203

22 марта в музее Северо-Западного фронта состоялся круглый стол, посвященный столетию со дня принятия декрета ВЦИК «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих».

Напомним, что под предлогом помощи пострадавшим от массового голода в Поволжье 23 февраля 1922 года был издан декрет, согласно которому изъятию подлежали все предметы церковного обихода, изготовленные из драгоценных металлов.

Встречу в Старой Руссе организовали Российское историческое общество, Новгородский государственный музей-заповедник, Новгородская Митрополия, Санкт-Петербургский институт истории РАН.

В дискуссии приняли участие научные сотрудники музея-заповедника, Санкт-Петербургского института истории РАН, священнослужители Новгородской митрополии, сотрудники Старорусского колледжа НовГУ, краеведы.

Настоятель церкви Сретения Господня при НовГУ и председатель Молодежного отдела епархии Евгений Зайцев выступил с докладом «Антониев монастырь в годы изъятия церковных ценностей».

«Изъятие церковных ценностей стало очередным этапом гонений на Церковь, - отметил отец Евгений. - Монастыри, в том числе наш Антониев монастырь, начали закрывать ещё в 1920 году. Их имущество распределялось по разным советским комитетам: земельным, народного образования и другим. 1922 год дал старт массовым и централизованным изъятиям церковных ценностей. Были сформированы специальные комиссии, в которые помимо представителей власти входили сотрудники музея и священнослужители. Сотрудники музея смогли спасти некоторые ценные церковные предметы, включая их в список изъятия для хранения. Так, из Антониева монастыря сохранились Лиможские эмали, которые и сейчас мы можем видеть во Владычной (или Грановитой) палате Новгородского кремля. В своих воспоминаниях участники процесса изъятия церковных ценностей отмечали в первую очередь грубость, циничность и хамство, с которым оно совершалось. Вот, что писал много лет спустя заведующий музея Сергей Михайлович Смирнов: «Навсегда запомнилось мне, как после окончания всей этой тягостной процедуры, когда ушли члены комиссии, уехали подводы с церковным добром, настоятель собора протоиерей П. Беляев уселся на приступочку под ободранным иконостасом и горько заплакал...».

Также на круглом столе прозвучали доклады сотрудников новгородской группы СПбИИ РАН.
Кандидат исторических наук Ярослав Васильев рассказал об экономическом положении РСФСР в 1918-1922 годах, в том числе, о предпосылках возникновения голода в Поволжье.

Профессор, доктор исторических наук Борис Ковалев выступил на тему «Проблемы уничтожения и изъятия церковных ценностей на Новгородчине в 20-е – первой половине 1930-х гг». Он затронул такие темы, как конфликты «безбожников» и общин верующих, роль музейных сотрудников в оценке и изъятии церковных ценностей.

В Новгородской губернии изъятие церковных ценностей приняло такие масштабы, что начальник губотдела ГПУ (Государственное политическое управление при НКВД) потребовал от уездных комитетов РКП(б) привлечь к суду активистов за противоправные действия. Одновременно проходили суды за противодействие этим активистам. Об этом сообщает сайт СПбИИ РАН.
Кандидат исторических наук Дмитрий Асташкин посвятил свое выступление конфликту власти и Церкви из-за изъятия церковных ценностей на примере Новгородской губернии. Исследователь проанализировал обвинения Новгородского губревтрибунала против новгородских священников и верующих в 1922 году. Целью этих дел был и сбор материалов на митрополита Новгородского Арсения, старорусского архиепископа Димитрия.

Старший научный сотрудник Старорусского филиала Новгородского музея-заповедника Лариса Матвеева выступила с обзором документов по истории города Старая Русса в 20-е годы ХХ века.


https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15