202

25 марта 2022 года, в день памяти святителя Григория Двоеслова, папы Римского, епископ Арсений совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме святых Петра и Павла города Валдая.

По окончании Литургии владыка обратился к верующим с проповедью: «Дорогие братья и сёстры! Сегодня, 12 марта по старому стилю, Православная Церковь совершает память Григория Двоеслова, подвижника и святителя, то есть святого епископа, который был известен в древности, в эпоху до разделения Церквей. Он внёс большой вклад в святоотеческое наследие. Если в Восточной Церкви, как мы знаем, наиболее почитаемые святые отцы - это святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, то точно также в Западной Церкви с древних времён особо почитались четыре святых отца: Амвросий Медиоланский, Августин Блаженный, Иероним Стридонский и святитель Григорий Двоеслов.

Святой Григорий происходил из знатного рода сенаторов. Это была семья, которая уже дала несколько святых, в том числе святых епископов Римских. Он родился в VI веке, получил прекрасное образование, а также достиг высоких государственных должностей. Он был префектом Рима, а это очень высокая должность, но потом, оставив все мирские дела, решил посвятить себя безмолвному житию. На средства, унаследованные от своих родителей, он основал ряд монастырей в Италии, в том числе и монастырь в Риме в честь апостола Андрея Первозванного, куда он удалился для того, чтобы проводить своё время молитве и постах.

Однако, в скором времени церковная община в лице Римского епископа обратила внимание на Григория, его посвятили в диаконы и отправили с миссией в Византию, в Константинополь, чтобы ходатайствовать перед императором о защите Италии от нашествия варваров лангобардов, которые угрожали и разоряли пределы Италии. В Константинополе, святитель Григорий прожил шесть лет, а когда он вернулся, то около 590 года, после смерти предыдущего папы, его избрали на кафедру святителей Римских. С его избранием на престол связано одно чудо, по его молитвам остановилась чума, которая бушевала в то время в Риме. Он организовал крестные ходы с молитвами, которые проходили по всему городу. Однажды кому-то из благочестивых христиан было видение, как явившийся Архангел Михаил вкладывает меч в ножны. Это происходило у гробницы императора Адриана, которая стала известна, как замок Святого Ангела. И в память об этом событии статуя Архангела Михаила возвышается над этим древним мавзолеем.

Святитель Григорий был папой. Напомню также, что «папа» - это древний титул, который в первые века христианства мог относиться к любому епископу. В греческом языке это слово означает то же, что и по-русски, то есть «отец». Так могли называть всех епископов вообще, но со временем получилось так, что только два из самых старейших и почётнейших епископов Церкви - на Западе в Риме, а на Востоке в Александрии - удержали это наименование. В том числе, нынешние православные патриархи Александрийские тоже называются папами. И вот, став епископом, или папой Древнего Рима, святой Григорий множество сил отдаёт, прежде всего, для того, чтобы кормить бедных, нищих, голодных. Он поддерживает монашество, основывает новые монастыри и обители в Италии. Он пишет множество проповедей, при этом много служит и проповедует, а написанные им проповеди читали христиане по всей Италии и за её пределами. Его усилиями была организована апостольская миссия в Англию, которая была крещена учеником святого Григория Августином.

Период его служения Церкви выпал на сложное политическое время, когда Италия подвергалась нашествию варваров. Государственная власть, которая представляла императора Византии в Риме, не могла организовать никакого сопротивления. Тогда Церковь в лице святого Григория стала организовывать не только оборону города, но помогала беженцам и ополчению. На средства из церковной казны святитель Григорий вёл активную гражданскую деятельность, связанную с защитой своего Отечества, при полном бессилии городской администрации. Такое его поведение возвысило Церковь на небывалый доселе уровень. Никогда до этого Церковь не занималась непосредственно государственными делами. Когда святитель Григорий скончался, церковная казна была практически пуста, потому что он поддерживал почти всё население, весь город и всю область, он ни на что не жалел ни средств, ни своего внимания, ни своего участия.

