4 ноября 2022 года митрополит Лев совершил богослужения в церкви Казанской иконы Божией Матери в городе Чудово. В этом году приход отмечает 110-летний юбилей первого освящения церкви. Этот храм уникален тем, что при нем есть мемориал Новомученикам и Исповедникам Российским, со дня установки которого в этом году исполняется 10 лет.
О храме и мемориале корреспонденту епархии Марии Боголюбовой рассказал настоятель церкви протоиерей Сергий Стольников.
- Отец Сергий, расскажите, когда был построен храм Казанской иконы Богородицы и что с ним произошло в советское время?
- Церковь Казанской иконы Божией Матери была построена по проекту Александра Глебовича Успенского, сына русского писателя Глеба Ивановича Успенского и освящена в 1912 году. Это был приписной храм, не имевший своего духовенства, сюда на службы приезжал священник из ныне несохранившейся Успенской церкви города Чудово. Но XX век внес свои коррективы в богослужебную жизнь прихода. Храм закрывали несколько раз при советской власти. Сначала - в 1931 году. Использовался он тогда по-разному. В нем в том числе располагалась летная школа ОСАВИАХИМа (Общество содействия обороне авиации и химическому строительству), и на месте паникадила в церкви висел самолет - по нему учили матчасть. Интересно, что улицу, на которой стоял храм, переименовали в улицу Воинствующих безбожников. Главный Успенский храм города Чудово был взорван.
Почти все духовенство было расстреляно, часть священнослужителей была отправлена в лагеря - в итоге в живых не осталось ни одного местного священнослужителя, из лагерей тоже никто не вернулся. В ограде храма у нас находится мемориал, посвященный жертвам политических репрессий 1937-38 годов – священнослужителей и мирян из города Чудово.
- Расскажите, пожалуйста, об этом мемориале. Кто был инициатором его строительства?
- Я вступил в должность настоятеля храма с 2000 года. С благословения митрополита Льва, решил начать работу над увековечением памяти репрессированных. Мы с помощниками проводили трудную работу целых пять лет с 2007 по 2012 год. Раз в месяц на один час нас допускали в архивы ФСБ, где мы поименно выискивали тех, кто был репрессирован из Чудовского района в те годы, мы собирали исторические справки. К сожалению, потом доступ к архивам был закрыт, но нам удалось узнать информацию о 35 репрессированных, трое из них миряне, остальные – священнослужители. Но репрессированных в Чудово было, конечно, гораздо больше, точное количество не знает никто. И вот имена этих людей были увековечены на мемориале рядом с нашим храмом. Мемориал был установлен в 2012 году и освящен митрополитом Львом 21 июля 2013 года, в летний праздник Казанской иконы Богородицы. В следующем году мы отметим 10-летие со дня его освящения.
Хочу подчеркнуть, что наш мемориал – это не кладбище. Где захоронены люди, имена которых высечены на камнях, никто не знает. Расстреливали священников и мирян в Новгороде и в Боровичах, куда свозили со всей области, ну а те, кого отправляли в лагеря, погибали уже там. Новгородская епархия прекратила свое существование в 1939 году, потому что священников уже почти не осталось.
- Отец Сергий, был ли суд над репрессированными или их просто отправляли на смерть?
- Вы знаете, все происходило очень быстро – от возбуждения уголовного дела до расстрела было всего 10 дней. Существовала так называемая «Особая Тройка» НКВД – это Народный комиссариат внутренних дел (который позже станет началом КГБ), состоявший из трех чиновников, которые выносили приговоры людям после упрощенного, быстрого расследования и без публичного и справедливого суда. Дела действительно заводились, каждому осужденному приписывалась определенная статья. С делопроизводством у советской власти все было хорошо. Однако итог был один и тот же для всех – смерть при расстреле или от тяжелой жизни в лагере.
Нам известно, что репрессированных очень жестоко пытали, но в тех делах, которые были в архивах, мы увидели, что ни один из арестованных от веры не отрекся. Все писали: «Я верую и остаюсь верующим». Священники отвергали обвинения в контрреволюционной деятельности, терроризме с целью покушения на жизнь Сталина и членов советского правительства и т.д.
Позже нам стали поступать свидетельства от родственников погибших. К нам обратилась одна семья из Санкт-Петербурга. Они, увидев имя знакомого священника Василия Светлова на камне мемориала, рассказали о том, что их бабушка была его дочерью. Она пришла к нему в тюрьму в Новгороде на последнее свидание. У него были выбиты зубы и вырваны ногти, он был крайне изможден. Тогда он сказал дочери: «Терпеть больше не могу. Подпишу, что скажут, все равно это конец…» Видите, не все выдерживали эти пытки, возможно, признавались, порой, в том, чего не совершали, но от веры не отрекались.
У нас таких историй немало записано. В 2014 году мы в храме проводили встречу с несколькими потомками репрессированных, и они нам рассказывали свои истории.
- Подскажите, а что за памятник стоит рядом с вашим мемориалом?
- Почти в каждом городе есть хоть небольшой памятник жертвам политических репрессий. Они обычно стоят в скверах или парках. В городе Чудово этот памятник стоял на окраине города. В 2019 году гражданское Общество памяти жертв политических репрессий обратилось в наш храм с просьбой, чтобы гражданский памятник жертвам политических репрессий был перенесен на церковную территорию – рядом с нашим мемориалом. Мы согласились. С тех пор 30 октября, во Всероссийский день памяти жертв политических репрессий, мы совершаем у мемориалов Литургию и панихиду, а гражданское сообщество проводит здесь свой митинг с возложением цветов. Я считаю такое взаимодействие Церкви и общества очень важным.
- Спаси Господи, за беседу, отец Сергий, желаем Вам успехов в Вашей деятельности! С праздником Вас!
Отметим, что у храма Казанской иконы Божией Матери есть своя группа во ВКонтакте.
Фото взяты из интернета.