294

Священномученик Философ Николаевич Орнатский родился 21 мая 1860 г. в Троицкую родительскую субботу и праздник Владимирской иконы Божией Матери в семье священника Николая Платоновича Орнатского, который служил на погосте Новая Ерга (Поповка) под Череповцом Новгородской губернии, в церкви Богоявления Господня.

Как сообщает книга «Новомученики», фамилия Орнатских известна в русской церковной науке с начала XIX века: ее носил настоятель Антониева монастыря архимандрит Амвросий - ректор Новгородской духовной семинарии, впоследствии архиепископ Пензенский. В Кирилло-Белозерском монастыре он пребывал на покое, ведя жизнь затворника. Там же и скончался в 1827 году. Философ Орнатский, его родные братья и двоюродные братья Белоликовы начальное образование получали близ монастыря в Кирилловском духовном училище и читали надпись на могильном камне, напоминавшую о заслугах их родственника: архиепископ Амвросий был известным духовным писателем.

Дальнейшее образование Философ Николаевич получил в Новгородской (по некоторым источникам, Санкт-Петербургской) духовной семинарии. В 1885 году он со степенью кандидата богословия окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Летом 1885 года Философ вступил в брак с Еленой Заозерской, дочерью бывшего иподиакона митрополита Исидора, и вскоре принял священство. Первоначально служил настоятелем в храме во имя иконы «Утоли мои печали» приюта Принца Ольденбургского, где до этого преподавал Закон Божий.

С 1892 по 1912 годы отец Философ служит настоятелем храма при Экспедиции заготовления государственных бумаг. В 1893 году был избран гласным Санкт-Петербургской городской Думы от духовенства и нес свои полномочия до 1917 года. Он принимал участие в устройстве в городе ночлежных домов, сиротских приютов, богаделен, его стараниями в Санкт-Петербурге и окрестностях было возведено 12 храмов, самый большой из них - храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Двадцать шесть лет он являлся председателем «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви», успешно противодействуя антицерковным течениям. 

В семье Философа Николаевича и матушки Елены Николаевны было одиннадцать детей, жили они очень скромно. Все множество общественных званий и должностей, которые глава семьи нес во славу Божию, средств к существованию не приносили. Чтобы прокормить семью, отец Философ давал частные уроки. Наставляя детей, священник говорил: «Мы всегда должны говорить правду, ибо ложь - главное зло, присущее человеку. Всегда помогать тем, кому трудно, независимо от происхождения, возраста и положения. Всегда уважать старших и старость. Постоянно учиться, совершенствовать себя. Главное - быть человеком, которому не стыдно не только перед окружающими, но и перед самим собой, перед своей совестью, перед Господом...».

Известен был батюшка и как редактор и цензор таких столичных духовных журналов, как «Санкт-Петербургский духовный Вестник» (издавался с 1894 года), «Отдых христианина» (с 1901 года), «Право-славно-Русское слово» (с 1902 года).

Отец Философ был одним из ближайших сподвижников священномученика митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского), которого, в бытность того студентом духовной академии, батюшка активно привлекал к проповеднической деятельности в рабочей среде Санкт-Петербурга. Узы духовной дружбы связывали его и со Святейшим Патриархом Тихоном.

Почти двадцать лет отец Философ являлся духовным сыном святого праведного Иоанна Кронштадтского, который часто бывал у него дома и благословлял все его начинания во благо Церкви. Младший брат Философа Николаевича, Иоанн, был женат на племяннице Иоанна Кронштадтского. Святой пастырь доверил отцу Философу быть посредником в своей переписке со святителем Феофаном, Вышенским затворником.

Протоиерей Философ был не только талантливым организатором и администратором, но выдающимся священнослужителем, гармонично сочетавшим в своей пастырской деятельности дерзновенное творчество и традиционное благочестие. Его проповеди в различных храмах северной столицы; его семь резонансных проповедей в храмах Саровского монастыря при открытии мощей преп. Серафима Саровского; его слово на литургии перед отпеванием Иоанна Кронштадтского; его выступления в городской Думе, в том числе и в 1908 году, против превозношения личности графа Льва Толстого, навязывающего обществу идею «христианства» без Христа, - принесли ему заслуженную славу не только как выдающегося проповедника, но и как крупного общественного деятеля.

