Позади 40 дней Великого Поста, и совсем немного времени осталось до праздника Светлого Христова Воскресения. Близится Страстная Седмица – время особого духовного сосредоточения для православных христиан. Однако на рубеже этого периода Церковь отмечает еще одно событие, имеющее глубокий смысл.
В преддверии праздника Входа Господня в Иерусалим руководитель епархиального Отдела по религиозному просвещению и катехизации протоиерей Александр Ранне дал интервью сотруднику информационной службы Новгородской митрополии.
Отец Александр, каково значение праздника Входа Господня в Иерусалим?
-Значение праздника Входа Господня в Иерусалим и с точки зрения исторического последования событий Нового Завета - Евангельских событий, и с точки зрения церковной практики, и с точки зрения догматического богословия чрезвычайно велико. Этим праздником завершается СвятаяЧетыредесятница. Заканчивается Святой Пост, а Страстная седмица, которая предшествует празднику Воскресения Христова, предлагает пережить события последних дней жизни Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалиме.
Совершенно верным представляется то, что этот праздник как бы знаменует собой явление Иисуса Христа, которое должно было показать Его именно как Мессию. Мы действительно знаем из Евангелия, что когда Христос исцелял или воскрешал кого-то, Он делал это тайно, до времени не являя своей Божественности перед всеми людьми, и лично тому человеку, который обращался к нему за помощью. Однако, постепенно, ученикам, и прежде всего апостолу Петру, который первым исповедовал, что Христос есть Мессия, Сын Божий, Он явно открывает, что скоро предстоит последнее путешествие, последнее паломничество в Иерусалим. Сыну Человеческому предстоит пережить предательство, претерпеть страдания, быть оплеванным, взойти на Крест, умереть на нем, и, в конце концов, в третий день воскреснуть. С этим Он обращался к ограниченному кругу людей - к Своим ученикам.
Мы с вами знаем, что Иисуса Христа всегда окружала многочисленная толпа народа, искавшая не Слово Божие, но чаще всего исцелений, воскрешений и знамений. Он воспринимался, как говорят об этом в Евангелии сами апостолы, кем-то – как явившийся пророк Илия, кем-то – как воскресший Иоанн Креститель. Для апостола Петра, который, по словам самого Христа, говорил Духом Святым («не кровь и плоть тебе это открыли, но Дух Святой»), стало явным Его Божественное послание. Однако сам смысл явления Мессии, заключающийся в том, чтобы пройти путь искупления всех человеческих грехов, умереть с ними, воскреснуть в новом «теле» - теле, которое должно будет вместить в себя весь спасенный Божий мир, - для него был все равно не до конца понятен. И Вход в Иерусалим - это новая страница явления Христа всему миру, если можно так сказать, потому что тот Иерусалим, в который идет Христос на страдания, как бы является целым миром, ибо в этот город, священный для всех, собирались все народы вселенной.
Для понимания значения праздника Входа Господня в Иерусалим также важно событие воскрешения Лазаря Четверодневного. Это чудо совершилось уже явно, при общем собрании народа, когда все, кто знал Лазаря, пришли вместе с Иисусом Христом на могилу. Они увидели, как запеленованный в погребальные одежды, умерший человек воскрес, вышел живым из своего гроба. Эта весть разлетелась очень быстро, и дошла до Иерусалима, так как он находился недалеко от этого места. Люди стремились увидеть Христа, увидеть Того, Кто воскресил умершего. И теперь Иисуса сопровождает не просто толпа, но великое множество народа, ожидающего от Него нечто великое. Однако Христос въезжает в Иерусалим на осле, как бы показывая, что Он не завоеватель города, не человек, который должен встать во главе народа как некий царь или политический вождь. Он приходит совсем с другой миссией - с миссией проповеди Слова Божьего. Христос готов пострадать за этих людей, которые кричат Ему «Осанна в вышних».
Почему этот праздник еще называют «Вербным Воскресением» или «Пальмовым Воскресением»?
