Ежегодно в праздник Крещения Господня, а также в крещенский Сочельник в храмах Русской Церкви совершается великое освящение воды и священнослужители в проповедях рассказывают о ее особых свойствах. Однако в народе до сих пор бытует немало суеверий о крещенской воде и о самом празднике Крещения, которые не имеют никакого обоснования. Об этих суевериях нам рассказал настоятель церкви Бориса и Глеба протоиерей Олег Архипов.
- Крещенская вода, освящённая в праздник Крещения, сильнее богоявленской, освященной в Сочельник Рождества.
- Крещенская и богоявленская вода абсолютно ничем не отличаются друг от друга. Дело в том, что раньше на Крещение служили одну ночную службу, во время которой совершалось великое освящение воды, это уже впоследствии появилась традиция разделять эту службу на две и освящать воду и 18 и 19 января. Поэтому в умах людей появилась такая путаница насчет «силы» богоявленской и крещенской воды. Крещение Господне одно, а не два: Господь вошел в воды реки Иордан, крестился, небеса разверзлись и на Него сошел Дух Святой в виде голубя, и голос Самого Бога-Отца засвидетельствовал о Нем как о Сыне Божием. В современной традиции мы просто два раза совершаем великое освящение воды, и верующие сами решают, когда им идти за водой: в Сочельник или в Крещение.
- Ровно в полночь с 18 на 19 января вся вода на планете становится святой, крещенской и ее можно просто набрать из-под крана, не приходя в храм.
- В молитвах на освящение крещенской воды есть слова: «Днесь вод освящается естество». Понимая эти слова буквально, можно подумать, что освящается вся вода на планете. Конечно, ничего невозможного для Бога нет, и мы не можем убедиться в том, освятилась ли вода по всему миру или нет. Но ведь если она действительно освящается везде, то при чем тут полночь? Полночь в одном городе России отличается от полночи в другом городе. Вода освящается не потому, что наступило 19 января, а потому что священнослужители вместе с верующими собираются в храмах и совершают великое освящение воды, призывая благодать Божию на нее. Господь сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Поэтому принято все-таки набирать воду в храме, где совершается великое освящение. Это раньше воду освящали на Иордани, то есть в реке или колодце, и оттуда ее набирали, а теперь традиция изменилась.
- Любой может набрать крещенской воды, не присутствуя на праздничных богослужениях.
- Если ты в церковь не ходишь, зачем тебе святая вода? Что за магическое отношение к православной святыне! Вода ведь освящается по нашей вере. Знаете, некоторые приходят набрать святой воды, а уходят с обычной водой в бутылках. Почему? Да потому что веры в них нет. У меня на приходе были случаи, когда человек пришел после службы, набрал бутылку воды, а она на следующий день зацвела, зеленью покрылась. У меня 5 лет стоит крещенская вода и не портится. Есть у нее такое свойство – не портиться, но опять-таки все по нашей с вами вере происходит. Господь сказал в Евангелии: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29).
А еще некоторые приходят за крещенской водой совсем не для того, чтобы освятить свои душу и тело, а для неблаговидных целей. Периодически за крещенской водой приходят колдуны, ворожеи, бабки или люди, которых они посылают за святой водой для какого-то обряда, потому что сами даже войти в храм не могут. Спросишь такого человека: «Зачем тебе крещенская вода?» А он говорит: «Меня бабка послала, говорит, что обряд без нее не сделать».
Некоторые набирают крещенской воды, а потом садятся за праздничный стол, первые рюмки запивают святой водой, напиваются и с утра пьют святую воду как лекарство, как антипохмелин! Представляете, что может произойти с такими людьми, попирающими святыню? Поэтому мы стараемся отслеживать это и не давать крещенскую воду кому попало. Употребление великой Агиасмы, а ведь именно так ее еще называют, без благоговения и веры может нанести большой вред организму и душе человека.
