247

19 июня 2022 года, в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, всех святых, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря.

Накануне вечером владыка возглавил всенощное бдение в этом же храме обители.

На Литургии после чтения Евангелия владыка обратился к прихожанам с проповедью: «Сегодняшнее воскресенье, или, по-славянски, неделя, следующая за Пятидесятницей, за праздником Святой Троицы, называется Неделей всех святых. Потому что сегодня Церковь установила празднование памяти Собора всех святых от века просиявших, всех святых праведников Ветхого и Нового Завета – патриархов, пророков, мучеников, апостолов, святителей, преподобных и праведных. Мужчин и женщин, богатых и бедных, старых и молодых, людей, которые жили в глубокой древности, за тысячелетия до Рождества Христова, и наших современников. Потому что святость предлагается Богом человеку всегда. Но до Христа это был путь праведности, путь верности Богу истинному, однако люди ещё не были спасены, а только ожидали спасения. В пришествии же Христовом совершается искупление всего рода человеческого. И логичным следствием совершившегося спасения является христианская святость. В богослужебном круге это ознаменовано тем фактом, что сегодня, в последний день пения Цветной триоди, то есть богослужебного сборника, посвященного по большей части Пасхе, а также Вознесению и Пятидесятнице, как финальный аккорд всего этого торжества звучат песнопения в честь всех святых.

Христианская святость – это именно плод действия Духа Святого в истории, Который уже явным, непосредственным образом пребывает с Церковью со дня Пятидесятницы, после сошествия на апостолов, и в Церкви Он совершает наше спасение. И вот все святые, где бы они ни жили, когда бы они ни жили, кто бы они ни были по своему социальному статусу, по своему возрасту, по принадлежности к тому или иному народу, они – знамение и свидетельство того, как Дух Святой действует в истории. Они – живое свидетельство того, как спасение мира, которое совершилось Христом, будучи закваской, брошенной в историю (образ из известной притчи), совершает преображение этого мира. Плодом этого преображения, плодом Духа, действующего в реальности, в этом мире, в Церкви, является святость. Святые – это и есть свидетельство Того Духа, того огня Пятидесятницы, который однажды возжёгся в Церкви, и будет продолжать своим животворным светом согревать и призывать к жизни вечной каждого человека, грядущего в мир, каждого человека, приходящего ко Христу.


-цитата-

«Пример святых – это самый красноречивый пример того, как Христос продолжает действовать в нашей жизни»

Епископ Арсений


Известному подвижнику XX века митрополиту Антонию Сурожскому принадлежат слова, что никто не приходил к Богу, если он однажды не увидел огонь или свет жизни вечной в глазах другого человека. Здесь есть над чем задуматься, действительно, это так. И когда мы видим свет вечной жизни, его сияние в глазах других людей, близких к Богу, то это самое убедительное свидетельство, самая громкая проповедь. Как огонь, который передаётся от одного факела к другому, зажигается и в наших сердцах вера, преданность Богу, стремление жить со Христом, исполняя Его заповеди. И эта традиция передаётся в Церкви из поколения в поколение. Это свет Духа Святого, озаривший когда-то первых апостолов, первую Церковь, благодаря которому слово о Христе, Благая весть, было пронесено во все концы земли и звучит сейчас. Пример святых – это самый красноречивый пример того, как Христос продолжает действовать в нашей жизни. Мы чувствуем, если мы видели таких людей, их святость, их близость к Богу, близость ко Христу. Это не может не влиять на нашу жизнь, на нашу душу, на наше стремление быть с Богом. И пример святых, которых почитает Церковь, важен именно этим.

Сегодня, в праздник Всех святых, необходимо также отметить, что на языке Священного Писания мы все называемся святыми. Если мы раскроем книги апостольские, Деяния и послания, то мы увидим, что «святые» – это самоназвание христиан. Апостол Пётр пишет: «Вы –род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1Пет.2:9). «Целуйте», – то есть, приветствуйте, – «всех святых», – пишет апостол Павел одной поместной христианской общине. И святость, как понимали её первые христиане, заключалась в идее избранничества. Как ветхий Израиль был избран Богом и потому назван святым, выделенным из среды прочих народов, избранным, так и первоначальное понимание святости в Церкви было именно таким. Мы все призваны Богом к вечной жизни, и это – избранничество, обособленность для вечности. Но это же избрание, конечно же, как на первое поколение христиан, так и на нас с вами налагает серьезные моральные обязательства. Мы призываемся всерьез относиться к Евангелию, к заповедям Христа, в частности к заповедям о любви. Господь сказал, что все мы, Его ученики, должны быть светом для мира и солью земли (см. Мф 5:13,14).  Как пройти мимо таких слов? Задумываемся ли мы об этом, о том, что святость – это призвание для каждого христианина? Чаще всего нет, не задумываемся. И мы продолжаем оставаться в плену господствующих представлений о том, что святые – это какие-то особые личности, какие-то супергерои, полубоги, которые способны решить за нас все наши проблемы и неурядицы. О чем мы просим святых Николая Чудотворца, Илию пророка, Матрону Московскую? Чаще всего именно об этом – о своих личных пожеланиях, о том, скорее всего, как получше устроиться на земле, как будто мы не живем для вечности.