У нас пальмовые ветви не растут, мы встречаем Христа, грядущего на страдания, с ветвями верб, которые в это время расцветают первыми, так же как в Палестине расцветают новые ветви пальм. И мы видим, что встреча эта явилась для людей новой надеждой на то, что национальное самосознание евреев будет поднято с колен, что они наконец-то обретут статус свободного избранного народа, не подчиненного никаким другим религиозным культурам. Это надежда на свободу. С другой стороны, Христос не собирался воссесть на престоле, как думали апостолы Иаков и Иоанн. Он ищет небесную славу, но не для себя, потому что в полноте ею обладает, а прежде всего для своих учеников, для всех тех, кто встанет на путь восшествия в Горний Иерусалим.
В чем трагедия этого события?
Трагедия этого события заключается в непонимании миссии Христа Его окружением. Ученики даже после воскресения Христова, как мы знаем из книги Деяний, будут спрашивать «не в сие ли время Ты пришел воссесть во всей Своей славе?». Но Христос переводит весь разговор в «инобытие». Вам, говорит Он, - не дано знать сегодня времена и сроки. Они будут явлены тогда, когда совершится полнота времен. В этом отношении для православного христианина чрезвычайно важно пережить встречу Христа, который грядет на свои страдания, поскольку за этой встречей, за этим праздником мы будем переживать события Страстной седмицы – предательство, Тайную Вечерю, восшествие на крест, плач у гроба и, наконец, Воскресение Христово. Трагедия этих событий очевидна потому, что она как бы выявляет разноплановость земного и небесного бытия. Когда небесное сталкивается со слишком земным, всегда возникает коллизия, эта трагедийность встречи, потому что земное, непросветленное, непреображенное не помещается в небеса, и не может осмыслить иную небесную перспективу.
Какова история воспоминания праздника Входа Господня в Иерусалим в Новгородской епархии?
Мы помним, что в древнем Новгороде до 14-15 вв. этот праздник отмечался особым образом. Имелся специальный чин, когда новгородский архиепископ, восседая в этот день на осле, приезжал в Софийский собор на Богослужение. Его сопровождали верующие люди с вербами. И праздничная служба была особенно торжественной, о чем мы знаем по древнему новгородскому чиновнику Софийского собора. В этот день на Великом Входе выносились древние потиры 11 века, которые хранятся сегодня в Грановитой палате. Выносились новгородские сионы, в которых хранились Святые Дары - те, которые использовались на Литургии Преждеосвященных Даров во время Страстной седмицы, и те, которые использовались для причащения больных в течение года. Они выносились в большие праздники. И чиновник указывает, что это происходило только на праздник входа Господня в Иерусалим. Может быть, это происходило потому, что потиры были большими, а в тот день причащалось много народа; вероятно также потому, что практика причащения на Пасху была ограничена, а люди постились все дни Великого поста, и праздник Вербного воскресения был наиболее удобен для того, чтобы всем постившиеся имели возможность исповедаться и причаститься.
Как следует встречать этот праздник православному христианину?
Вспоминая события Входа Господня в Иерусалим, нам нужно в некотором смысле следовать за этим праздником. Главное ведь в церковной практике – это пережить события, влиться в них, встретить Христа, проводить на страдания за человеческие грехи, сопроводить Его на страдания и быть свидетелями всех этих событий – событий страдания, смерти и воскресения. Поэтому христианину в этот день следует прежде всего пойти в храм, исповедаться, причаститься и быть в радости духовной. Никаких особенных трапез в этот день не полагается, но иногда, по уставу, разрешается рыбная еда для подкрепления сил, потому что люди уже долгое время постничали.
Таков этот праздник и таково понимание этого Евангельского события. Для христиан чрезвычайно важно именно историческое восприятие этих событий, переживание. В тоже время мы прекрасно понимаем, что молитвенно, духовно, мы из истории как бы переходим в то единственное значимое для нас время – надысторическое, чтобы пережить эти события вместе со Христом, чтобы увидеть Христа распятого, погребенного и воскресшего.
Большое спасибо!