264

8 февраля 2022 года, в день престольного праздника церкви преподобного Ксенофонта Робейского деревни Волынь Новгородского района, епископ Арсений совершил в храме Божественную литургию.

После Литургии был совершен молебен с молитвой перед иконой преподобного, затем владыка обратился к прихожанам со словами проповеди: «Сегодня мы вспоминаем Новгородского чудотворца преподобного Ксенофонта Робейского, которому посвящен этот храм. Есть святые, которые известны всей Вселенской Православной Церкви и почитаются везде, как святитель Николай Чудотворец. Есть святые менее известные в Православии, но более близкие сердцу отдельных православных христиан, как близок новгородцам образ ученика преподобного Варлаама - Ксенофонта Робейского. О нём известно, что он жил в XIII веке и основал недалеко от этих мест обитель, в которой и почивали его святые мощи после кончины.

Тем не менее, все святые, которых прославляет Церковь, для каждого из нас своего рода светильники или звезды. Образы понятные и близкие особенно древнему человеку, которые умели ориентироваться только по звездам, находя путь темной ночью, или в безбрежном море путь к спасительной пристани, путь домой. Так вот, все святые, прославленные Церковью, и сияют на церковном небосклоне, как звёзды, указующие и нам путь к нашей последней цели – Вечному Дому.

Преподобные - это название прилагается чаще всего к монахам, которые прославились святой жизнью, но в более широком смысле это призвание уподобиться Христу, призвание для каждого из нас. Призвание, которому мы соглашаемся следовать, когда даём обеты при Таинстве Крещения быть со Христом. И это заповедь Спасителя, которая обращена к каждому из нас: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48). Это путь христианской жизни и богоуподобления. Путь спасения, который, принадлежит не только пустынникам и преподобным отцам, но является призванием для всех нас. Это не значит, что мы должны уйти в пустыню, не значит, что мы должны стать апостолами или мучениками или какой- то иной категорией святых, мы должны на своем месте и в тех обстоятельствах, в которых нас Господь призвал, быть верными Христу, жить евангельским словом и быть свидетелями Христовыми в этом мире не столько словами, сколько своей жизнью.

Всё Евангелие учит нас, как следовать за Христом. Этот путь не назовешь лёгким, тем не менее, Господь говорит: «Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11:30). Это путь крестоношения, но Господь говорит: «Научитесь от Меня, последуйте за Мной». Следование за Христом, в конце концов, означает и следование за Ним и в Воскресении к вечной жизни. Вот к чему призывает всё Евангелие, вся церковная традиция, святые. Весь смысл нашей христианской жизни в том, чтобы быть в единстве с Богом и в этой жизни, и в следующей. Но Евангелие не просто говорит об этом в возвышенных словах, оно даёт нам практические указания, заповедь.

Мы слышали сегодня на Литургии в Евангелии от Луки, как Господь дал Заповеди Блаженства. И нужно понимать, в какой атмосфере, в какой обстановке они были сказаны. Это не какое-то тихое, интеллектуальное, возвышенное учение, которое дает мудрец в окружении своих учеников, это как гром и молния, которая поражает сердце человека, привыкшего мыслить другими категориями. Если вдуматься в Заповеди Блаженства, то, о чем они? Они называют блаженными всех тех людей, которые для этого мира наоборот несчастны, но Господь переворачивает эту логику и все наши обычные представления об успехе, о счастье, о смысле жизни. Господь говорит: «Блаженны нищие духом, блаженны плачущие, блаженны изгнанные правды ради».

И именно такой путь делает нас подобными Христу, путь на котором мы стоим, начиная вести сознательную христианскую жизнь. Тогда происходит переоценка всей системы ценностей, и мы уже не разделяем привычные для мира, в котором мы живём, представления о том, что хорошо, что ещё вчера казалось нам ценным. Отныне это кажется уже неважным в свете вечности, в свете любви Божией, открывшейся нам. Вот эта переоценка, этот поворот на церковном языке называется покаяние. Слово «покаяние», по-гречески «метанойя», это изменение ума, изменения образа мысли, следовательно, образа жизни, процесс продолжающийся в течение всей нашей жизни. Невозможно одномоментно стать святым, каждую секунду, каждое мгновение жизни мы так или иначе должны являть свою верность Богу, Христу, Его слову, а не представлениям и не ценностям этого мира, которые, подчас, далеки от Евангелия.

Будем стараться жить по слову Божию, как это делали все святые. Пусть евангельское слово, которое является словом Самого Христа, нашего Учителя и Господа, будет источником для нашей христианской жизни, вдохновляющим, укрепляющим и утверждающим нас в той жизни, которую мы начали вести, назвавшись христианами, обретя веру. Не будем никогда забывать или ослабевать в своих усилиях. Наоборот, чем больше мы будем обращать внимания на дела, которые соотносятся с нашей верой, такие как молитва, участие в Таинствах, ежедневные дела милосердия, то это то, что будет постепенно выравнивать нашу жизнь, соотносить ее с Божиим замыслом о нас. И наша жизнь при таком подходе войдёт в симфонию, в согласие с Евангельским словом. И мы будем вести тот образ жизни, к которому призывает нас Господь. И вырастем, как говорит апостол Павел «в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Для того, чтобы воистину быть учениками, сыновьями и дочерями Отца нашего Небесного, преподобными, то есть уподобившимися Христу в любви к Богу и к нашим ближним».