25 марта 2013 года, в понедельник второй седмицы Великого поста, в день памяти свт. Григория Двоеслова, Митрополит Новгородский и Старорусский Лев совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Иверском соборе Иверского монастыря.
Его Высокопреосвященству сослужили: иеромонах Кирилл (Мотовилов); иеромонах Борис (Григорьев); иеромонах Серафим (Игнатьев) и клирик Софийского кафедрального собора священник Дионисий Букин.
Перед Святым Причащением иеромонах Серафим (Игнатьев) произнес проповедь о смысле Литургии Преждеосвященных Даров, и подробно остановился на разъяснении Великопостной молитвы прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыка живота моего...».
Богослужение сопровождалось пением хора студентов Новгородского Духовного училища и всех молящихся в храме под управлением регента диакона Андрея Каурова.
Разъяснение Великопостной молитвы прп. Ефрема Сирина
Св. Ефрем Сирин, сын земледельца из города Низибии в Месопотамии, жил в ИV веке, будучи в юношестве безрассудным и раздражительным, но, попав случайно в тюрьму по обвинению в краже овец, прозрел, удостоился слышать Глас Божий и смирился. После этого отправился к Иакову Низибийскому, изучал Священное Писание и вел в горах подвижнический образ жизни до взятия Низибии в 363 г. персами. С того времени поселился на горе у города Едессы, поучал народ, проповедывал язычникам христианство, отказавшись от сана епископа, предложенного ему св. Василием Великим в Кессарии. Св. Ефрем умер в 373 г. в сане диакона.
Господи и Владыко живота моего,
дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему.
Ей, Господи Царю,
даруй ми зрети моя прегрешения,
и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков, аминь.
Боже, очисти мя грешного!
Особая значимость этой молитвы для верующих людей состоит в том, что в ней перечисляются самые важные составляющие покаяния, указывается, что конкретно необходимо делать, к чему прилагать усилия. Ибо цель этих усилий, подвигов — освободить себя прежде всего от недуга, препятствующего нашему общению с Богом
Общее объяснение молитвы даётся в Законе Божьем протоиерея Серафима Слободского:
Живота моего — жизни моей
Духъ праздности — склонность к праздности, или лени
Уныние — безнадежность
Любоначалие — властолюбие, т. е. любовь начальствовать и властвовать над другими
Празднословие — произношение пустых слов (пустословие), а также произношение дурных и бранных слов
Не даждь ми — не дай мне
Целомудрие — здравомыслие, благоразумие, а также чистота и непорочность души
Смиренномудрие — сознание своего несовершенства и недостоинства передъ Богом и когда не думаем о себе, что мы лучше других (смирение)
Терпение — терпение нужно при перенесении каких-либо неудобств, лишений и нечестий; а также нужно и для того, чтобы начатое хорошее дело довести до конца
Любве — любви (к Богу и ближним).
Ей Господи — о, Господи!
Даруй ми зрети — дай мне видеть, сознавать.
Под братом разумеется всякий другой человек.
Яко благословен еси — потому что Ты достоин прославления»
Святой Ефрем Сирин выразил в молитве боль и страдание человеческой души алчущей Бога, ищущей в нём спасения.
«Господи и Владыко живота моего»
Обращение к Господу Богу: «Господи и Владыка моей жизни»
Ты мой наставник, моя мудрость, мой вдохновитель и мой утешитель. Господи, укрепи меня в вере в Тебя и в Твое спасительное учение.
«Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми»
«Избави меня от духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия»
«Дух праздности». Не дай мне Господи быть праздным, пустым и проводить беспечно время. У каждого человека есть данные Тобою таланты и знания, которые нужно употребить на пользу людям и славу Твою. Праздность — корень всех грехов, потому что она отравляет духовную энергию.
«Дух уныния». Плод праздности — уныние. Человек, будучи во власти уныния, лишается возможности видеть что-либо хорошее и положительное; все ему плохо, все он отрицает. Пессимизм — это воистину дьявольская власть над нами Не дай мне Господи унывать. Поддающийся унынию не верит в Божий Промысел в Божью заботу о нас, что у каждого из нас есть задание и что все имеет свою причину. Поэтому всегда нужно верить, молиться, надеяться и ожидать помощи от Тебя.