В 1913 году отец Философ был назначен на должность настоятеля Казанского кафедрального собора в Санкт-Петербурге. Во время Первой мировой войны он отдал свою квартиру под лазарет для раненых воинов, а сам с семьей переехал в небольшое казенное помещение. Неоднократно и сам священник выезжал в районы боевых действий, сопровождая транспорты с необходимыми воинам вещами и продуктами, стремясь всеми силами вдохновить и поддержать защитников Отечества. Его сын Николай (1886 г.р.) - военный врач, находился в составе 9-й Русской Армии; сын Борис (1887 г.р.), штабс-капитан 23-й артиллерийской бригады, закончивший Константиновское артиллерийское училище, геройски сражался на Австро-Венгерском фронте.

Даже в страшное время 1917 года, когда фактически русская армия была брошена на произвол судьбы Временным правительством, отец Философ Орнатский продолжает оказывать помощь русским воинам, о чем свидетельствует, в частности, такое благодарственное письмо: «Настоятелю Казанского собора протоиерею Ф. Н. Орнатскому Петроград, Казанская ул., 1
Командир 145-го пехотного Новочеркасского Императора Александра III полка
18 мая 1917 года №6787; действующая армия.

Ваше Высокоблагословение!
Я, господа офицеры и солдаты вверенного мне полка сердечно благодарят Вас за присланные Вами подарки. Они прибыли в полк 12-го мая и 13-горозданы солдатам. Согласно выраженного Вами пожелания подарки распределены между нами и 147 Самарским полком. Вдали от родных и друзей отрадно видеть, что тыл заботится о нас и не забывает действующей армии».

В январе 1918 года, когда в Лавре был убит отец Петр Скипетров, священномученик, муж сестры матушки Елены Николаевны, отец Философ организовал защиту святынь Александро-Невской Лавры, устроив к ней крестные ходы со всех храмов столицы. При отпевании отца Петра произнес проповедь, бесстрашно обличив большевиков.

Протоиерей Философ в подклети Казанского собора устроил подземный храм во имя сщмч. Ермогена, Патриарха Московского. В этом храме предполагалось поместить Казанский образ Божией Матери и иконы святых, имена которых носили мученически пострадавшие уже в XX веке митрополит Владимир (Богоявленский), протоиереи Иоанн Кочуров и Петр Скипетров, с соответствующими надписями, повествующими об их кончине, а также осколок снаряда, подобранный отцом Философом в той комнате Кремля, где находился во время Поместного Собора митрополит Вениамин, - осколок должен был служить лампадой перед образом Казанской Богородицы.

Летом 1918 года, с 11 по 16 июня, Петроград посетил Патриарх Тихон. В своей речи, обращенной к Святейшему Патриарху Тихону, о. Философ, в частности, сказал: «Социализм - враждебен христианству, он не признает небо и хочет устроить рай на земле. Мы знаем по опыту во что обращаются в социалистическом государстве украденные из христианства святые начала: свобода, равенство и братство. Ныне больше чем когда-либо, и в России больше чем где-либо, ясно, что только на основах подлинного христианства возможно вернуть народу порядок для продолжения спокойной жизни, имеющей конечной целью спасение всех во Христе».

Согласно воспоминаниям Лидии Философны, дочери протоиерея Философа, вечером 19 июля (1 августа) 1918 года, в канун празднования памяти св. пророка Илии, после того, как отец Философ по приглашению причта Ильинского храма на Охте отслужил там всенощную, и вернувшись домой, сел ужинать вместе с семьей - супругой Еленой Николаевной, сыновьями Николаем, Борисом и Владимиром, дочерью Лидией и сестрой Елены Николаевны - Антониной Николаевной, вдовой убитого протоиерея Петра Скипетрова, раздался звонок и в дверях появились вооруженные люди. Философ Орнатский был арестован, также были арестованы и два его старших сына - Николай и Борис, вызвавшиеся сопровождать отца.

Несмотря на протесты и коллективные обращения прихожан к властям, отец Философ с сыновьями не были отпущены. Об их будущей участи власти давали успокоительные ответы, но где-то, вероятно, в сентябре-октябре 1918 года, они в составе группы осужденных приняли мученическую смерть на берегу Финского залива. Место казни находилось, по одним сведениям, в Кронштадте, по другим - неподалеку от Финского залива между Лигово и Ораниенбаумом. По рассказам очевидцев расстрела, отец Философ утешал обреченных на смерть словами: «Ничего, ко Господу идем. Вот, примите мое пастырское благословение и послушайте святые молитвы». Тела расстрелянных, по-видимому, были сброшены в залив.

Арестованный в тот день, когда Св. Церковь молитвенно совершает память св. преп. Серафима Саровского, умершего во время молитвы, сам священномученик протоиерей Философ и все с ним пострадавшие предали Господу свои души тоже с молитвою.