Епископ Арсений совершил Литургию в престольный праздник церкви села Яжелбицы

12 сентября 2021 года, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского, епископ Арсений совершил Божественную литургию в храме Александра Невского села Яжелбицы Валдайского района.

По заамвонной молитве был совершен крестный ход и славление с молитвой благоверному князю. По окончании Литургии владыка обратился к молящимся с проповедью:

«Сегодня, взирая духовно на образ святого благоверного князя Александра Невского, мы пытаемся вникнуть в суть его подвига и его святости. Чаще всего, когда мы думаем о благоверном князе, то мы находимся под влиянием какой-то мифологии или образа из советского кинематографа. И от нас ускользает лик святого, лик христианина, который положил свою душу ради ближних своих. Славные победы, мудрая политика, его многочисленные таланты - все это достойно восхищения, но не это делает человека святым. Это оценивает история, оценивают благодарные современники и потомки, но святость заключается не только в этом - быть победоносным военачальником не означает быть святым. Были святые князья и не столь удачные в воинских походах, были князья, которые пострадали в Орде за веру, тогда как князь Александр пытался заключить с Ордой союз ради спасения Руси. Святость не исчерпывается победой и политикой.

Конечно, трудно отделить, особенно для человека того времени, личное от общественного. И христианин, такой как князь Александр, был христианином везде, не только у себя дома, не только в церкви, как и мы призываемся быть христианами не только в храме в воскресный день, а вся наша жизнь должна быть пропитана послушанием слову Божию. И вот о святом благоверном князе Александре можно сказать с уверенностью, что он с детства был послушен слову Божию. И именно этим определяется его святое житие и та кончина, которой он удостоился, приняв перед смертью монашеский постриг. До того, как он стал известен уже всей Руси, благодаря своим победам, новгородцы знали его как милостивого, долготерпеливого, милосердного князя, прощающего их за гордый нрав, отверзающего свои княжеские закрома в суровые голодные годы. 

Милостивый и милосердный – это, наверное, главная характеристика любого святого. Потому что, в конечном итоге, такой образ святости и кротости восходит к Самому Христу, Который сказал в Евангелии: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29). Таким образом, мы видим, что святость это, прежде всего, уподобление Спасителю. Особый разряд святых мы так и называем, преподобные, мы называем так святых монахов, но не только они уподобляются Христу. Мы видим, что святые люди воссияли и в мирском чине, и в священном сане. Они могут быть простыми людьми или благоверными правителями. Святость – это призвание для каждого христианина и для всей Церкви. Это призвание не закрыто, а открыто для нас, это дорога, на которую нас призывает Господь Своим словом, говоря: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6).

Святые шли этим путем, каждый в своем звании, по слову апостола Павла: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван» (1 Кор. 7:20), и в древности христиане могли быть свободными или рабами, воинами и правителям. И благоверный князь, хотя и был правителем, но его образ близок для всех последующих поколений русских православных людей, для правителей, воинов, мирян, священнослужителей, для семейных и для монахов. Но самое важное - это то, что в этом святом человеке, которого не все понимали во время его земной жизни, Русская Церковь узнала очень быстро одного из своих великих святых. Если же говорить не о личной святости, а о его значении как благоверного князя и правителя, сделавшего все для того, чтобы предотвратить окончательное уничтожение Руси, то он стал предтечей будущего единства Русской земли. Он подготовил ту духовную основу, благодаря которой впоследствии молитвами и трудами преподобного Сергия Радонежского мы видим не разрозненные удельные княжества, которые ранее враждовали друг с другом и потому были покорены Ордой. Теперь мы видим великую национальную силу, в основе которой лежала вера.

Главным призывом преподобного Сергия, обращенным к своим современникам, было: «Дабы воззрением на Святую Троицу (на икону) побеждался страх ненавистной розни мира сего». Это то, чего и каждому из нас не хватает в повседневной жизни, не хватает в целом и нашему обществу сейчас. Но мы верим и надеемся, что благодаря примеру, молитвам и заступничеству таких великих наших святых, как благоверный князь Александр, как преподобный Сергий, как все святые новгородские и земли Русской, Господь поможет нам в своей жизни быть верными Ему и Его слову. Поможет нам следовать евангельским путем, путем послушания Церкви, путем Христовых заповедей, путем святости. Потому что сказано было нашим Учителем: «Ищите же прежде Царства Божия все остальное приложится вам» (см. Мф. 6:33)».