467

2 января 2022 года, в Неделю перед Рождеством Христовым, святых отец, епископ Юрьевский Арсений совершил Божественную литургию в Софийском соборе.

По окончании Литургии владыка обратился к верующим со словами проповеди: «Этот воскресный день, дорогие отцы, братья и сестры, называется Неделей перед Рождеством Христовым, святых отец. В предшествующее воскресенье, которое называлось Неделей святых праотец, мы вспоминали всех известных по Писанию Ветхого Завета праотцев, то есть патриархов, родоначальников еврейского народа, в котором, когда исполнилась полнота времен, как пишет апостол Павел, родился Спаситель. Сегодня же, в Неделю святых отец, мы вспоминаем именно тех, кому суждено было стать предками по плоти Христа Спасителя. И сегодня мы слышали замечательное евангельское чтение, которое открывает собою весь Новый Завет. Это самое начало Евангелия от Матфея, «книга родства Иисуса Христа», как сказано по-церковнославянски, или по-русски «родословная» Господа Иисуса Христа. Перед нами предстает длинный перечень имен, в котором есть и праведники, и святые патриархи, и пророки, но есть люди, которые не были известны праведностью, иногда даже напротив. И когда мы слушаем в церкви это евангельское чтение или когда мы раскрываем Новый Завет, то встречаемся с этим длинным перечнем имен, не все из которых нам что-то говорят, кроме известных, скажем Авраама или Давида. И можно задаться вопросом, для чего это содержится в Священном Писании Нового Завета? Летописи были в Ветхом Завете, есть целые книги, которые так и называются летописи, или Паралипоменон по-гречески, потому что еврейский народ дорожил своей историей. Для того, чтобы доказать свою принадлежность к избранному народу, человек должен был предъявить книгу родства, список своих предков по крови, которые тоже принадлежали к этому народу. Тем самым подтверждался и его статус принадлежности, как к этому народу, так и ко всей истории спасения, которой был отмечен Ветхий Завет, ведь он был приуготовлением к пришествию Спасителя мира, Господа Иисуса Христа.

По преданию, евангелист Матфей пишет свое Евангелие для христиан из иудеев, которые тоже дорожили этими отеческими традициями, своей историей, всем Ветхим Заветом. Но важно не только это. Евангелист наглядно показывает христианам из иудеев, что Христос, пришедший в этот мир из дома царя Давида, является истинным Мессией. Ведь так учили пророки и учители израильские, что именно из дома царя Давида придет истинный Спаситель, истинный Царь, и эта родословная, открывающая собой Евангелие от Матфея, прежде всего, доказывала христианам из иудеев, что народ Божий получил свое чаяние, обетование исполнилось, пришел Спаситель, истинный потомок Давида. Но ведь Евангелие, как слово Божие звучит во все времена, оно имеет универсальный, вневременной и внеэтнический характер. И мы, раскрывая эти строки, или слушая их в церкви, как сегодня, не должны просто скучать или нетерпеливо ждать, когда этот перечень закончится. Потому что каждое имя, прозвучавшее в нем, это благовестие о нашем спасении, как удар пасхального колокола, так и каждое имя из этой родословной говорит о том, что Христос Спаситель вошел  в этот мир. У Него появились предки, родословная. Он стал одним из нас, Он принял всю нашу человеческую природу, вошел в ткань истории, для того чтобы наше израненное, изуродованное грехом человечество спасти, исцелить и преобразить, взыскав как погибшую овцу из притчи, чтобы вернуть ее к Отцу.

