260

25 февраля 2022 года Церковь будет вспоминать перенесение списка Иверской иконы Пресвятой Богородицы в монастырь на Валдае в 1656 году. Завтра в Валдайском Иверском монастыре состоится праздничное архиерейское богослужение.

25 февраля - Литургия в 10.00, Исповедь - 9.00

Как сообщает сайт Валдайского Иверского монастыря, история Иверской иконы просматривается с первого века, когда по неизреченной любви к людям Божия Матерь благословила святого апостола и евангелиста Луку написать ее изображение еще во дни Своей земной жизни. Богородица являла множество чудес через этот образ, с которого впоследствии было сделано десятки списков. Один из них находится в Валдайском Иверском монастыре.

В 1653 году, на память перенесения мощей святителя Филиппа (3 июля), у патриарха Никона родилась мысль о создании обители во имя Иверской иконы Богоматери на прежде (еще в 1651 году) излюбленном им острове на озере Валдае, в Новгородских пределах. Он открыл свою мысль царю, который оказал ему полное содействие в приведении его намерения в исполнение. Предположено было создать обитель во всем подобною Афонскому Иверскому монастырю.

В том же году преступлено было к созданию обители и воздвигнуты были два временных деревянных храма: один во имя Пресвятой Богородицы Иверской, а другой с теплою трапезою во славу святителя Филиппа. В следующем году принесены были в новосозданную обитель из Москвы части мощей святителей Петра, Ионы и Филиппа. Сопровождавшие их встретили за 20 верст от Иверскаго монастыря шествующие туда же мощи преподобного Иакова из Боровичей (это было 24 февраля).

Отслужив литургию в крестопоклонную неделю (26 февраля), патриарх отправился в Москву и немедленно послал в святую Афонскую гору с тем, чтобы там с Иверской Афонской иконы написана была икона для новосозидаемой обители. По написании ее совершенно согласно с древнею чудотворною, она была отправлена в Москву с тем же подвижником, священником Корнилием, который сопровождал и первую Иверскую икону в Москву (в 1648 году), и еще иеромонахом Никифором. Св. икона прибыла в Москву 26 октября (13 октября по ст. ст.) 1655 года. 12 февраля (25 февраля по новому стилю) 1656 года состоялось перенесение списка Иверской иконы в монастырь на Валдае. 

Предстательство Божией Матери, явленное в разных чудесных случаях на Валдае, особенно во время эпидемии холеры в 1848 году, укрепляло веру православных людей в покровительство Пречистой Царицы Небесной. В 1849 году Государь Император утвердил определение Святейшего Синода об учреждении из Иверского монастыря крестного хода с чудотворной иконой, который совершается ежегодно 28 июля вокруг города Валдай в вечное воспоминание граждан об избавлении от смертоносной эпидемии холеры, после обнесения той иконы вокруг города Валдая. При этом в течение 10 дней икона оставалась в городе. При настоятеле Иверского монастыря архимандрите Лаврентии в середине XIX века сложилась традиция продолжительных крестных ходов по населенным пунктам Новгородской епархии.

Чудотворную Иверскую икону при большом стечении народа выносили из монастыря 21 мая, в праздник свв. Константина и Елены (в память спасения монастыря во время пожара 1825 года). Возвращалась икона в обитель к осеннему празднику Иверской иконы, отмечаемому 13 (26) октября. В середине этого периода икону возвращали в монастырь, со 2 по 26 июля она находилась в Успенском соборе монастыря, а с 27 июля по 6 августа – в г. Валдае. Крестный ход по епархии состоял из трех частей: с 21 мая по 1 июля – Демянское направление, с 27 июля по 6 августа – г. Валдай, с 9 августа по 12 октября – Боровичское направление, в которое входил и крестный ход по железной дороге от ст. Окуловка до ст. Любань и обратно. В крестных ходах была задействована чудотворная Иверская икона Божьей Матери, принесенная в XVII веке в Иверский монастырь святейшим патриархом Никоном и представляющая собой точный список с афонского первообраза.

В 1719 году с ризы был похищен венец, осыпанный драгоценными камнями. В 1861 году никоновская риза Иверской иконы была заменена новою золотою чеканкою ризою весом 25 фунтов 30 золотников (11,3 килограмма), под которою находился серебряный оклад. Риза изготовлена золотых и серебряных дел мастером из С.-Петербурга Ф. А. Верховцевым и стоила 15 600 рублей. Риза была украшена бриллиантами, изумрудами, сапфирами, алмазом, жемчугом. Кругом всей ризы вычеканены сверху Архангелы и по бокам 12 Апостолов. В художественном отношении отделка представляла верх совершенства. На рубашке Богомладенца в золотом кресте вложена частица Животоврящего Древа Креста Господня. На затворах ризы повторена старая вкладная надпись, сделанная по заказу патриарха Никона 1 марта 1656 года, а также вырезан текст надписи, составленной в XIX веке.

В 1866 году стараниями архимандрита Лаврентия в С.-Петербурге была заказана еще одна риза, повторяющая прежнюю, но с той только разницей, что вместо драгоценных камней в ее украшении использовались обычные камни и стеклянные бусины. Новая риза была специально сделана для использования в крестных ходах. 25 мая 1892 года во время крестного хода по Крестецкому уезду, когда икона находилась в д. Давыдовщина, на нее было совершено разбойное нападение. Крестьянин Г. Васильев топором ударил по иконе. Разбилось стекло, повредилась рама, были рассечены два слоя оклада и повреждена сама икона. Если оклад на время крестного хода менялся, то сама икона оставалась прежнею, никоновскою. В период крестных ходов ее место в Успенском соборе занимала ее точная копия, на которую надевалась «драгоценная» иверская риза.

В начале XX века в Успенском соборе было четыре Иверских иконы. Кроме того, Иверские иконы имелись в церквях Богоявления Господня, св. Филиппа, Архангела Михаила, в ризнице, таким образом, в обители в общей сложности было десять Иверских икон. Но в крестные ходы всегда отправлялись с чудотворной никоновской иконой XVII века.