225

8 мая 2022 года, в 3-ю Неделю по Пасхе, святых жен-мироносиц, епископ Арсений совершил Божественную Литургию в церкви Успения Божией Матери деревни Саблё Батецкого района.

В конце Литургии был совершен пасхальный крестный ход вокруг храма. Затем владыка Арсений обратился с архипастырским словом к молящимся: «Христос воскресе! Всех вас, дорогие братья и сёстры, сердечно поздравляю с продолжающимся праздником Светлого Христова Воскресения и с нынешней памятью святых жëн-мироносиц! Это те святые женщины, которые были ученицами Христа наравне с апостолами, и которые, в отличие от апостолов, не оставили Его во время испытаний и были, по крайней мере некоторые из них, на Голгофе. Там, где была опасность, там, где можно было за верность своему Учителю поплатиться своей жизнью, апостолов не было, кроме Иоанна Богослова. Старший из них отрёкся, один был вообще предателем, остальные разбежались в страхе. А эти простые женщины не только были со Христом до конца, но они решили на следующий после субботы день (ведь суббота – это день покоя у иудеев), с рассветом прийти на гроб для того, чтобы отдать последний долг любви своему Учителю. Говорить о том, что они переживали и были подавлены не меньше апостолов, конечно, не приходится. Они скорбели, но они не могли по-другому, и как они были на Голгофе, так же они пошли к гробнице, не зная, что она уже пуста. Они не знали также, что там стояла стража Синедриона для того, чтобы охранять тело. Их мысли были только о том, как отвалить тяжёлый камень и попасть в пещеру, которая когда-то принадлежала Иосифу Аримафейскому, тайному ученику Господа, чтобы помазать благовониями, согласно восточному обычаю, тело своего Учителя.

Случилось так, что они стали свидетельницами и провозвестницами чего-то великого и необычайного. Их Благая весть, о том, что Христос жив, что Он воскрес, была принесена в дом, где были апостолы, туда, где продолжал царить траур, отчаяние и страх. И, как мы читаем в Евангелии, апостолы не поверили им – естественная реакция на такого рода весть. Но даже если бы апостолы и готовы были поверить, то они могли задать себе вопрос: если Учитель жив, то почему Его не видел ни Пётр, старший из учеников, ни Андрей, бывший когда-то Первозванным, ни даже любимый ученик Иоанн? А видели эти женщины, которых они даже может быть не замечали все эти месяцы и годы, когда они были с Учителем, когда эти жёны следовали за Христом и, может быть, служили, устраивая для Христа и апостолов какой-то скромный быт. И вот именно тут они, женщины, от которых в патриархальной среде того времени невозможно было чего-то подобного ожидать, стали первыми провозвестницами Воскресения. Слово «апостол» означает «посланник», и жëны-мироносицы были первыми посланницами с Благой вестью для самих апостолов, на тот момент только будущих посланников и провозвестников Евангелия во всей вселенной.

На вопрос, почему же они первыми сподобились этой радости, ответ можно найти в Евангелии, в истории другой женщины, грешницы, которая помазала ноги Христа драгоценным миром. Она, вероятно, тоже была среди мироносиц на тот момент, и ей Господь сказал: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много» (Лк. 7:47). Вот в чём ответ - это любовь, которая не помнит страха, не задаёт вопросов: зачем? как дальше жить? а если арестуют и убьют? а зачем так пытаться попасть на гроб, когда всё закончено, когда кажется, что весь привычный мир уже рухнул, и смысл жизни потерян? Любовь не задаётся такими вопросами, она верна до конца, потому что она часть той самой Любви, которая есть Сам Бог, пришедший в этот мир. И главная весть самого христианства - «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:16)«ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16)».

Эта Любовь, некогда создавшая весь мир, явилась в этом мире во Христе, чтобы спасти Своё падшее создание – человека. Чтобы взыскать его, вырвать из уз смерти и ада и вернуть к Своему Отцу. И вот, каждая истинная любовь – это причастие, часть этой самой Любви, на которой мир стоит, и которой мир призван к Воскресению. И она же, подлинная любовь, которая не помнит себя, есть самое громкое и убедительное свидетельство о Боге, Который есть любовь. Не логические доводы, не убеждение, не красноречие, а любовь, иногда безмолвная, но громкая своим примером, яркая и убедительная - вот то, что изменяло мир в христианстве. Благодаря ей христианство преображало и продолжает преображать души человеческие и мир, созданный Богом.

Это та же самая любовь, которая была явлена в жëнах-мироносицах, в их верности, в предстоянии Кресту, в их стремлении воздать последний долг своему Учителю, и потом в их верности Воскресшему до конца своей жизни. Она же сквозит и в подвиге всех истинных учеников и учениц, может быть, даже в большей степени учениц Господа, которых мы сегодня поздравляем с этим их праздником святых жëн-мироносиц. Эту любовь знает каждая семья: любовь матери, супруги, дочери. Это любовь, которая освящает служение в школах и в больницах, на передовой и в госпиталях. И пока эта любовь есть в мире, у мира будет надежда. А надежда есть, потому что источником этой любви является Любовь Божия. Она проистекает от этого источника и устремляется к Нему, Богу, создавшему и спасшему этот мир, отдавшему Себя ради жизни мира, чтобы мир этот и каждый из нас был спасён. Христос воскресе!»