447

18 июля Церковь вспоминает мученическую кончину святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Федоровны. Будучи немецкой принцессой, она вышла замуж за великого князя Сергея Романова и стала российской княгиней. Святая Елисавета почитается как основательница Марфо-Мариинской обители сестер милосердия. В Доме-интернате им. Ушинского в Шимске для детей и ветеранов есть церковь во имя Елисаветы Федоровны.

Как сообщил нынешний настоятель церкви протоиерей Павел Клиновой, храм переехал в шимский Детский дом-интернат для умственно отсталых детей имени Ушинского после закрытия Дома ветеранов в Великом Новгороде в конце декабря 2019 года, и теперь приписан к церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Шимске. Сначала богослужения в храме совершались раз в месяц. Их посещали пенсионеры и воспитанники Детского дома-интерната. Потом интернат вместе с храмом закрыли на карантин. Он откроется, когда эпидемиологическая обстановка в Шимске нормализуется.

Священник Тимофей Малинин, который окормлял церковь с момента ее открытия в 2004 году до конца 2019 года, рассказал, что храм был освящен в честь Елисаветы Федоровны, потому что святая является покровительницей всех, кто находится в непростом положении, кто нуждается в милосердии. «В Доме ветеранов находятся люди одинокие, у большинства из которых нет родных. Эти люди особенно нуждаются в поддержке и утешении. Поэтому в Доме-ветеранов открыли храм. Богослужения там совершались раз в месяц, однако пенсионеры постоянно собирались общиной и самостоятельно ходили в церковь, читали там молитвы, акафисты святой Елисавете», - подчеркнул священник.

Давайте сегодня вспомним святую Елисавету Федоровну, судьба которой была очень непростой, которая тоже столкнулась с потерей и одиночеством, и через это, оставив почести и богатство, вступила на путь милосердия.

Немка по происхождению, Елизавета Федоровна в совершенстве выучила русский язык и полюбила новую родину всей душой. В 1891 году, после нескольких лет размышлений, она приняла Православие. Много занималась благотворительностью: посещала больницы, тюрьмы, детские приюты. В 1905 году от бомбы террориста Ивана Каляева погиб генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович. Елизавета Федоровна первой прибыла на место трагедии и своими руками собирала части тела любимого мужа, разбросанные взрывом.

На третий день после гибели великого князя она поехала в тюрьму к убийце в надежде, что тот раскается. На слова Каляева «Я не хотел убивать вас, я видел его несколько раз и то время, когда имел бомбу наготове, но вы были с ним, и я не решился его тронуть» Елизавета Федоровна ответила: «И вы не сообразили того, что вы убили меня вместе с ним?» Несмотря на то, что убийца не раскаялся, великая княгиня подала Николаю II прошение о помиловании, которое тот отклонил.

Елизавета Феодоровна решила отдать все свои силы служению Христу и ближним. Она купила на Большой Ордынке участок земли и в 1909 году открыла там Марфо-Мариинскую обитель, назвав ее в честь святых жен-мироносиц Марфы и Марии. На участке расположились два храма, лечебница, аптека с бесплатными лекарствами для бедных, детский приют и школа. Через год насельниц монастыря посвятили в звание крестовых сестер любви и милосердия, а Елизавету Федоровну возвели в сан настоятельницы. Она без сожаления простилась со светской жизнью, сказав сестрам обители: «Я оставляю блестящий мир, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих». Во время Первой мировой войны великая княгиня активно поддерживала фронт: помогала формировать санитарные поезда, отправляла солдатам лекарства и походные церкви.

В 1918 году Елизавету Федоровну арестовали и отправили в ссылку на Урал — в город Алапаевск. За матушкой последовали сестры милосердия Варвара Яковлева и Екатерина Янышева. Екатерину позже отпустили на свободу, а Варвара отказалась уезжать и осталась с великой княгиней до конца. 18 июля 1918 года заключенных - Елизавету Федоровну, сестру Варвару и нескольких членов семьи Романовых - отвезли к деревне Синячихи. Там, на заброшенном руднике, их избили прикладами винтовок и сбросили в шахту. Во время казни великая княгиня крестилась и громко молилась: «Господи, прости им, не знают, что делают!» Матушка и великий князь Иоанн упали на выступ в стене шахты. Оторвав от своего апостольника часть ткани, преодолевая боль, Елизавета Федоровна перевязала раны князя. Сохранились свидетельства, что проходящие мимо люди слышали, как в глубине шахты мученики пели Херувимская песнь. Через несколько месяцев в Екатеринбург вошла армия адмирала Колчака, и тела мучеников достали из шахты. У преподобномученицы Елисаветы, сестры Варвары и великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения.