297

Вечером 28 апреля, в четверг Светлой седмицы, епископ Арсений совершил Великую вечерню в храме великомученика Феодора Стратилата Великого Новгорода.

По окончании богослужения владыка обратился с проповедью к молящимся: «Всех вас, дорогие братья и сёстры, поздравляю с праздником Пасхи Господней и приветствую этими вечными словами: «Христос воскресе»! В эти дни мы с особой силой переживаем события, о которых нам повествует каждый из четырех евангелистов в конце своего повествования - о победе над смертью, о явлении Воскресшего, о начале апостольской проповеди. И сегодня мы слышали евангельский рассказ о явлении Христа в первый день недели, в тот же день, когда женщины мироносицы были у гроба и возвестили апостолам о том, что гробница пуста, и что они видели ангела, сказавшего, что Христос жив. Можно только представить, как эта весть отозвалась среди апостолов, в доме, где они тогда находились, при запертых дверях «страха ради иудейска», то есть, из опасения иудеев. Сказать, что ученики переживали, что были в горести, значит ничего не сказать, потому что вместе со смертью их Учителя на кресте для них рухнул мир. И вот, вестницами чего-то нового, необычайного, может быть, страшного для них явились жёны-мироносицы, возвестившие о Воскресении Христа. А потом в тот же день и сами ученики - десять апостолов, без апостола Фомы - сподобились увидеть своего Учителя.

Евангелисты неоднократно отмечают, что эти явления Воскресшего вызывали у апостолов страх. Отчасти это естественный страх человека, который не ожидает увидеть умершего снова живым, но в большей степени здесь речь идёт о другом. Это тот священный трепет, который испытывали древние пророки, такие, как Авраам, Моисей и Иона, пережившие обращенное к ним Слово Господне. И каждый раз это Слово, которое было обращено к человеку, разрушало весь его привычный и уютный мир, и человек становился кем-то другим - другом Божиим, пророком, избранником. И нельзя сказать, что этот путь его был лёгок. Вот и сейчас явления Воскресшего Своим ученикам и апостолам были явлениями Того, Кто имеет власть над жизнью и смертью, то есть Самого Бога. К своему удивлению, может быть, к ужасу ученики узнавали в лице любимого Учителя Того, Кто является Владыкой мира, Господином истории, Победителем смерти.

В самом первом явлении, о котором мы слышали в евангельском повествовании, Христос сказал: «Мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин.20:21). С этого времени по-настоящему начинается призвание учеников, для них открывается подлинный смысл пришествия Христа и Его учения о Царстве Божием. По Его обетованию они становятся Апостолами, а слово «апостол» означает «посланник». Он посылает их для того, чтобы возвестить всему миру вот эту Благую Весть о спасении, о любви Божией, о победе над смертью, о нашем усыновление и удочерении Богу. И эта апостольская проповедь, о которой рассказывает Священное Писание (книга Деяний и послания апостольские), стала изменять весь мир. Как закваска из притчи Спасителя, брошенная в тесто, проповедь апостолов изменила историю каждого человека, который поверил во Христа и с благоговением принимает Его жертву и Его Воскресение для того, чтобы последовать за Ним, не только по путям Его заповедей, но и, как следствие, в жизнь вечную.

Ученикам в явлениях Воскресшего открылось, что их Учитель был не просто Человек, и что, как бы ни были страшны и трагичны Его взятие под стражу, мучения и смерть, это не означало конца. Потому что этот отверженный миром безвинный страдалец был Сыном Божиим. Как мы слышали в послании Иоанна Златоуста, читаемом на Пасху, что смерть и ад напали на Христа, на то, что видели, думая, что это их законная добыча, а столкнулись с тем, чего не видели. Ад принял землю, но увидел небо, принял Человека, а встретил Бога. Так началась победа над смертью, так возжёгся свет нашего спасения, который, с тех пор горит, и тьма его не обымет. Это обетование и нашей победы, потому что всё, совершённое Христом, сделано Им не ради Себя, а ради каждого человека от Адама, ради всего человечества. И замечательно об этом говорит в своём пасхальном слове Григорий Богослов: «Мы возымели нужду в Боге, воплотившемся и умерщвленном, чтобы нам ожить. С Ним умерли мы, чтобы очиститься, с Ним воскресли, потому что с Ним умерли; с Ним прославились, потому что с Ним воскресли» (Слово 45. На Святую Пасху). Никогда не будем забывать, что Воскресший Христос навеки с нами. Он ведёт нас по пути нашей жизни, наполняет и нашу жизнь, и даже нашу смерть Своим присутствием, преображая всю нашу природу и нашу вечную участь в праздник, в пир жизни, в Царство любви. Будем всегда помнить об этом и находить в этом силу для победы над злом, для следования Христу и верности слову Его, для служения Богу и ближним. Пусть эти торжествующие слова всегда освещают наш путь, какой бы ни была густой тьма. «Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?! Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь!» (Слово огласительное на Святую Пасху). Христос воскресе»!