-цитата-

«Христианство начинается тогда, когда мы обращаемся к святым с просьбой научить нас любви к Богу, верности Его слову и укрепить нас на пути ко спасению»

Епископ Арсений


Но почитание святых, установленное Церковью, имеет совсем другой смысл. Конечно, естественно обращаться в молитве к Богу и святым в своих бедах. Но если мы возлагаем на них всё дело нашего житейского преуспевания и даже нашего спасения, то в этом нет ничего христианского. Это принадлежность общечеловеческой религиозности, и всегда, во все времена люди от самых примитивных первобытных обществ до цивилизаций с развитыми религиозными идеями, возносили свои молитвы к Богу или богам именно в таком ключе. Но христианство начинается тогда, когда мы обращаемся к святым с просьбой научить нас любви к Богу, верности Его слову, укрепить нас на пути ко спасению, явить нам свой личный пример и поддерживать нас своей молитвой. Потому что святость - это не призвание отдельных каких-то личностей, которые изображены на иконостасе в храме, а это призвание для всей Церкви и для каждого христианина в отдельности, для каждого из нас. Если мы откликаемся на зов Христа, если мы стараемся жить по-христиански, исполнять заповеди, относиться к ближним с любовью, милосердием и состраданием, то это путь святости. Тот же самый владыка Антоний говорил, что святость составляется из двух начал: из дара Божиего и подвига человеческого, или ответа человеческого. Собственно говоря, это не его личные размышления, это учение Православной Церкви. Спасение нам даровано во Христе, но наше личное спасение начинается тогда, когда мы отвечаем на Его зов. Это и есть начало пути к Нему, это начало нашей святости, нашего избранничества, нашего освящения Духом Святым в Церкви. Святость, таким образом, будет измеряться в готовности нашего сердца ответить на этот зов Божий.

Взглянем на икону Воскресения. Протянутая рука Спасителя в аду, и Адам с Евой и прочими праведниками откликаются на этот призыв, тянутся в ответ. Так вот, протянутая рука Христа Спасителя обращена к каждому из нас. Ответим ли мы с благодарностью, с любовью, возьмëмся ли мы за эту руку или отвернемся от Него? В конце концов, спасение - это не вопрос неумолимости Бога, праведного Судии, а это вопрос нашего личного согласия, хотим ли мы быть с Ним. Или, может быть, мы отдëрнем свою руку и скажем: Ты нам не нужен, нам и так хорошо в нашем личном аду без Тебя. Но душа, почувствовавшая, что она не может без Спасителя, без Бога, без Его любви тянется к Нему. Господь способен извести каждого человека из его личного ада, для того чтобы привести к жизни вечной, открыть Свою любовь, показать Свой свет, сделать нас сыновьями и дочерями Отца нашего Небесного. К этому призывает нас Церковь, этим примером увлекают нас все святые, которых мы почитаем.

Будем стараться именно так почитать наших святых, чтобы не только просить от них какие-то дары, а чтобы следовать их путем, следовать путем всей Церкви. Потому что это путь Христов, по которому Он приглашает пройти каждого. Этот путь может быть тернистым и скорбным, но в то же самое время на этом пути открывается такая радость, которую даже и не могут представить люди, знающие лишь удовольствия мира сего. И эта неизреченная радость, эта вечная жизнь открывается нам в Боге, а все святые – свидетели того, что этот путь может пройти обычный человек, каждый из нас. И святые приглашают нас, укрепляют своей молитвой, своим примером на этом пути. Да будут они всегда нашими наставниками, нашими старшими братьями и сёстрами, а мы со смирением, с благодарностью и с любовью к Богу ответим на Его отеческий зов».