«Дух любоначалия». Любоначалие — это любовь к власти, к власти в семье, в коллективе сослуживцев, в политике. Именно праздность, лень и уныние наполняют нашу жизнь любоначалием. Лень и уныние извращают наше отношение к жизни, лишают ее смысла, и, как бы компенсируя это, рождается в нас жажда властвовать. Не дай мне Господи любить начальствовать над другими, всеми командовать, управлять, всегда быть на первом месте, настаивать на своем, быть гордым. Не дай мне ставить свое желание выше других. Дай мне исполнять только волю Твою. Помоги мне быть скромным.
«Дух празднословия». Человек один среди всех созданных Богом тварей получил дар речи. Святые отцы видят в этом «отпечаток образа Божия в человеке». Но, будучи высшим даром, речь в то же самое время — суд человеку, ибо слово может стать средством падения, самоуничтожения, обмана и греха. Слово может спасти и убить, вдохновить и отравить Не дай мне Господи празднословить — говорить праздные слова, говорить о праздных никому не нужных предметах. Не дай мне грешить многословием, праздными разговорами — которые порождают осуждение и оскорбление.
«Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему»
«Дух целомудрия». Искажённость наших мнений, понятий, всей нашей жизни, невозможность видеть вещи как они есть, в их цельности, — вот праздность.
Противоположность ей — именно целомудрие, внутреннее единство со всем миром, чувство истинных ценностей, духовный контроль над собственными эмоциями и над собственным телом.
Помоги мне Господи быть целомудрым. (Целомудрый — сохранивший себя в девственной чистоте или брачной чистоте, непорочный). Помоги мне Господи быть нравственно чистым: в делах, в словах и мыслях.
«Дух смиренномудрия и терпения». Первый чудесный плод целостности и целомудрия — смирение. Смирению учимся, созерцая Христа, соразмеряя и сравнивая каждое слово, каждый поступок, всю свою жизнь со Христом. Смирение противоположно тщеславию, поразившему наш мир.
Вслед за смирением мы молим даровать нам терпение. Терпение снисходительно и позволяет видеть глубину вещей.
И, наконец, прошение о любви, она плод и основание всех добродетелей и подвигов и может быть дана одним Богом — это дар и цель всего духовного пути и опыта. Бог есть любовь, сказано в Новом Завете (И Иоанна 4:8). Только через любовь человек обоживается, то есть уподобляется Богу. Помоги мне Господи быть смиренным, спокойным, не возмущаться понапрасну — помоги быть терпеливым. Все эти грехи закрывают наши духовные глаза и мы не видим все так как оно есть. Смирение и терпение разрешает многие наши трудности.
Помоги мне Господи любить всех словом, делом и помышлением.
«Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего».
«Господи Царю, помоги мне видеть мои грехи и не осуждать других».
В последнем прошении : «Дай мне видеть свои прегрешения и не осуждать брата своего» — все сведено воедино. Теперь перед нами одна опасность — гордость. Все может обратиться в гордость: и добрые дела, о которых мы помним, и зрение своих прегрешений, и ложное благочестие и смирение, и самоосуждение напоказ. И только когда и целомудрие, и смирение, и терпение, и любовь соединяются в нас в одно целое, тогда главный наш враг — гордость — начинает уничтожаться и таять.
Осуждение людей большой грех и исходит из нашего себялюбия, недоброжелательства и зависти по отношению к людям. Свои грехи мы как правило не замечаем, их оправдываем, они нам кажутся незначительными. Грехи других мы видим ясно, даже самые маленькие. Господь Иисус Христос учит нас «И что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь» (Матфея 7:3). Чтобы не грешить осуждением нужно научиться видеть свои грехи, тогда нам будет легче переносить слабости других и мы будем менее склонны их осуждать.
Господи, помоги мне видеть мои грехи и не осуждать других.
«Яко благословен еси во веки веков, аминь». Заключение молитвы: Господи, да будешь Ты благословен на все времена, аминь.
Господи, да будешь Ты и Твоя Святая воля всегда, всюду и везде.
Вот основное содержание великопостной молитвы Ефрема Сирина.