Воду допустимо принести родственникам, которые не являются атеистами, но которые по тем или иным причинам пока в храм не ходят, однако с благоговением относятся к святыне, а также людям с ограниченными возможностями здоровья.
Еще добавлю насчет богослужений: дьявол ведь не дремлет. Бывает, что человек хочет прийти на крещенскую службу, весь год собирается, а тут ему звонит знакомый и говорит: «Тебе воды принести?» Человек соглашается и все – на праздничную службу уже не идет. Как говорится, благими намерениями выложена дорога в ад. Поэтому все-таки лучше самим прийти, помолиться на службе, а уж потом воды набрать.
- Купание в крещенской купели смывает все грехи.
- Это к христианству не имеет никакого отношения. Грех – это болезнь души, его не смывают, его нужно лечить, и сделать это можно только искренним покаянием (исповедью). Бог автоматически нас не спасет: искупался и чистый. Такого не бывает. Часто люди заходят в купель, ругаясь матом, да еще и выпившие. Люди не понимают, что купание – это не магия, это просто погружение в ледяную воду. Если ты не подготовлен, если ты не закален, то могут быть печальные последствия.
- Если пить крещенскую воду, то можно не причащаться.
- Принятие крещенской воды и Причастие – это две совершенно разные вещи. Конечно, в молитве на освящение крещенской воды в есть слова, которые указывают на следующее: если человеку не причаститься, а ему плохо, он может принять великую Агиасму для исцеления души и тела. Но Таинства Причастия это, конечно, не заменит. Великое освящение воды – это не Таинство Церкви, а Евхаристия - это Таинство. Через воду мы получаем благодать, а в Причастии соединяемся с Господом. Это разный уровень. Когда нет возможности причащаться, то берем крещенскую воду, просфору или антидор и принимаем с утра натощак. Конечно, в моей практике были случаи исцеления после принятия Агиасмы, однако не стоит делать на этом акцент, иначе у людей начинает работать оккультное мышление, когда они хотят быстро получить результат, ничего при этом не делая.
- Нельзя ставить емкости со святой водой на пол или землю и нельзя святую воду разбавлять – она потеряет «силу».
- Таких правил в Церкви нет. Нужно ставить воду в чистое, специально отведенное место, это ведь святыня. Есть такое выражение: форма дух бережет. Если ты изначально к сосуду относишься с благоговением, то не столь важно, куда ты его поставил. А если ты бросил бутыль со святой водой в подвал и забыл, зачем ты ее брал тогда? Еще зачастую люди приходят набирать воду с грязными бутылками, из которых несет пивом или лимонадом. Ну что это за отношение? Люди даже помыть тару не удосужились! Что они потом будут делать с этой водой, непонятно.
Насчет того, что воду нельзя разбавлять – это суеверие. Я вообще не понимаю, зачем люди канистрами воду набирают. Они что, купаться в ней будут? Люди не знают, что одна капля крещенской воды освящает всю остальную воду! Я призываю прихожан брать небольшую бутылочку воды и добавлять ее, куда необходимо. Поверьте, этого будет вполне достаточно.
- Что бы Вы пожелали нашим читателям?
- Я желаю, чтобы само событие Богоявления не прошло мимо вас, чтобы вы заметили его и серьезно отнеслись. Поэтому надо открыть глаза и перестать быть детьми, которые хотят верить в сказки. Отношение к празднику и святыне должно быть серьезным, ведь рано или поздно нам придется дать отчет о своих делах. Когда человек рождается, ему дают свидетельство о рождении, когда умирает, родственникам дают свидетельство о смерти. А когда мы приходим к Богу, мы приносим Ему свидетельство о жизни и нужно позаботиться, чтобы оно не было перепачкано грехами. Для этого Господь и явился в этот мир, для этого Он и принял Крещение. С наступающим праздником Крещения Господня!
Напомним, что расписание крещенских богослужений можно посмотреть здесь.