Руси: это был первый шаг на пути освобождения русских земель от тягот золотоордынского ига, произошел подъём национального самосознания - русский народ понял, что монголов можно победить, если действовать сообща, ускорился процесс объединения русских земель вокруг Москвы как будущего политического центра Руси. Поэтому преподобного Сергия Радонежского называют спасителем и молитвенником земли Русской.

- Виктория Генриховна, а какие уроки современный молодой человек может усвоить из жития преподобного?

- Современный молодой человек несомненно может научиться у преподобного Сергия твердой вере в Бога, смирению и неустанному следованию своему долгу в этой жизни, которое вытекает из евангельского вечного образца.

Преподобный Сергий с юности мечтал уйти в затвор, стать монахом-отшельником, однако он решил не оставлять своих престарелых родителей одних. Дело в том, что у Сергия было два брата - старший, который стал монахом и ушел от родителей, и младший, который женился и стал отдельно жить со своей семьей. Когда юноша Варфоломей (это мирское имя преподобного Сергия) сказал родителям Кириллу и Марии о своем желании стать монахом, они попросили его остаться с ними до их смерти, чтобы помогать им в старости. Преподобный Сергий осознал свой сыновний долг и послушно исполнил наказ родителей - не ушел в затвор до их кончины. Мне кажется, для молодого поколения это очень яркий пример исполнения пятой заповеди – почитания родителей. Кто из наших современников настолько трепетно относится к родителям и отказывается от своих планов? Тут стоит о многом подумать.

Конечно, преподобный Сергий выступает для всех нас живым примером горячей веры. Когда родители ушли в мир иной, преподобный Сергий стал жить в лесу один, построив избушку. Старший брат-монах приходил к нему пожить на какое-то время, но не выдержал суровых условий и ушел. Так Сергий остался один среди леса и диких зверей. Но он не испугался. Его спасала вера во Христа. Даже дикие звери приходили к нему за лаской и пропитанием, хищники возле святого не трогали других зверей, насыщались кусочком хлеба и согревались теплом, исходившим из души святого. Позже к Сергию стали стекаться и люди. Святость притягивает все живое.

Преподобный Сергий является еще и образцом великого смирения – ему предлагали быть митрополитом, но он отказался от митры, зная, что больше пользы для Руси принесет, оставаясь смиренным игуменом своей обители. Он был простым человеком, но перед ним на колени под благословение становились князья. Вот этому, думаю, нам всем стоит у него поучиться!

- Спаси Господи, Виктория Генриховна, за беседу!