6 февраля 2022 года, в день празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Софийском соборе. Во время Литургии возносилась заупокойная ектения за всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Затем было совершено славление новомученикам.
Затем епископ Арсений обратился к верующим со словами проповеди: «Дорогие отцы, братия и сестры сердечно поздравляю вас с праздником, с Воскресным днём и с памятью Святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. Завтра, 25 января по старому стилю, день мученической кончины митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), а когда-то ещё он был и викарием Новгородской епархии, епископом Старорусский. Ближайшее воскресенье к дню памяти этого святителя, первого из иерархов, принявшего мученическую смерть за Христа в годы безбожной политики советской власти, называется днём памяти Собора новомученников и исповедников Церкви Русской. Этот день, как особо памятный, был установлен ещё отцами Поместного Собора 1917 -1918 годов Православной Российской Церкви, который проходил уже в непростое время развернувшихся кровавых гонений на Церковь. Большевики, сразу после прихода к власти, развернули свою антицерковную политику. Если 25 октября состоялась революция, то 31 октября пострадал первый священнослужитель за веру Христову – отец Иоанн Кочуров из Царского Села, а 25 января, или 7 февраля по новому стилю, пострадал первый владыка, митрополит Киевский Владимир. И последующие годы – 20-е и особенно 30-е – показали невиданную ранее по масштабам картину преследования христиан и гонения на Церковь.
Христос, посылая учеников на проповедь перед своим Вознесением сказал: «Но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1:8). И они стали такими свидетелями, они пронесли слово Христа там, где им было суждено. И почти все из них засвидетельствовали свою веру и своё слово мученической смертью. Последующие времена, самые первые века истории Церкви тоже были не безоблачными. В Римской империи, и в других странах, где Евангельское слово начинало звучать, как правило, христианство встречало неприятие, ненависть мира сего. Первые святые, которых Церковь прославила, были мученики. Мы помним, что славянское слово «мученик» – это перевод греческого слова «мартис», что означает «свидетель». Иначе говоря, первые святые Церкви почитались не столько как чудотворцы, не столько как великие ходатаи или те, кто мог исполнять все наши молитвы, а важным был именно сам факт свидетельства верности Христу, свидетельства того, что во Христе ничто не может нас разлучить от любви Божией, что Воскресением Христа даже смерть уже побеждена, что она - ничто для человека, который предал себя в руки Божии, который живёт Воскресением Христовым и уже вкушает в Церкви опыт жизни будущего века.
Лучшим выражением подвига мучеников и древних, и новомучеников Церкви Русской служат слова апостола Павла, которые мы слышали на Литургии: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, [обреченных] на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.8:35-39).
Сегодня мы прославляем память новых мучеников, новых свидетелей Христовых, которые воссияли в первой половине XX века. Это было время, беспрецедентное по количеству святых, воссиявших в Церкви. Но беспрецедентным оно было ещё в одном отношении. Новомученики и исповедники Церкви Русской, наши новые святые, действительно, слава и украшение Церкви, наша радость, наша похвала. Но они же являются для нашей совести укором и вопросом. Потому что во все времена гонителями были язычники или иноверцы, а страдали за Христа православные христиане. Что же случилось в нашем Отечестве в ХХ веке? До сих пор мы не можем ответить на этот вопрос до конца. Гонителями были ведь не язычники, не иноверцы, а люди, которые крестились когда-то, которые слышали о вере от своих родителей и священнослужителей, которые изучали Закон Божий. И в то же самое время мы видим такое помрачение, такое безумие, которое захватило наш народ настолько, что он бросился уничтожать свою веру, историю и культуру. И вот появились сонмы страдальцев, кто безвинно был замучен, потому что им не было места в новом государстве, которое строилось уже по совсем другим, далёким от Евангелия принципам. А вся вина новомучеников и исповедников Церкви Русской была в том, что они оставались верными Богу и хранили эту веру.
И как такое могло произойти – не может ответить никто, но мне кажется, что этот вопрос обращён к нашей христианской совести. Потому что на каждом из нас, не только на архиереях, не только на священниках, на каждом христианине есть ответственность за судьбу Церкви в этом мире. Не только за будущее наших детей, но и ответственность за Церковь. Подумаем над этим, не даём ли мы сегодня дурной пример или повод для негативных суждений о Церкви людям, которые могли бы прийти к вере, к Богу, но не могут по нашим грехам, потому что мы, христиане, священнослужители, отталкиваем их? Наше призвание – быть свидетелями Христовыми в этом мире. Господь не требует от каждого из нас апостольства или мученичества, но все мы призваны быть Его свидетелями – своими делами, добродетелями, молитвой, примерной христианской жизнью. Это предназначение всей Церкви и каждого верующего в отдельности. И в этом отношении мы ответственны не только за будущее Церкви, но и за будущее нашего общества, нашего государства и нашей последующей истории.
Христос называет Своих учеников «солью земли и светом для мира». Будем же такою «солью», которая не утратила силы. Будем таким светом, который сияет в этом мире и который не может поглотить тьма. Можно спросить, как это возможно? «Человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19:26). И если мы с Богом, если мы Христовы, то мы постоянно черпаем благодатные силы в этом единстве, в Таинствах и в молитве. Сама добродетельная жизнь способствует освящению и преображению, прежде всего, наших сердец, а потом – и жизни всех окружающих нас людей, которых посылает Господь в наши жизни. Чем больше мы очищаем свое сердце, чем больше мы преображаем свою жизнь, тем больше будет преображаться и освящаться мир вокруг нас. Не будем никогда об этом забывать. И пример наших святых, подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской пусть будет всегда в нашем сердце укрепляющим, вдохновляющим нас примером».
Его Преосвященству сослужили штатные клирики Софийского собора: протоиерей Виктор Петернев, иерей Николай Полозов и иерей Феодор Середа. Богослужение сопровождалось пением хора Софийского собора под управлением регента Светланы Михайловой.