270

21 февраля 2022 года, в день памяти великомученик Феодора Стратилата, епископ Юрьевский Арсений совершил Божественную литургию в храме вмч. Феодора Стратилата Великого Новгорода.

По окончании богослужения владыка обратился с проповедью к молящимся:

Всех вас, дорогие братия и сестры, сердечно поздравляю с престольным праздником и передаю также поздравление и приветствие от владыки митрополита Льва.

Каждый год эта зимняя память великомученика Феодора Стратилата, восьмого февраля по старому стилю, приходиться на период попраздства Сретения Господня, а праздник Сретения относиться к древнейшим христианским праздникам. Насколько известно самое раннее известие об этом празднике восходит к четвертому веку и согласно этим источникам уже тогда Церковь на Востоке праздновала на сороковой день праздника Богоявления праздник Сретения Господня, который завершал собою этот Богоявленский цикл по аналогии с тем, как Вознесение завершает собою Пасхальный цикл.

И в этом празднике, как и в празднике Рождества Христова, как и в празднике Богоявления, звучит и светит та же самая идея, та же самая благая весть, о том, что Бог явился в этом мире как человек, ради каждого из нас, ради нашего спасения. Он пришел в этот мир, чтобы состоялась эта встреча – сретение с Богом. И она стала возможной во Христе. Прежде всего, во Христе Бог встретился с человеком и уже мы через Христа в церкви имеем возможность этой встречи с Богом. Как-то сказал апостол Павел: «Теперь мы видим, как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно…». (1Кор.13:12).

Предчувствуем, мы живем живым ощущением присутствия Христа Воскресшего. Мы чувствуем Его присутствие в Таинствах Церкви, нашей жизни, в молитве, совершении добрых дел, иногда чрезвычайных ситуациях нашей жизни. Даже когда окончится наша временная жизнь и все покровы исчезнут. И апостол Павел говорит: «…тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно, как я познан». (1Кор.13:12).

И вот об этой главной встрече, об этом главном Сретении мы молимся, чтобы она была благой, чтобы, начавшись здесь, в этом мире, имела вечное измерение, вечное продолжение в радости, в жизни нескончаемой, в Божественной любви. Об этом опыте свидетельствует, прежде всего, весь сонм святых, их опыт, и прежде всего опыт мучеников Церкви, ее первых святых. Их свидетельство, то, что мы переводим на славянский язык, как мученичество, а христиане называли это свидетельством. Само их исповедание смертью, которое венчалось в условиях гонения за Христа в Римской Империи, было самой красноречивой проповедью.

Это было не геройство и не бахвальство, а молчаливое, точнее кроткое мужественное немногословное свидетельство о том, что действительно христианам открылась эта тайна – тайна встречи с Богом, и что встреча со Христом Воскресшим перевернула и преобразила всю жизнь, может преобразить и исцелить жизнь каждого человека, и что они, мученики, свидетельствуют таким образом за Христа, как Феодор Стратилат, как Георгий Победоносец и многие другие. Не умирают, не погибают, а восстают с Ним, со Христом для жизни вечной. И для Церкви ранней в тех условиях это было сказать важно, значит, ничего не сказать. Это была Пасхальная радость, Пасхальная Тайна Церкви. Почему мученики и стали нашими первыми святыми, с них началось почитание святых. Вся традиция географии, вся вот эта традиция, предание о единстве земной и небесной церкви, и об общении святых.

Еще раз поздравляю вас с праздником великомученика Феодора. Пусть его заступничество Господь укрепит, защитит и благословит нашу жизнь. Аминь.