555

10 февраля 2022 года Церковь будет вспоминать день отшествия ко Господу выдающегося иерарха Русской Церкви XIX-XX веков, духовного наставника святителя Луки (Войно-Ясенецкого) – митрополита Арсения (Стадницкого), который на протяжении 23 лет был правящим епископом Новгородской епархии. 10 февраля в Софийском соборе состоятся архиерейские богослужения.

Исповедь – 9.30, Божественная Литургия – 10.00, панихида – 11.00.

Митрополит Арсений (в миру Авксентий Георгиевич Стадницкий) – епископ Русской Православной Церкви, митрополит Ташкентский и Туркестанский (1933–1936). Родился в селе Комарово Хотинского уезда Кишиневской губернии в семье сельского священника. Родом он был молдаванин. В 1880 году окончил Кишиневскую духовную семинарию и был назначен учителем Единецкого духовного училища. Высшее образование получил в Киевской духовной академии, которую окончил в 1885 году со степенью кандидата богословия и со званием магистранта. По окончании академии назначен в Кишиневскую духовную семинарию преподавателем греческого языка, затем - церковного пения (он считался одним из лучших его знатоков) и гражданской истории.

В этом же 1895 году назначен инспектором Новгородской духовной семинарии и, по принятии монашества 30 декабря, рукоположен 31 декабря во иеродиакона. 1 января 1896 года рукоположен во иеромонаха и определен на должность инспектора Новгородской духовной семинарии, а затем определен ректором той же семинарии с возведением в сан архимандрита и настоятеля монастыря св. Антония Римлянина в Новгороде.

Указом Святейшего Синода от 5 ноября 1910 года назначен архиепископом Новгородским и Старорусским. В 1913 году в Новгороде открылось по инициативе архиепископа Арсения церковно-археологическое общество.

Осенью 1917 года на Всероссийском Поместном Соборе был один из трех кандидатов в патриархи, вместе с владыками святителем Тихоном Московским и Антонием Харьковским. В то время народная молва оценила его как «самого строгого» из архиереев Русской Церкви – в отличии от «самого умного» Антония и «самого доброго» Тихона. По свидетельству митрополита Евлогия (Георгиевского), архиепископ Арсений «возможности стать Патриархом ужасался и только и молил Бога, чтобы «чаша сия миновала его». 29 ноября 1917 года возведен в сан митрополита.

Был арестован в ноябре 1919 года в Москве. Затем арест последовал в Новгороде, где он находился под надзором власти, – в 1920 году. В 1922 году митрополит Арсений был привлечен к суду вместе с патриархом Тихоном по ложному обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. Почти год находился в заключении. Владыке пришлось пережить убийства своего викария епископа Варсонофия (Лебедева) и многих священнослужителей, вскрытие мощей, изъятие церковного имущества и ценностей в Новгороде.

Выйдя из тюрьмы 10 января 1924 года, уже через 5 дней был вновь арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. В 1925–1926 годах он находился в ссылке в Полторацке (Ашхабаде), а в 1926–1936 годах – в Ташкенте. В это время он был лишен возможности принимать активное участие в управлении Русской Православной Церковью, а также управлять своей Новгородской епархией. 11 августа 1933 года он был уже формально освобожден от управления Новгородской епархией и назначен митрополитом Ташкентским. Скончался 10 февраля 1936 года в Ташкенте, и был похоронен на городском Боткинском кладбище.

По оценке, помещенной в жизнеописании, составленном митрополитом Мануилом (Лемешевским), митрополит Арсений был человек тяжелого характера, но справедливый и прямой. Уставщик церковной службы и пения. Формалист. Священников, имевших камилавки, но приезжающих без камилавок, не допускал к себе на прием, пока они не привезут свою камилавку, хотя бы надо было обратно ехать за 150 км. Митрополит Арсений был известный духовный писатель и выдающийся оратор политический (в Государственном Совете) и блестящий проповедник. Неутомимый исследователь в области местной церковной старины и автор многочисленных богословских трудов. Его выступления в Святейшем Синоде, Государственном Совете и в общественных церковных собраниях считались блестящими, как образцы выдающейся импровизации. Владел сильным голосом – басом.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), чьим духовным наставником он был и на чьих руках умер в ташкетской больнице, так отозвался на смерть Арсения: «Вы лучше меня знаете, как безмерна эта утрата для Церкви русской, и довольно мне сообщить только событие, низко опустить голову и снова лить слезы».