Мы слышим уже в этом чтении повествование о Рождестве Спасителя, и, что все это произошло, да сбудутся слова пророка Исаии, который говорит: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1:23). Эти слова прозвучали за восемь столетий до Рождества Христова. В этом тáинственном имени – «С нами Бог» – была открыта сущность того, что совершится: Бог с нами, Он пришел, Он явился в этом мире, стал одним из нас, стал нашим Спасителем, Господом, Учителем и Другом для того, чтобы нас всех сделать причастниками Своей жизни, Своей любви и Своего Царства. И как бы мы не были отягощены какими-то испытаниями, унынием, страданием, тяжкими обстоятельствами этой жизни, мы не должны никогда забывать этого самого главного и вечного благовестия: «Бог с нами». Он уже явился, Он уже родился в этом мире, и ничто этого уже не изменит. Он рядом с каждым из нас, но родится ли Он в нашем сердце это зависит от каждого человека, приходящего к Богу или отвергающего Божию любовь и Божий призыв.

Сегодня, в преддверии Рождества Христова мы вспоминаем также святых, которые празднуются 2-го января по новому стилю – это великие отцы, один древний, а другой принадлежит недавнему времени, священномученик Игнатий Богоносец, ученик Иоанна Богослова и святой праведный Иоанн Кронштадский. И так знаменательно, что именно сегодня в Санкт-Петербурге совершается чин погребения и прощание с протоиереем Николаем Гундяевым, который перешел из временной жизни в вечность 30 декабря. Сегодня Петербургская епархия – верующие, духовенство, архиереи во главе со Святейшим Патриархом, младшим братом отца Николая, совершают заупокойное богослужение. Погребение этого заслуженного клирика будет совершено на Никольском кладбище в Александро-Невской лавре. Почему же это знаменательно? Потому что отец Николай долгие годы был профессором Духовной Академии, преподавателем Патрологии, а также ректором ЛДА в 1986-1987 гг. И это был один из лучших преподавателей Духовной Академии за всю новейшую историю. У него учились многие священнослужители, служащие ныне в Новгороде, в Петербурге, в других епархиях Русской Церкви, и которые сохранили о нем теплую и благодарную память. Он остался в памяти и студентов, и преподавателей Духовной Академии, петербургской паствы, прежде всего, прихода собора Преображения Господня, где он был многолетним настоятелем, именно, как кроткий и добрый пастырь, как яркий проповедник, как очень талантливый, исполненный любовью к своему предмету, то есть к святым отцам, преподаватель. В его курс Патрологии входили ранние отцы Церкви, и он много рассказывал как о священномученике Игнатие Богоносце, епископе Антиохийском, память которого сегодня, так и о других отцах, учениках святых апостолов. Он говорил о важности изучения писаний этих мужей апостольских. И открывая, в частности, послания Игнатия Богоносца, мы видим описание веры и жизни ранних христиан, видим Церковь, видим Таинства, совершающиеся в ней, прежде всего, Евхаристию, видим наставления в вере – это апостольское, пастырское слово, которое будет актуально во все времена. О святом праведном Иоанне Кронштадском отец Николай говорил, как о примере того, что Дух Святой во все времена воздвигает отцов и светильников Церкви. И эпоха святых отцов не закончилась, она не осталась в прошлом, в какой-то древности, а Дух Святой всегда действует в Церкви, и во все времена будут являться вот эти светильники веры, которые являются верными хранителями апостольской веры и апостольского предания. Церковь всегда будет с благодарностью почитать таковых, наделяя их столь высочайшим титулом, который только может быть в этом мире – «отец Церкви». Эту любовь к святым отцам он, как огонь от факела к факелу, передавал другим студентам, тем самым зажигая их своей любовью к Церкви, к апостольскому Преданию, к богословию, к святым отцам, наконец, к Господу Иисусу Христу – Главе нашей Церкви. Его наставления, его светлый образ навсегда останется в памяти тех, для кого он был духовным и академическим наставником. И сегодня, по благословению Владыки митрополита Льва мы совершим заупокойную молитву в память об этом пастыре, который в наши дни был светильником веры и человеком Церкви. Помолимся, чтобы Христос, просвещающий и освящающий всякого человека, грядущего в мир, Господь, Который есть Свет истинный и в Котором жизнь каждого человека, принял бы Своего верного служителя в вечности и соделал причастником Своего Царства. Аминь».

Затем на панихиде были вознесены молитвы о упокоении души новопреставленного протоиерея Николая Гундяева.