Как было уже сказано, он один из величайших отцов древности, с его именем связана не только Литургия Преждеосвященных Даров. Наиболее известен один из его трудов под названием «Собеседования о жизни италийских отцов», и по названию этого труда, точнее по первому слову, «Собеседования», или по-гречески «Диалоги», этот святой папа и стал называться «Собеседником» (по-гречески Dialogos), а по-церковнославянски это звучит, не совсем точно, как «Двоеслов». В этой книге он приводит важную для Церкви любого исторического периода мысль, что святость - это не удел древних времён, что святые подвижники могут быть нашими современниками, что Господь всегда воздвигает в Церкви святых, возжигает эти светильники веры. Описывая жизнь и подвиги недавних отцов, которых помнили ещё его современники, он особое внимание в своей книге уделяет преподобному Венедикту Нурсийскому, отцу западного монашества. Этот преподобный отец жил за несколько десятилетий до Григория, и его память мы будем вспоминать в ближайшие дни.

Святитель Григорий был не просто отцом для своих верующих, он стал всемирно почитаем. И сейчас его почитают не только православные и католики, что естественно, потому что это была эпоха неразделённой Церкви, но также многие протестанты считающие, что это был последний хороший папа. Это был действительно святой жизни человек, который обогатил святоотеческую сокровищницу, и с его именем связан ряд богослужебных обычаев Римской Церкви, которые в ту эпоху сближали Западную Церковь с Восточной.

Можно указать ещё на один эпизод из его жизни, характеризующий этого святителя. Его современник, патриарх Константинопольский Иоанн IV воспринял титул «Вселенский». И до сих пор патриархи Константинопольские носят этот гордый титул. Что имелось в виду? Даже тогда, в эпоху расцвета Восточной Римской империи, это был неоднозначный и сомнительный титул, ни один епископ себя так не именовал, даже Римский. И вот патриарх Нового Рима, Константинополя, называет себя Вселенским. С одной стороны, Вселенский означает «имперский», потому что Византийская империя называла себя «Вселенной». В таком представлении границы империи должны были совпадать с границами всего населённого людьми мира. Но ведь в эту же самую империю входили и другие патриархаты: и Рим, и Александрия, и Иерусалим, а также другие Поместные Церкви. Как быть с их положением? И что же говорить о ситуации нынешней, когда самой этой империи давно уже не существует? Как таковая она осталась в прошлом, но и сейчас патриархи Константинопольские продолжают именовать себя «Вселенскими». Как мы знаем из недавних событий, могут позволить себе действовать на чужой канонической территории, даже в ущерб Вселенскому Православию и другим Поместным Церквам.

И вот, против этого возвышения Константинопольского патриарха, которое происходило чисто по человеческим, по политическим причинам, и протестовал в своё время святитель Григорий. Он указывал патриарху Иоанну IV, что ни один из святителей, ни один из епископов не может себя так называть. Это унижает честь и достоинство предстоятелей других Церквей. Он проповедовал о том, что власть пастырская и архипастырская связана, прежде всего, не с господством над наследием Божиим, как и пишет об этом апостол Пётр (см. 1 Петр 5:3), а со служением Церкви, ближним, каждому христианину. Тогда святитель Григорий Двоеслов принимает, в противоположность громкому титулу «Вселенский», титул «Раб рабов Божиих». В своей жизни он действительно показывал верность этим принципам, служа всем - служа Церкви, ближним и своему Отечеству. Он сам, папа Древнего Рима - всего лишь раб рабов Божиих.

Печально, что вся аргументация святителя Григория против титула «Вселенский»
впоследствии стала именно православной аргументацией против поведения его преемников, Римских пап последующих поколений, которые воспринимали своё служение именно как вселенское, как универсальное, как власть и господство. В этом смысле святитель Григорий обличает не только своего современника патриарха Константинопольского, но и последующих своих преемников на Римской кафедре, которые впоследствии разорвали своё общение с Православной Церковью.

Вот такие поучительные страницы истории открываются нам в связи с памятью святителя Григория Двоеслова. Сам пример этого человека может быть поучительным для нас, как для пастырей и монахов, так и для каждого христианина, потому что все святые учат нас любви к Богу, любви к ближним, а в данном случае, и любви к Церкви, служению ей. Почитая наших святых, в том числе святых древних восточных и западных, святых Вселенской Церкви, будем стараться идти их путём, путём преданности Богу и Евангелию, путём верности Церкви. Будем стремиться в своей жизни воплощать Христовы заповеди, которые являются для нас источником жизни, источником спасения, чтобы нам быть со Христом, Спасителем нашим, и в этой жизни, и в будущей».