462

С 29 октября по 19 декабря 2021 года в здании Десятинного монастыря будет проходить выставка «Имени Твоему слава», посвященная 30-летию возобновления одной из старейших русских епархий – Новгородской. На экспозиции будут представлены предметы современного церковного искусства Великого Новгорода.

Выставка состоится по благословению митрополита Льва и при поддержке Министерства культуры Новгородской области. Организаторы - группа новгородских церковных художников, сообщает сайт Музея художественной культуры Новгородской земли.

Как рассказала куратор выставки Лилия Лепшина, данная экспозиция позволит увидеть уровень развития современного христианского искусства в Великом Новгороде и привлечь внимание к творчеству мастеров: заказчиков, коллекционеров и всех заинтересованных лиц, а также организаций.

На выставке будут представлены иконы, мозаика, шитье, резьба по дереву и камню, художественная обработка металла. Современная церковная живопись представлена в иконах, выполненных в каноне по технологии древних мастеров с использованием натуральных материалов: дерева различных пород, льняной паволоки, мелового левкаса, яичной темперы, сусального золота. При приготовлении красок используются природные минералы: различные оттенки охр (земли), полудрагоценные камни: лазурит, азурит, малахит, диоптаз, шунгит, киноварь и другие.

Монументальное искусство представлено фотографиями стенной живописи, выполненной силикатными красками. Этими росписями украшен храм во имя иконы Богородицы «Скоропослушница», расположенный в Новгородском областном клиническом онкологическом диспансере. Посетители выставки смогут увидеть инсталляцию «Уголок мозаичиста» в процессе творчества. Для мозаики, как и в древности, используется смальта – стекло, вареное с пигментом и цветные камни.

Декоративно-прикладное искусство представлено в лицевом и орнаментальном шитье. Лик святого можно изобразить не только в живописи, но и нитями. Вышитые драгоценные ткани с глубокой древности сопровождают богослужение. Плащаницы Христа и Богоматери, литургические покровцы, хоругви, пелены, закладки, вышитые шелковыми, золотыми и серебряными нитями по шелковым тканям можно будет увидеть в экспозиции.

Традиция исполнения икон в технике деревянной пластики восходит к XVI веку. Мастера, как и в древности, используют местные породы деревьев: дуб, липу, березу.  На выставке будет представлено несколько резных икон и киотов, украшенных орнаментами. Также можно будет увидеть экспонаты мелкой каменной пластики. В качестве материала использован ильменский известняк, из которого в средние века резали кресты, образки, строили храмы. Новгородский известняк разнообразен по структуре, плотности, но главной его особенностью является богатая и теплая цветовая гамма. Разнообразие цвета и его оттенков – серого, бурого, коричневого, розового, зеленоватого, желтоватого – делает этот камень ценным и выразительным материалом. Для оформления работ использовано дерево X–XV веков из археологических раскопок Великого Новгорода.  

Немаловажную роль в украшении икон, киотов, крестов, рак со святыми мощами имеют серебряные или позолоченные басменные оклады, богато орнаментированные, инкрустированные драгоценными и полудрагоценными камнями. Художественная обработка металла была известна в Новгороде еще в XIV веке. Новгородские ювелиры продолжают эту благочестивую традицию.  

«Храм – это прежде всего место собрание верующих для соборной молитвы и лишь потом – памятник истории и архитектуры. Икона также в первую очередь является моленным образом, предназначенным для богослужения или келейной молитвы, и лишь затем ее можно рассматривать как предмет искусства. Церковное искусство всегда было неотъемлемой частью русской культуры, которое в настоящее время активно возрождается, в том числе и на древней новгородской земле», - подчеркнула Лилия Лепшина.

Из истории Новгородской епархии

Первый Новгородский епископ Иоаким, о котором мы находим сведения в первой новгородской летописи, пришел сюда в 992 году из Корсуни. Почти тысячу лет епархия росла и крепла, расширяя свои границы и обращая язычников в христианскую веру. Долгое время именно из новгородских владык избирались Московские митрополиты, а впоследствии – патриархи. В Великом Новгороде в 1045-1050 годах был воздвигнут каменный кафедральный храм Святой Софии Премудрости Божией, который на века стал духовным и культурным центром новгородских земель. При архиерейском доме работали иконописные, ювелирные, золотошвейные мастерские. Здесь писали летописи и переписывали книги. Большинство произведений церковного искусства, хранящееся в музеях и частных собраниях, имеют новгородское происхождение. Новгородская школа иконописи занимает одно из наиболее значительных мест в древнерусском искусстве.

В советский период епархия несколько раз упразднялась путем присоединения к ленинградской, потом вновь выделялась в отдельную. В июне 1990 года митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер) на Поместном Соборе был избран на Патриарший престол, а уже в июле этого же года Святейший Патриарх и Священный Синод приняли решение о выделении Новгородской епархии из состава Ленинградской митрополии. С титулом епископа Новгородского и Старорусского епархию возглавил епископ Лев (Церпицкий), переведенный сюда из Ташкента.

В Новгороде в то время была действующей только одна церковь Св. ап. Филиппа. Лишь спустя год, в 1991 году епархии был передан древний кафедральный собор Святой Софии. Постепенно все больше новгородских храмов, в весьма плачевном состоянии, возвращалось церкви. Их нужно было благоустраивать и налаживать приходскую жизнь. Долгое время иконостасы храмов были составлены из полиграфических икон. Для благоукрашения церквей понадобилось вырастить новое поколение иконописцев и других церковных художников. По мере возрастания духовной жизни в Великом Новгороде среди верующих появились люди, которые хотели послужить Богу своими творческими способностями и талантами в различных сферах церковного искусства. Благодаря открытию духовных школ в России, у них появилась возможность получения профессионального образования. Новгородские церковные художники являются выпускниками Иконописных школ Московской и Санкт-Петербургской Духовных Академий, Православного Свято-Тихоновского Государственного Университета, Тобольской Духовной Семинарии и других учебных заведений.

За 30-летний период возобновления новгородской епархии постепенно в храмах стали появляться иконостасы, выполненные в лучших новгородских традициях древнего письма, украшенные серебряной басмой и деревянной резьбой. Интерьеры церквей наполнились предметами лицевого и орнаментального шитья.

_________________________________________________________________________

На выставке будут представлены иконы, мозаика, шитье, резьба по дереву и камню, художественная обработка металла выполненные пятнадцатью новгородскими церковными художниками и художниками членами Новгородского регионального отделения ВТОО «Союз художников России» - Лепшиной Лилией, Куропаткиным Сергеем, Ландо Вадимом, Федоровой Татьяной, Юдиной Натальей, Павловым Пальмиром, Павловой Светланой, Казакевич Григорием, Вишняковой Оксаной, Сахаровой Викторией, Шориным Михаилом, Камакиным Николаем, Черемисовой Серафимой, Шалковым Михаилом и Шалковой Эльвирой.

В статье использованы изображения произведений Лепшиной Л., Ландо В., Камакина Н., Шорина М.