281

9 января 2022 года, в Неделю по Рождестве Христовом, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Георгиевском храме Старой Руссы.

По окончании Литургии было совершено славление перед иконой Рождества Христова.

Затем владыка обратился к молящимся со словами проповеди: «Всех вас, дорогие братия и сестры, сердечно поздравляю с праздником Рождества Христова, а также передаю вам приветствие и поздравление митрополита Новгородского и Старорусского Льва. Мы продолжаем находиться в свете Рождества Христова, которое, как и всякий великий Господский двунадесятый праздник, длится несколько дней, обычно, неделю. И в каждый из этих дней мы будем прославлять родившегося ради нас в этом мире Господа, ставшего одним из нас ради нашего спасения. Это любимый всеми праздник, и не только христианами, но и даже людьми часто далекими от Церкви, которые все равно испытывают какое-то трепетное и теплое чувство в отношении к этому празднику.

Этот праздник вызывает у всех радость, надежду и вдохновение. Но в то же самое время, сквозь эту радость и ликование мы никогда не должны забывать о том, что Христос пришел в этот мир ради нашего спасения, и что Ему еще предстоит испытать. И мы знаем из Евангелия, что уже первые месяцы Его жизни были отмечены гонением на Него со стороны людей, царя Ирода, который хотел Его убить, и впоследствии эта злоба человеческая будет преследовать Его до конца жизни на земле.

Как иногда кажется очень умилительным изображение Вифлеемской пещеры, но взглянем лучше на торжественную, и в то же время аскетичную икону Рождества Христова. О чем она повествует? На ней изображены события, связанные с Рождеством, которые мы находим в Священном Писании, изображены и действующие лица - ангелы, люди, животные - на земле и небе, как всё творение, которое восхваляет Явившегося ради нас Господа. Обратим внимание только на один простой факт, великий и потрясающий, что Вифлеемская пещера и пелены - это предзнаменование того, что Христа ожидает другая пещера, пелены и плащаница. Это та пещера, в которой Он будет погребен после Своего страдания, ради нашего Спасения. Эта Рождественская и Крестная символика звучит в молитвах чина проскомидии перед Литургией, когда приготовляются Дары – хлеб и вино.

И вот мы, прославляя сегодня Родившегося ради нас Господа, мысленно уже устремляемся к тому Крестному пути, который начинается для Него с момента прихода в мир, а закончится на Голгофе. Это путь, который Он должен пройти ради каждого из нас. И мы все, дорогие братия и сестры, как бы ни были придавлены грузом страданий, скорбей, болезней и забот, никогда не должны забывать, что Крест всего мира и наш с вами Крест, пронес уже Господь. А мы можем соучаствовать этому, своим смирением и преданностью Богу: «Да будет воля Твоя», в любви и благодарности помочь Христу нести наш Крест ради нашего Спасения.

Господь, явившийся в этом мире, совершает наше спасение, чтобы мы вернулись к Богу. Человечество, в лице прародителей, потерявшее Бога, обретает во Христе дорогу домой. И нам Спаситель снова являет и дарует Себя - Бога. В этот мир вновь возвращается и радость, и смысл, и жизнь, и любовь. Это самое важное и величественное, что есть в этом празднике. Бог вошел в этот мир, и Он всегда уже будет с нами, и мы, если хотим, можем быть с Ним. И пусть эта радость, что Он нас никогда не покинет, всегда укрепляет, вдохновляет и придает силы нам для того, чтобы жить по Его заповедям, делать добрые дела, послужить Христу своей жизнью, принести ее в дар Богомладенцу, как Он Себя отдает в дар нам. Для того, чтобы ответить любовью на любовь, верой на Его доверие, благодарностью на ту жизнь, на то спасение, которое открывается нам в этот день в яслях Вифлеемских».